Позвольте приветствовать вас в рамках традиционного областного экономического совещания. К участию в нем приглашены руководители администрации области, ее органов и структурных подразделений, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и Законодательного Собрания, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций региона. Большинство приглашенных присутствуют.
В ходе доклада я хотел бы довести до вас итоги социально-экономического развития области в истекшем году и обозначить основные направления нашей работы, продиктованные Посланием Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года.
Для обеспечения открытости и гласности нашей работы, расширения аудитории участников совещания осуществляется его прямая трансляция в сети Интернет. Многие дополнительные информационные материалы, характеризующие реальную ситуацию в области, размещены на официальном интернет-портале администрации области.
Наше совещание проходит сразу после масштабной избирательной кампании, по выборам глав и депутатов представительных органов в 100 муниципальных образованиях области.
На прошедших выборах были избраны 68 глав муниципальных образований и 1281 депутат Советов народных депутатов различных уровней.
В 9-ти муниципальных образованиях впервые применена смешанная система выборов представительных органов местного самоуправления по одномандатным округам и партийным спискам. В 5-ти территориях первые места получила партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в 3-х - КПРФ, в одной ‑ ЛДПР.
В округе Муром, Гусь-Хрустальном и Муромском районах, а также в 5-ти городских и 13-ти сельских поселениях избраны новые главы муниципальных образований. Депутатский корпус в целом по области обновился более чем на половину. Теперь крайне важно оправдать доверие избирателей, выполнить свои предвыборные обещания.
Перед началом доклада предлагаю посмотреть фильм «Владимирская область ‑ итоги и перспективы».
Подводя итоги 2010 года, хочу отметить, что основная деятельность администрации области была направлена на реализацию долгосрочной Стратегии и Среднесрочного плана развития области на 2009-2012 годы, мероприятий Программы по смягчению последствий финансового кризиса в социальной сфере и отдельных секторах экономики.
В центре внимания органов и структурных подразделений администрации области, органов местного самоуправления находились вопросы обеспечения социальной стабильности; модернизации экономики, стимулирования деловой активности в реальном секторе и занятости населения; социально-экономического развития монопрофильных территорий; повышения эффективности использования бюджетных средств.
Совершенствовалась законодательная и нормативно-правовая база области. В течение года разработаны и приняты 132 областных закона, 39 Указов, 1408 постановлений губернатора области.
Использование программно-целевого метода позволило консолидировать бюджетные ресурсы и другие источники для достижения целей развития региона. В 2010 году выполнялись мероприятия и работы по 17 федеральным, 32 региональным целевым программам. На их реализацию использовано более 26,4 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета ‑ 4,8 млрд рублей.
Успешно функционировала централизованная система размещения областного заказа. В минувшем году область перешла на единую федеральную электронную торговую площадку. Объем государственных и муниципальных заказов достиг 18,6 млрд рублей. Экономия областных и муниципальных бюджетных средств от начальной цены заказов составила 6 процентов.
В рамках национального рейтинга прозрачности закупок область третий раз получила сертификат «Гарантированная прозрачность» и вошла в тройку регионов‑лидеров.
Укреплялся кадровый состав государственной гражданской службы области. Состоялось 25 конкурсов на замещение вакантных должностей, в которых приняло участие 68 человек. Во Владимирском филиале Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации продолжили обучение 175 муниципальных и повысили квалификацию 300 государственных гражданских служащих.
Активно работал Совет по местному самоуправлению. Проведено четыре заседания, на которых рассмотрены вопросы повышения эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления, а также увеличения налогового потенциала муниципальных образований области и совершенствования практики размещения заказов для их нужд.
Задачи укрепления политической стабильности, дальнейшего развития гражданского общества постоянно были в центре внимания Общественно-политического консультативного совета.
В результате администрации области во взаимодействии с трудовыми коллективами удалось обеспечить продвижение вперед по многим направлениям социально-экономического развития региона.
Промышленный сектор области в целом преодолел кризисные явления и вышел на траекторию устойчивого роста. Индекс промышленного производства составил 118,6 процента к уровню 2009 года, что соответствует 4-му месту в Центральном федеральном округе и существенно превышает среднероссийский показатель. Объем товаров собственного производства, выполненных работ и услуг впервые превысил 200 млрд рублей.
