22 июля 2010 в 00:29

«Наши женщины всегда были наиболее энтузиастичными»

Фото: из архива автора.
Это наблюдение дореволюционной газеты «Старый Владимирец» оказалось как нельзя более верным: активное участие женщин в бизнесе, их предпринимательские способности вовсе не являются приметой лишь нашего времени. Среди около двухсот известных мне фотографов (вернее, владельцев фотографических мастерских), работавших в нашей губернии с 1858 по 1917 год, было 25 женщин.

Женщины-фотографы, впрочем, как и их коллеги-мужчины, имели самый разный социальный статус: крестьянки (6), мещанки (10), дворянки и жены дворян (6), жены чиновников, офицеров и служащих (3) и одна почетная гражданка ‑ Лидия Владимировна Зубова (г. Александров).
Первое из известных нам фотографических заведений в нашей губернии появилось в 1858 году, а уже в мае 1870 года разрешение на открытие фотографии во Владимире (2-я Никольская улица, дом Бубновых) получила «урожденная из дворян, ныне жена московского мещанина» Екатерина Викторовна Соколова. Эта дама может служить примером не только «долгожительства» в профессии (принадлежавшие ей заведения работали в губернии с 1870 по 1890 гг.), но и предприимчивости. За 10 лет работы во Владимире она сменила несколько адресов, пробуя располагать свое заведение в разных домах на Большой улице и даже предприняла попытку строительства фотографического павильона на городском бульваре.
Соперничать с Екатериной Викторовной Соколовой по длительности работы в этой профессии могли, пожалуй, только «варшавская жительница» Юзефа Эдуардовна Вейнерт (Шуя, 1876-1897) и Елизавета Александровна Авдулина (1877-1899), проживавшая в Юрьев-Польском. По архивным документам можно проследить только за продвижением по службе мужа Авдулиной, делопроизводителя Юрьевского уездного воинского начальника, поднявшегося с 1877 по 1884 год с прапорщика до штабc-капитана и ушедшего в 1889 году в отставку.
Елизавета Александровна, кстати, была не единственной женщиной, которая не хотела мириться с ролью домохозяйки, быть просто «мужней женой». Пока их мужья служили и занимались карьерой, фотографические заведения содержали еще несколько женщин: Александра Николаевна Благонравова, жена преподавателя рисования Юрьев-Польского реального училища (1916 г.), жена капитана Констанция Леопольдовна Сурвило (Шуя, 1916 г.) и жена надворного советника Мария Александровна Тепфер (Муром, 1898-1900 гг.).
Обособленно стоят женщины, являвшиеся членами семей фотографов, ‑ жены, дочери, сестры. Их немало. Например, владимирская мещанка Мария Антоновна Иодко, более 10 лет работавшая сначала в Коврове (1911-1912), а затем во Владимире, в котором с 1905 г. содержал фотоателье ее муж Виктор Владиславович Иодко. Или крестьянка Смоленской губернии Мария Петровна Коренева, имевшая ателье в Иваново-Вознесенске и Владимире (1897-1906), в которых одновременно с ней работал и ее муж Василий Иванович Коренев.
Любопытно отметить, что фотограф Вацлав Томашевич Скульский, рассказывая о своей профессиональной деятельности, писал в 1913 г., что до открытия в январе 1911 г. собственной фотографии во Владимире он в течение трех лет работал «в фотографии жены… под фирмою ея девической фамилии Трусковской». В Шуе в 1904 ‑ 1907 гг. числился фотографом одесский мещанин Константин Константинович Смирнов, а в 1908 г. ‑ одесская мещанка Анисья Павловна Смирнова. Не исключено, что Анисья Павловна просто попробовала продолжить дело умершего мужа. Так же в 1890 г. поступила крестьянка московского уезда Авдотья Борисова (до этого во Владимире на протяжении нескольких лет работал фотограф Николай Ильич Борисов), в 1914 г. ‑ Анисья Павловна Жильцова (в рапорте так и стоит «фотография наследников Жильцова», работавшего в Шуе в 1909-1913 гг.), в 1902 ‑ 1903 гг. - владимирская мещанка Акулина Васильевна Мелехова.
Конечно, женщины-фотографы работали не во всех городах нашей губернии. Этим не могут похвастаться Меленки, Покров, Киржач, Суздаль, Гусь-Хрустальный. Зато, напротив, другие города пользовались у женщин особой популярностью: Шуя (6), Владимир (5), Ковров (5), Муром (4), Иваново (3). Уникальная ситуация сложилась в 1910-е гг. в Коврове. Здесь восторжествовал настоящий матриархат, поскольку с Ираидой Осиповной Волковой, Серафимой Александровной Микуцкой, Марией Антоновной Иодко конкурировал только один фотограф-мужчина!
Обращает на себя внимание и тот факт, что из 112 мужчин-фотографов, работавших во Владимирской губернии c 1876 по 1914 год, 40 (почти 36%!) содержали свои фотомастерские всего лишь от нескольких месяцев до двух лет. Женщины, напротив, отличались большим упорством, постоянством и, возможно, большей продуманностью своих действий и меньшей импульсивностью.
В заключение отмечу, что мне посчастливилось стать обладателем портретов двух женщин-фотографов. Одна из них ‑ Мария Петровна Борищева, бывшая в 1910-х гг. ученицей гороховецкого фотографа Ивана Степановича Соина, занимавшаяся полюбившимся делом вплоть до 1950-х гг. На второй фотографии супружеская пара ‑ Владимир Александрович и Антонина Тимофеевна Локустовы. Кстати, это единственный в нашей губернии случай, когда супруги открыли фотографию вместе. Фотографическое заведение муромских мещан Локустовых работало в их городе, начиная с
1906 г. Они и сфотографированы вместе, прекрасная любящая пара «Локустов Владимир и его жена Тося».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:51 Владимирских регоператоров ранжировали по количеству жалоб от населения
25 ноября в ходе оперативного совещания правительства Владимирской области был поднят вопрос о качестве уборки твёрдых коммунальных и крупногабаритных отходов в муниципалитетах.
вчера в 19:23 Еще трое участников массовой драки во Владимире взяты под стражу
В общей сложности за решетку отправлено семь человек, которые ночью 9 ноября 2024 года на улице Ильича, рядом с одним из клубов устроили драку. Причем, в качестве мишени для бития они выбрали одного из посетителей заведе…