22 июля 2010 в 00:29

«Наши женщины всегда были наиболее энтузиастичными»

Фото: из архива автора.
Это наблюдение дореволюционной газеты «Старый Владимирец» оказалось как нельзя более верным: активное участие женщин в бизнесе, их предпринимательские способности вовсе не являются приметой лишь нашего времени. Среди около двухсот известных мне фотографов (вернее, владельцев фотографических мастерских), работавших в нашей губернии с 1858 по 1917 год, было 25 женщин.

Женщины-фотографы, впрочем, как и их коллеги-мужчины, имели самый разный социальный статус: крестьянки (6), мещанки (10), дворянки и жены дворян (6), жены чиновников, офицеров и служащих (3) и одна почетная гражданка ‑ Лидия Владимировна Зубова (г. Александров).
Первое из известных нам фотографических заведений в нашей губернии появилось в 1858 году, а уже в мае 1870 года разрешение на открытие фотографии во Владимире (2-я Никольская улица, дом Бубновых) получила «урожденная из дворян, ныне жена московского мещанина» Екатерина Викторовна Соколова. Эта дама может служить примером не только «долгожительства» в профессии (принадлежавшие ей заведения работали в губернии с 1870 по 1890 гг.), но и предприимчивости. За 10 лет работы во Владимире она сменила несколько адресов, пробуя располагать свое заведение в разных домах на Большой улице и даже предприняла попытку строительства фотографического павильона на городском бульваре.
Соперничать с Екатериной Викторовной Соколовой по длительности работы в этой профессии могли, пожалуй, только «варшавская жительница» Юзефа Эдуардовна Вейнерт (Шуя, 1876-1897) и Елизавета Александровна Авдулина (1877-1899), проживавшая в Юрьев-Польском. По архивным документам можно проследить только за продвижением по службе мужа Авдулиной, делопроизводителя Юрьевского уездного воинского начальника, поднявшегося с 1877 по 1884 год с прапорщика до штабc-капитана и ушедшего в 1889 году в отставку.
Елизавета Александровна, кстати, была не единственной женщиной, которая не хотела мириться с ролью домохозяйки, быть просто «мужней женой». Пока их мужья служили и занимались карьерой, фотографические заведения содержали еще несколько женщин: Александра Николаевна Благонравова, жена преподавателя рисования Юрьев-Польского реального училища (1916 г.), жена капитана Констанция Леопольдовна Сурвило (Шуя, 1916 г.) и жена надворного советника Мария Александровна Тепфер (Муром, 1898-1900 гг.).
Обособленно стоят женщины, являвшиеся членами семей фотографов, ‑ жены, дочери, сестры. Их немало. Например, владимирская мещанка Мария Антоновна Иодко, более 10 лет работавшая сначала в Коврове (1911-1912), а затем во Владимире, в котором с 1905 г. содержал фотоателье ее муж Виктор Владиславович Иодко. Или крестьянка Смоленской губернии Мария Петровна Коренева, имевшая ателье в Иваново-Вознесенске и Владимире (1897-1906), в которых одновременно с ней работал и ее муж Василий Иванович Коренев.
Любопытно отметить, что фотограф Вацлав Томашевич Скульский, рассказывая о своей профессиональной деятельности, писал в 1913 г., что до открытия в январе 1911 г. собственной фотографии во Владимире он в течение трех лет работал «в фотографии жены… под фирмою ея девической фамилии Трусковской». В Шуе в 1904 ‑ 1907 гг. числился фотографом одесский мещанин Константин Константинович Смирнов, а в 1908 г. ‑ одесская мещанка Анисья Павловна Смирнова. Не исключено, что Анисья Павловна просто попробовала продолжить дело умершего мужа. Так же в 1890 г. поступила крестьянка московского уезда Авдотья Борисова (до этого во Владимире на протяжении нескольких лет работал фотограф Николай Ильич Борисов), в 1914 г. ‑ Анисья Павловна Жильцова (в рапорте так и стоит «фотография наследников Жильцова», работавшего в Шуе в 1909-1913 гг.), в 1902 ‑ 1903 гг. - владимирская мещанка Акулина Васильевна Мелехова.
Конечно, женщины-фотографы работали не во всех городах нашей губернии. Этим не могут похвастаться Меленки, Покров, Киржач, Суздаль, Гусь-Хрустальный. Зато, напротив, другие города пользовались у женщин особой популярностью: Шуя (6), Владимир (5), Ковров (5), Муром (4), Иваново (3). Уникальная ситуация сложилась в 1910-е гг. в Коврове. Здесь восторжествовал настоящий матриархат, поскольку с Ираидой Осиповной Волковой, Серафимой Александровной Микуцкой, Марией Антоновной Иодко конкурировал только один фотограф-мужчина!
Обращает на себя внимание и тот факт, что из 112 мужчин-фотографов, работавших во Владимирской губернии c 1876 по 1914 год, 40 (почти 36%!) содержали свои фотомастерские всего лишь от нескольких месяцев до двух лет. Женщины, напротив, отличались большим упорством, постоянством и, возможно, большей продуманностью своих действий и меньшей импульсивностью.
В заключение отмечу, что мне посчастливилось стать обладателем портретов двух женщин-фотографов. Одна из них ‑ Мария Петровна Борищева, бывшая в 1910-х гг. ученицей гороховецкого фотографа Ивана Степановича Соина, занимавшаяся полюбившимся делом вплоть до 1950-х гг. На второй фотографии супружеская пара ‑ Владимир Александрович и Антонина Тимофеевна Локустовы. Кстати, это единственный в нашей губернии случай, когда супруги открыли фотографию вместе. Фотографическое заведение муромских мещан Локустовых работало в их городе, начиная с
1906 г. Они и сфотографированы вместе, прекрасная любящая пара «Локустов Владимир и его жена Тося».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
16 минут назад В Федерации бокса Владимирской области подвели спортивные итоги 2023 года
28 марта во Владимире подвели итоги работы областной Федерации бокса. В мероприятии приняли участие первый заместитель губернатора Александр Ремига, председатель правления Федерации бокса региона Михаил Шашков, и.о. мин…
53 минуты назад Владимирские краеведы высказали свое мнение об именах для новых мостов
Мэрия областного центра сообщает об обсуждении, которое прошло 27 марта в областной научной библиотеке. Речь шла о присвоении двум мостам - уже построенному через Рпень и еще только проектируемому - через Клязьму - имен…