Продолжена реализация важнейших инвестиционных проектов. Введены в строй действующих 13 производств. Наиболее значимые и крупные вновь введенные объекты ‑ производство нержавеющих и электросварных труб «Марчегалия» во Владимире; завод по изготовлению и оцинкованию строительных металлоконструкций ЗАО «Муром-ЭнергоМаш» в Муроме. Важные позитивные события, связанные с формированием новых «точек» роста, произошли в химическом, машиностроительном, лесоперерабатывающем и агропромышленном комплексах. В сфере фармацевтики закончено строительство лабораторного комплекса фирмы «ЛЕККО», организовано производство готовых лекарственных форм с микробиологической и контрольно-аналитической лабораторией ЗАО «Генериум».
Объем научно-технических разработок, выполненных 24 крупными и средними научными организациями области, составил около 5 млрд рублей. Исследования региональных организаций легли в основу реализуемых проектов по созданию инновационных производств, в том числе проектов в сфере нанотехнологий ЗАО «РМ Нанотех», ООО «Гранит-А», ЗАО «Компания «СТЭС-Владимир» и других.
Важнейшим положительным итогом прошлого года стало сохранение позитивного имиджа области как инвестиционно-привлекательного региона.
Объем инвестиций в основной капитал составил 47,7 млрд рублей. Однако обновление основных производственных фондов происходит пока недостаточно активно: за последние 5 лет степень их износа в промышленности снизилась лишь на 2,4 процентных пункта.
Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику региона, вырос за год на 44,3 процента и превысил 765 млн долларов США. По этому показателю область входит в пятерку лидеров по ЦФО. Следует особо отметить рост прямых иностранных инвестиций, которые увеличились на 75,7 процента.
В прошлом году государственную поддержку при реализации одобренных инвестиционных проектов получили 15 организаций области на сумму около 484 млн рублей. В консолидированный бюджет области налоговые отчисления данных организаций составили 604 млн рублей, в федеральный бюджет ‑ 2,7 млрд руб. Создано более 5 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест.
Внешнеторговый оборот увеличился на треть и составил 1,6 млрд долларов США, что является наилучшим результатом за последние 16 лет. По этому показателю область заняла 8 место в ЦФО.
Оборот розничной торговли сложился в сумме 96
млрд рублей и вырос за год на 6,1 процента. В настоящее время на территории области насчитывается более 8 тысяч объектов розничной торговли, в том числе: 35 рынков, 28 ярмарок, 115 федеральных и региональных торговых сетей.
Завершен проект по строительству гипермаркета «Бимарт» с торговой площадью 9 тыс. кв. метров и начат проект по созданию 100 торговых объектов сети «Пятерочка» в населенных пунктах с численностью жителей от 5 тыс. человек. Удельный вес торговых сетей в розничном товарообороте торгующих организаций области составил 26,6 процента ‑ это 2 место в ЦФО. Объем платных услуг населению возрос почти на 10 процентов и составил 34,3 млрд рублей.
В результате проводимых мер по поддержке реального сектора экономики удалось преодолеть негативные тенденции в сфере кредитования. Укрепился банковский сектор. Объем аккумулированных им ресурсов вырос на 27,6 процента и составил около 112 млрд рублей. За год банками выдано кредитов на сумму 65,5 млрд рублей, из них 70,5 процента ‑ на срок выше одного года.
Активно реализуется областная целевая программа содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Финансовая поддержка оказана 506 субъектам малого и среднего бизнеса на сумму более 492 млн рублей, в том числе более 100 инновационным проектам на сумму 105 млн рублей. Выполнение мероприятий программы способствовало привлечению в экономику региона финансовых средств в объеме 4,4 млрд рублей и созданию почти 1,5 тыс. новых рабочих мест.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составила 15,8 процента против 15 процентов в 2009 году. Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области увеличилось с 12 до 14 единиц, а доля занятых на них составила 36 процентов. По этому показателю область наравне с городом Москвой занимает лидирующее место в ЦФО.
В минувшем году область получила звание «Лучший регион Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса и созданию наиболее благоприятных условий для его развития». Кроме того, область признана победителем Национальной премии Торгово-промышленной палаты РФ в сфере предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий».
С субъектами малого и среднего предпринимательства было заключено 289 договоров купли-продажи арендуемого муниципального имущества общей площадью свыше 43 тыс. кв. метров на сумму 553,5 млн рублей.
Среди субъектов малого предпринимательства для государственных нужд области было размещено заказов на сумму 318,5 млн рублей и муниципальных нужд ‑ на 467,2 млн рублей.
