На сцене Владимирского театрального комплекса сыграли А.Островского Тогда, в XIX веке, «глумовщина» только наступала. Сейчас же она, по мнению режиссера-постановщика спектакля «На всякого мудреца довольно простоты», процветает. Об этом Сергей Морозов говорил в интервью накануне премьеры. И эта позиция режиссера в постановке прослеживается четко.
Задача искусства - ставить вопросы, а не предлагать решения. Но оставил ли без конкретного ответа зрителя этот спектакль? Пожалуй, здесь все же мало риторического. Скорее больше иронии, разгадав которую можно понять, кто и что хотел сказать своими витиеватыми фразами.В первую очередь, необходимо отметить язык пьесы. Спасибо талантливейшему драматургу Островскому за остроту, а режиссеру-постановщику - за отличный выбор. Сегодня ведь классику ставят мало, неохотно, считая ее прерогативой школьной программы. Между тем театральная публика очень скучает по русскому языку, чистому и совершенному. А еще - по качественному невербальному общению. Что касается мимики и жестов, то тут немалую роль сыграла и задумка режиссера, который хотел поставить «Карьеру в ритме танго». И это удалось в полной мере. Неожиданные и резкие па, которые отличают этот страстный танец, были к месту и ко времени в спектакле. Декорации также подчеркивали атмосферу. Кулисы были повсюду, не только по обе стороны сцены, но и в самом центре ее, по всему периметру. Персонажи пьесы появлялись на сцене, резко раздвигая имеющийся ряд штор, уходили так же, решительно сметая препятствия в виде занавеса на своем пути. Во всем чувствовалось страстное биение «пульса» пьесы.
Это сочетание, или, если хотите, «дуэт», в котором соединение бесподобного языка Островского и танго, что абсолютно безболезненно, на мой взгляд, «вживил» в эту пьесу Сергей Морозов, - явилось вполне гармоничным. Попытки осовременить классику техническими новшествами и оригинальными задумками нередко терпят фиаско. В этой постановке все шло как по нотам...
К слову, «дуэт» у режиссера-постановщика пьесы случился и с главным героем Егором Глумовым. Игра Александра Аладышева была очень яркой. Во всем, что делал его персонаж, как он двигался, ходил, думал, говорил... Всюду была видна и позиция режиссера. Было очевидно, что они «заодно». Это отнюдь не говорит о том, что образ, созданный исполнителем главной роли, был неоригинален. Просто во всем хотелось соглашаться с ним, а следовательно, и с режиссером. «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями» - такое руководство к действию Егора Глумова помогло ему добиться положения в обществе. И все его рассуждения, что важно, имеют место и сегодня: «Конечно, здесь карьеры не составишь - карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором». И в этой «обширной говорильне» Егор Глумов имел завидный успех. Льстить грубо и беспардонно он умел на людях. Откровенен был лишь со своим дневником. Но в финале эти записи стали все же достоянием общественности. И они - все, перед кем расточал лесть Глумов, - «раздели» его, разоблачили, завеса интриг пала. Глумов снимал с себя одежду, произнося каждое слово правды. Почти нагим покинул он сцену. И режиссер был со своим героем здесь до самого конца.
...И все же спустя время общество, которое молодой и смелый герой пьесы Островского критиковал и презирал, все же решило приласкать его вновь. И круг замкнулся.
Бывают спектакли режиссерские, другие - актерские. В этой постановке однозначно - дуэт. Может, даже трио - Островский, Морозов и Аладышев. Как, впрочем, в настоящем танго... И они, как мне кажется, не оставили зрителя в финале в недоумении. На вопрос, чем выходят в люди, ответ был дан. О других вопросах, которые каждый задал себе сам после просмотра, я не говорю.
Безусловно, привыкли мы к тому, что режиссеры в последнее время стараются все чаще удивлять. Они либо уходят в тень и, кажется, сами не знают, что хотели сказать, либо активно «выпячивают» ту самую изощренную оригинальность. Нередко и в том, и в другом случае их ждет успех. Сергею же Морозову на фоне всего этого хочется сказать спасибо за его четкую и верную позицию, которая отнюдь не размыта, и за те лаконичные дуэты, что созданы в рамках постановки.