О подготовке кадров для первичного звена и их роли в профилактической работе и здоровьесбережении, о проекте «Кадровая платформа», который сегодня активно масштабируется в регионах, рассказывает Олег Бровцев, главный врач "Областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики" Владимирской области.
Олег Владимирович, долголетие и сбережение здоровья сегодня становятся национальными трендами. Как вы считаете, врач такого профиля – это новая медицинская специализация, или терапевт (врач общей практики) с усиленными компетенциями может работать с пациентами по этому направлению?
Мне кажется, что работа будет идти по обоим направлениям. В последние годы в номенклатуре должностей появился ряд новых специальностей, укоренятся они в нашем здравоохранении или нет – покажет время. В любом случае, мы все понимаем, что с учётом дефицита кадров создавая новую специальность, мы обеспечим переток кадров, но не увеличим общего количества врачей. Это означает, что врачам первичного звена уже сегодня придется повышать свою квалификацию в области здоровьесбережения и долголетия, чтобы завтра начать достигать те цели, которые стоят перед нашим здравоохранением.
Сегодня профилактика выстраивается в отдельную систему, профилактическая работа среди населения усиливается. Требуется ли в связи с этим наращивание новых компетенций врачам, которые уже задействованы в этой работе?
Естественно. Мы часто сталкиваемся с нехваткой знаний не только среди пациентов, но и медицинского персонала. Это вполне логично. У нас в медицинских организациях одновременно работают люди разных поколений, в разное время проходившие обучение в медицинских вузах. И в разные годы профилактическому направлению в нашей стране уделялось разное внимание. К тому же медицинская наука не стоит на месте – учёные продолжают изучать физиологию человека и наращивать знания, и сегодня мы знаем об этом больше, чем ещё пять, десять лет назад.
Должна ли система подготовки медицинских кадров в России претерпевать изменения с учётом новых приоритетов и фокуса на здоровое долголетие?
О том, что профилактировать заболевание проще, чем его лечить, – мы все знаем еще с советских времен. Но пока еще наша система здравоохранения не в полной мере перестроилась, чтобы вовлечь в профилактику максимальное количество пациентов. И начинать необходимо как раз с медицинского образования. Как нас учили в институте: собираем анамнез, проводим обследование пациента, симптомы комбинируем в синдромы, уточняем диагноз, лечим. Ведь для того, чтобы врач-выпускник полноценно занимался профилактикой, его надо этому научить так же, как мы учим выявлять симптомы аппендицита. В настоящее время по всей стране уже пересматриваются образовательные программы медицинских вузов. Это позволит выпустить новое поколение специалистов, которые будут одинаково хорошо понимать и диагностику, и лечение, и профилактику.
Как должны меняться подходы к организации процессов в медицинской организации с учётом фокуса на профилактику и здоровьесбережение?
Для современной медицины повышение внимания к профилактическому направлению – это скорее вынужденная мера. С повышением возможностей диагностики и лечения удается спасти все больше пациентов, которые в недавнем прошлом не могли на это рассчитывать. К сожалению, это приводит к повышению затрат на здравоохранение. Эта ситуация характерна для всего мира, не только для нашей страны. При этом, возможность оптимизировать расходы только одна – выявить заболевания на ранних стадиях, когда вылечить их проще и намного дешевле. А еще лучше – предотвратить их появление. Естественно, рабочие процессы в медицинских организациях должны меняться. Уже сегодня во многих организациях первичного звена создаются отделения и кабинеты медицинской профилактики. Но практика показывает, что этих усилий недостаточно. Возможно, потребуется создание новых структурных подразделений с более широкими полномочиями по обследованию населения. Можно взять на вооружение прекрасный опыт советского здравоохранения по созданию цеховой медицинской службы. Скорее всего, потребуются пилотные проекты, наиболее эффективные из которых нужно будет внедрять по всей стране.
Может ли проект «Кадровая платформа организаторов здравоохранения», участником которого Вы являетесь, помочь в получении новых компетенций главным врачам?
Безусловно. «Кадровая платформа», который реализует ЦНИИОИЗ при поддержке Минздрава России, - полезный проект, способный помочь не только главным врачам, но и их заместителям, руководителям структурных подразделений и сотрудникам РОИВ. Если мы говорим об изменении подходов к медицинскому образованию, то именно такие проекты дают возможность под другим углом взглянуть на рутинные процессы в оргздраве, глубже понимать проблематику и возможности конкретной технологии или медицинской практики.
Как и в чём проект «Кадровая платформа» помог именно Вам?
Для меня «Кадровая платформа» ЦНИИОИЗ – это еще одна возможность пообщаться с коллегами, побыть в сообществе, услышать мнение и рекомендации экспертов. Полезны регулярные подборки изменений в НПА. Всегда интересны вебинары директора Института Ольги Сергеевны Кобяковой, коллег из ЦНИИОИЗ.
Какие кейсы, интересные практики и опыт коллег – участников проекта Вы могли бы перенять?
Я не могу сказать, что планирую масштабировать какой-то конкретный проект коллег. Лично для меня – это, скорее расширение кругозора. Организатор здравоохранения должен знать всю медицину, иметь знания в области экономики, юриспруденции. Естественно, невозможно объять необъятное, но очень важно учиться не только на своих ошибках. Помогают постоянное повышение квалификации, литература, дополнительное образование, общение на различных площадках – например, «Оргздрав», «Лидеры России», «Кадровая платформа» и др.
Из чего складывается функционал должности врача по профилю профилактика старения и медицина долголетия?
Когда мы говорим о профилактическом направлении – мы чаще всего имеем в виду устойчивое изменение поведения людей. А чтобы корректировать поведение, нужно понимать его механизмы.
Поэтому помимо очевидных врачебных функций, таких как: предупреждение болезней, их лечение, изучение факторов, на них влияющих – внешних и генетических, механизмов старения, обучение пациента навыкам, при помощи которых можно корректировать свои привычки, я думаю, полезны будут знания основ психологии, мотивационного консультирования, когнитивно-поведенческой психотерапии или какого-либо из аналогичных методов.
Олег Владимирович, смогут ли цифровые ассистенты эффективно помогать врачу, если речь идёт о правильных привычках и профилактике?
Уже существуют различные системы, гаджеты, цифровые ассистенты, которые напоминают о необходимости выполнения физической нагрузки. Есть приложения, которые помогают спланировать рацион, подсчитать калории. Я думаю, что это направление должно развиваться. Наряду с системами помощи в принятии решений врачей должны появляться новые системы помощи в принятии решений и для пациентов.
Телемедицина – это эффективный инструмент для профилактической работы с населением?
В нашей системе здравоохранения на телемедицину возложены большие надежды. Безусловно, ее можно и нужно применять и в вопросах профилактики заболеваний. Однако, нужно понимать, что возможности телемедицины не безграничны. Сегодня нам нужно думать о том, чтобы снизить нагрузку на врача, оптимизировать его время, чтобы он имел больше возможностей заниматься своей непосредственной работой – лечить пациентов по профилю. Мне кажется, что помочь в этом могла бы не просто связь с врачом по средствам телемедицины. А создание целой системы на основе искусственного интеллекта, или использование других систем помощи в принятии решений, которые не только облегчат коммуникацию пациента с врачом, но и ответят самостоятельно на ряд вопросов, чем снизят ненужную нагрузку на врача.
Беседовала Наталия Рещикова.