Объем услуг связи составил около 8,7 млрд рублей, увеличившись на 10 процентов. Возросло количество участников рынка услуг связи, что способствовало установлению доступных тарифов.
Дальнейшее распространение получила технология позиционирования ГЛОНАСС. Аппаратурой спутниковой навигации были оснащены транспортные средства ряда предприятий пассажирского транспорта и коммунального хозяйства области.
Деятельность строительного комплекса также характеризуется положительной динамикой.
Объем строительных работ увеличился на 4,6 процента и составил 21,3 млрд рублей. За год введено 480,8 тыс. кв. метров жилой площади, что на 6,6 процента выше уровня 2009 года. Осуществлено строительство и ввод более 2 тысяч объектов различного назначения.
Большая работа проделана по ликвидации последствий лесных пожаров. В деревне Иватино Меленковского района построено 68 жилых домов для граждан, лишившихся жилья, и 23 жилых дома для граждан, по которым было принято решение о переселении. Осуществлено строительство объектов современной инженерной инфраструктуры.
Повышенное внимание уделялось созданию условий для развития жилищного строительства и обеспечения жильем отдельных категорий граждан. В рамках программы «Жилище» за счет реализации сертификатов и свидетельств жилье приобрели 244 семьи, из них 185 - молодые семьи.
Проводилась большая работа по предоставлению гражданам жилья по договорам социального найма.
В прошлом году построено 12,3 тыс. кв. метров жилых помещений, улучшили жилищные условия 237 семей.
Активное участие в реализации подпрограммы «Социальное жилье» принимали администрации города Владимира, округа Муром, районов: Гусь-Хрустального, Ковровского района, Муромского, Селивановского, Суздальского и других.
В то же время, несмотря на то, что в очереди на улучшение жилищных условий состоит значительное количество семей, не занимались данной проблемой администрации города Коврова, Камешковского, Петушинского и Юрьев-Польского районов.
Сроки реализации подпрограммы «Социальное жилье» продлены до 2015 года. В связи с этим задача органов местного самоуправления на 2011 год и ближайшую перспективу состоит в заблаговременной разработке проектно-сметной документации и выделении на эти цели средств местных бюджетов.
В сельской местности свои жилищные условия улучшили 98 семей, включая 70 молодых семей и молодых специалистов.
В минувшем году получило дальнейшее развитие ипотечное кредитование. В целом по области было выдано 2 тысячи кредитов на сумму около 1,8 млн рублей, что в 2,4 раза больше, чем в 2009 году. С помощью ипотечных кредитов приобретено свыше 77 тысяч кв. метров жилья.
Завершена разработка схем территориального планирования Владимирской области и 5 муниципальных районов, проекты генеральных планов 37 городских и сельских поселений.
В целях жилищного строительства включены в границы населенных пунктов земельные участки общей площадью 65,3 гектара, что позволит построить более 120 тыс. кв. метров жилья.
В рамках целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости во Владимирской области» в прошлом году начаты работы по кадастровой оценке объектов недвижимости. Сделать предстоит очень много, поскольку необходимо определить рыночную стоимость всех объектов недвижимости на территории Владимирской области.
Общий доход консолидированного бюджета от использования земли составил 2,7 млрд рублей, увеличившись на 14,5 процента.
В целях привлечения инвесторов и повышения эффективности использования земельного фонда в прошлом году на первой международной специализированной выставке «Рынок земли в России» область представила более 200 земельных участков.
С участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в области реализовывались четыре адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на которые в прошлом году освоено 963 млн рублей. В результате достроено 19 многоквартирных домов, вновь построено 6 многоквартирных домов малой застройки, жилищные условия улучшили свыше 2 тысяч граждан.
На работы по капитальному ремонту многоквартирных домов за год направлено около 1,2 млрд рублей, в 47 муниципальных образованиях области отремонтировано 1253 дома, что позволило улучшить жилищные условия более 136 тысячам человек.
Успешно реализовывался инвестиционный проект «Развитие системы теплоснабжения города Владимира и Владимирской области», в рамках которого введена новая блочно-модульная котельная и реконструирована имеющаяся, а также модернизировано около 16 км тепловых сетей в городе Владимире и Юрьев-Польском районе.
В то же время прослеживается негативная тенденция роста задолженности предприятиям жилищно-коммунального комплекса. Общий объем задолженности на начало текущего года составил 1,9 млрд рублей, в том числе: за потребленную тепловую энергию ‑ 1,1 млрд рублей (рост за 2010 год на 572 млн рублей), электроэнергию ‑ 316 млн рублей (рост на 92,5 млн рублей), газ ‑ 337 млн рублей (рост на 89 млн рублей), за другие виды топлива ‑ 74,5 млн рублей (рост на 20 млн рублей).
Как правило, рост задолженности за энергоресурсы допускают предприятия, не имеющие достаточных оборотных средств и созданные с минимальным уставным капиталом.
В рамках реализации Федерального закона об энергосбережении в области в прошлом году выполнен ряд ресурсосберегающих мероприятий, что позволило сэкономить около 5 млн кВт часов электроэнергии, 20 тысяч Гкал тепловой энергии, свыше 5,8 тысячи тонн условного топлива, 34 тыс. куб. метров воды. В целом экономия в денежном выражении составила около 58 млн рублей.
На 2011 год предусмотрено выполнение энергосберегающих мероприятий на сумму около 693 млн рублей, в том числе внебюджетных средств ‑ 676 млн рублей.
Ожидаемый эффект от внедрения мероприятий в 2011 году в натуральном выражении должен составить: электрической энергии ‑ 68 млн кВт часов, тепловой энергии ‑ 13,1 тыс. Гкал, топлива ‑ 2,2 тысячи тонн условного топлива, воды ‑ 22 тыс. куб. метров.
Предполагаемый срок окупаемости предусмотренных энергосберегающих мероприятий составит 2 года.
Уровень газификации населенных пунктов области природным газом составил 74,6 процента. По городским поселениям он достиг 88,8 процента (рост на 1,7 процентных пункта), по сельским ‑ 35,1 процента (рост на 3,4 процентных пункта).
Сохранилась положительная динамика в сфере недропользования и развития минерально-сырьевой базы. Объем отгрузки полезных ископаемых вырос на 20,6 процента и составил около 1,6 млрд рублей. Индекс производства по добыче в сравнении с 2009 годом составил 100,9 процента. Затраты бюджетов всех уровней и инвесторов на природоохранные мероприятия достигли 353,7 млн рублей.
Прошедший год был особенно трудным для лесохозяйственного комплекса области. В результате неблагоприятных погодных условий, ветров, лесных пожаров погибло 26 тыс. гектаров леса. Затраты на их тушение составили более 50 млн рублей.
Несмотря на сложный пожароопасный сезон, все запланированные работы выполнены. Внесены изменения в лесной план и лесохозяйственные регламенты по ликвидации последствий пожаров и ветровалов. Освоение расчетной лесосеки увеличилось на 13 процентов и по итогам года составило 74 процента.
Приняты меры по оснащению существующих пожаро-химических станций, в прошлом году передано 12 авторазливочных станций АРС-14 на тушение лесных пожаров, а в текущем году область получит еще 25 автомобилей АРС-14.
Продолжена работа по устройству региональных пунктов диспетчерского управления по обнаружению и мониторингу пожарной опасности в лесах.
В текущем году более чем в 2 раза увеличено финансирование из федерального бюджета на охрану лесов от пожаров и профилактические мероприятия (с 51,1 млн до 103,8 млн рублей), в том числе на тушение лесных пожаров ‑ на 78 процентов (с 4,5 млн до 8 млн рублей).
Засуха в значительной степени определила результаты деятельности в сельском хозяйстве. Объем валовой продукции в хозяйствах всех категорий уменьшился на 21 процент за счет сокращения продукции растениеводства, в сельскохозяйственных организациях ‑ на 10,2 процента.
В то же время в целом ситуация в АПК осталась стабильной. Сохранились положительные тенденции в отрасли животноводства ‑ больше произведено мяса, молока, яиц. Впервые за последние годы увеличилось поголовье коров, успешно завершена зимовка скота, продолжалось строительство новых животноводческих комплексов. Для защиты от погодных рисков приняты меры по увеличению посевных площадей озимых культур на 26 процентов. Ожидается, что яровой сев будет проведен на площади 134,7 тыс. гектаров, что больше уровня 2009 года на 5,4 процента.
На основании Соглашений, заключенных с Минсельхозом России, осуществлялась государственная поддержка сельского хозяйства, социального развития села на общую сумму около 1,7 млрд рублей (рост 123 процента).
Все это дает основу для роста продукции собственного производства на продовольственном рынке области и обеспечения сырьем пищевой промышленности. В прошлом году индекс производства пищевых продуктов составил 111,8 процента.
Устойчивая работа секторов экономики способствовала наполнению консолидированного бюджета области. Его доходы составили 43,2 млрд рублей, или 106,1 процента к уровню 2009 года. При этом налоговые и неналоговые доходы сложились в сумме 29,8 млрд рублей и на 14,8 процента превысили уровень предыдущего года.
Бюджетирование, ориентированное на результат, позволило увеличить долю расходов, формируемых в рамках долгосрочных целевых программ, с 74 до 77,6 процента.
Общая сумма имущества, принятого в собственность области в рамках реализации федеральных национальных проектов и целевых программ, составила 1,4 млрд рублей, что 1,5 раза больше, чем в 2009 году.
В рейтинге субъектов Российской Федерации по качеству организации бюджетного процесса Владимирская область заняла третье место.
Уровень бюджетной обеспеченности населения области вырос на 12,3 процента в расчете на одного жителя и составил 31,5 тыс. рублей.
Расходы социального характера возросли на 12 процентов, и их доля в консолидированном бюджете составила 65 процентов. На образование направлено 11,6 млрд рублей, что на 8 процентов выше уровня предыдущего года, на социальную политику ‑ 9 млрд рублей (рост на 17,2 процента), на здравоохранение ‑ около 9 млрд рублей (рост на 5,8 процента).
Реализация задач, стоящих перед отраслью здравоохранения, позволила сохранить положительную динамику ряда демографических показателей. Мы наблюдаем рост рождаемости, снижение младенческой и материнской смертности. Достигнуто снижение общей заболеваемости практически по всем классам заболеваний, что стало результатом реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, совершенствованию медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями и пострадавшим при ДТП.
Внедрение отраслевой системы оплаты труда позволило увеличить уровень заработной платы медицинских работников на 11,6 процента. По уровню средней заработной платы врачей, среднего медицинского и вспомогательного персонала область заняла 4-е место среди регионов ЦФО.
Стоимость основных фондов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения выросла за год на 42 процента.
В регионе успешно функционируют 4 травматологических центра второго уровня оказания помощи пострадавшим при ДТП во Владимире, Коврове, Александрове, Петушках и 2 центра третьего уровня в Собинке и Вязниках. Проводимые мероприятия способствовали снижению смертности населения трудоспособного возраста от ДТП на 1,7 процента. Продолжалось дооснащение современным медицинским оборудованием Центров здоровья.
В рамках программы совершенствования медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями созданы современные сосудистые центры для оказания своевременной специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи больным кардиологического и неврологического профилей во Владимире, Муроме, Александрове и Коврове.
По итогам прошлого года удалось снизить смертность населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения на 10 процентов.
Наметились положительные тенденции в сфере образования. Перевод отрасли на ведомственную систему оплаты труда позволил за год увеличить среднемесячную заработную плату работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений до 11,3 тыс. рублей (рост на 6 процентов), а учителей до 12,3 тыс. рублей (рост также на 6 процентов).
Объем стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений составил 21,6 процента (рост на 17 процентов).
Перевод всех учреждений общего образования на нормативно-подушевое финансирование, оптимизация сети и штатных расписаний позволили сократить неэффективные расходы в общем образовании более чем на 650 млн рублей.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» способствовала повышению доли школьников, обучающихся в качественных современных условиях, с 58 до 88 процентов.
Улучшилось содержание детей в сельских школах. Число школ, имеющих все виды благоустройства, увеличилось за год с 85 до 89 процентов. На 7 процентов уменьшилось количество школ, требующих капитального ремонта.
Результаты ЕГЭ в 2010 году подтвердили хорошее качество подготовки выпускников.
В области накоплен положительный опыт решения проблемы обеспеченности населения детскими садами. Охват детей от 1 до 7 лет дошкольным образованием составил 74 процента (по РФ ‑ 59 процентов). Было дополнительно создано почти 1400 мест, в результате чего в 38 процентах муниципальных образований очередность на устройство детей в дошкольные учреждения отсутствует.
За истекший учебный год проведено 56 областных мероприятий, позволяющих одаренным детям развивать свои способности. В них приняло участие 17,8 тысячи человек. Создан региональный банк данных, в который включено около 14,5 тысячи талантливых школьников. В прошлом году 53 молодых дарования получили гранты Президента России.
В целях повышения качества профессионального образования и привлечения молодежи на обучение продолжена работа по созданию ресурсных центров по приоритетным отраслям экономики. Открыт такой центр в Ковровском промышленно-гуманитарном техникуме. Реорганизовано шесть областных учреждений профессионального образования. В минувшем году областные государственные учреждения среднего профессионального образования ввели 6 новых профессий и специальностей.
В результате принятых мер удалось улучшить трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования до 72 процентов и среднего профессионального образования до 78 процентов.
В минувшем году 45 процентам детей-инвалидов (177 человек) созданы условия для обучения на дому с использованием дистанционных технологий.
В полном объеме и своевременно исполнены принятые публичные обязательства по социальной поддержке населения. Различные виды выплат получили свыше 600 тыс. человек на сумму 5,6 млрд рублей (рост на 12 процентов). Социальные услуги предоставлены более чем 200 тысячам человек, или каждому второму пенсионеру.
Размер совокупных денежных выплат на 1 регионального льготника увеличился на 14,5 процента, на многодетную семью ‑ на 22 процента (ввиду увеличения расходов на социальную поддержку населения по оплате жилищно-коммунальных услуг). С апреля 2010 года льгота по оплате указанных услуг из натуральной формы переведена в денежную. Несмотря на то, что изменения коснулись 330 тысяч граждан, реформа проведена без негативных последствий.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» все 158 ветеранов, вставших на учет до 1 марта 2005 года, были обеспечены жильем до 9 мая 2010 года.
На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий дополнительно были поставлены 1057 человек, из которых 110 ветеранов уже получили субсидию на приобретение жилья, а 843 человека ‑ единовременную выплату. В настоящее время в очереди на получение жилья осталось 104 ветерана.
Расширилось количество муниципальных образований, участвующих в проекте по внедрению «социальной карты». В него дополнительно включены город Ковров, Вязниковский и Юрьев-Польский районы. В настоящее время пользователями социальных карт являются более 19 тысяч человек.
Применялись новые формы социального обслуживания населения: ресурсно-информационные центры, мобильные бригады, социальные рейсы, телемосты, компьютерные курсы. Открыта «Школа ухода» за пожилыми людьми для родственников.
Развивалась семейная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый третий воспитанник детских домов был передан на воспитание в семью. Расходы областного бюджета на финансовое обеспечение мер социальной поддержки детей в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение приемному родителю составили почти 390 млн рублей и коснулись более 3,5 тысячи детей.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено 102 квартиры, а всего за последние три года более 400 сирот были обеспечены жильем.
Расходы консолидированного бюджета области на культуру возросли на 5,5 процента и составили 1,6 млрд рублей. В расчете на одного жителя области они достигли 1,1 тыс. рублей и увеличились на 14,6 процента.
На 26 объектах культурного наследия проведены реставрационные работы на сумму более 50 млн рублей (рост на 33 процента к уровню 2009 года).
В то же время, несмотря на некоторое продвижение вперед по сохранению сети учреждений культуры, темпы износа культурных ценностей и объектов продолжают опережать темпы их восстановления и модернизации. В настоящее время 27 процентов муниципальных объектов культуры требуют капитального ремонта, а 2 процента находятся в аварийном состоянии.
За счет закрытия небольших сельских библиотек в связи с ветхостью их материальной базы произошло сокращение сети библиотек. Охват населения региона библиотечным обслуживанием снизился на 1,2 процента и составляет на сегодняшний день всего 40 процентов.
Число занимающихся физической культурой и спортом за прошлый год увеличилось более чем на 33 тысячи человек и составило пятую часть от населения области. В спортивных школах открыты 9 новых отделений по видам спорта. Более 2,8 тысячи спортивных сооружений области готовы одновременно принять около 64 тысяч физкультурников и спортсменов. За истекший год построено 16 плоскостных спортивных сооружений, 2 спортивных зала, вошел в строй крытый каток с искусственным льдом в городе Муроме.
Заключено Соглашение с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации о сотрудничестве и взаимодействии по развитию физической культуры и спорта. На территории области до 2015 года предусмотрено строительство 20 крупных спортивных объектов.
Дальнейшее развитие получил туризм. Объем оказанных услуг вырос за счет расширения их ассортимента, увеличения номерного фонда гостиниц до 10,3 тысячи мест, а также роста потока иностранных туристов на 23 процента.
Областной департамент по физической культуре, спорту и туризму был признан победителем общероссийского конкурса в номинации «Региональные управления туризма», а Муромская ассоциация «Музеи Нижней Оки» стала лучшей среди музеев страны, добившихся наибольших успехов в работе с детскими туристическими группами.
В год 65-летия Великой Победы особое внимание уделялось гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Представителями молодежи в течение прошлого года была оказана помощь более чем 200 ветеранам в решении их бытовых проблем.
Продолжил работу областной Молодежный парламент. Одной из актуальных инициатив молодых депутатов стал конкурс некоммерческих организаций на получение грантов для реализации проектов по профилактике наркомании среди молодежи.
Обеспечена позитивная динамика показателей уровня жизни населения области.
Численность безработных граждан сократилась с 25,1 тыс. до 17,2 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,3 до 2,3 процента. Коэффициент напряженности на рынке труда уменьшился более чем в 2 раза. Позитивная динамика этих показателей характерна для всех муниципальных образований области.
Реальные денежные доходы населения выросли по сравнению с 2008-м (докризисным) годом на 8,7 процента. Средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций составила 14,8 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 22 процента.
В минувшем году Правительством Российской Федерации проведен анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ДРОНД) за 2009 год. Следует отметить, что наш регион четвертый год подряд входит в двадцатку лучших субъектов России.
В области проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2009 год и их планируемых значений на трехлетний период.
В результате, среди городских округов 1-е место занял город Владимир, 2-е ‑ округ Муром, замыкает список город Ковров.
Среди муниципальных районов на 1-м месте ‑ Суздальский район, на 2-м ‑ Ковровский, на 3-м ‑ Собинский. В конце рейтинга ‑ Камешковский и Петушинский районы.
В целях поощрения из областного бюджета выделены гранты по городскому округу в сумме 4,5 млн рублей и двум муниципальным районам (3,5 и 2,5 млн рублей).
Уважаемые участники совещания!
В текущем году в основу деятельности органов власти области будут положены задачи, вытекающие из обращения к членам Федерального Собрания РФ Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева 30 ноября 2010 года. Их состав и содержание обусловлены наличием внутренних проблем, требующих незамедлительного решения, а также новыми вызовами мировой экономики. Это, прежде всего, необходимость модернизации экономики, решение вопросов продовольственной безопасности.
Вместе с тем, говоря словами президента, модернизация не является самоцелью. Это лишь инструмент, с помощью которого мы можем решить давно назревшие проблемы в экономике и социальной сфере. Поддержать тех, кто в этом более всего нуждается. Создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи. Нам не должно быть стыдно, какую страну мы передадим нашим детям и внукам.
Забота о будущих поколениях ‑ это самые надежные, умные и благородные инвестиции.
В соответствии с поставленными задачами внесены корректировки в Среднесрочный план развития области на 2009-2012 годы. В области утвержден и реализуется план мероприятий по выполнению основных положений данного Послания.
Нам предстоит решить широкий круг социальных вопросов по существенному повышению качества жизни населения области.
Особое внимание должно быть уделено вопросам улучшения демографической ситуации. И здесь одной из первоочередных проблем является необходимость повышения доступности и качества медицинской помощи.
В целях развития системы здравоохранения разработан проект программы модернизации отрасли с финансовым обеспечением 4,3 млрд рублей из средств федерального и областного фондов обязательного медицинского страхования и консолидированного бюджета области.
Будут решаться задачи по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, внедрению современных информационных систем в здравоохранении и стандартов оказания медицинской помощи.
Предстоит освоить новые эффективные меры профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов от них. С этой целью нужно начать формирование единой информационной системы здравоохранения области путем организации современных компьютерных технологий межотраслевой системы сбора, обработки, хранения и предоставления информации.
В итоге реализации Программы мы должны к 2012 году снизить младенческую смертность до 7 на тысячу родившихся живыми; на 12 процентов - смертность населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения; на 3 - от злокачественных новообразований; на 5 - в результате ДТП. Кроме этого на 6 процентов намечено обеспечить удовлетворенность граждан медицинской помощью и на 20 процентов - высокотехнологичной медицинской помощью.
Будет продолжена работа по развитию межтерриториальных центров для оказания высококвалифицированной помощи беременным женщинам и новорожденным детям в городах Муром, Ковров, Александров, Гусь-Хрустальный и Владимир. Предстоит завершить строительство перинатального центра в городе Владимире и капитальный ремонт терапевтического корпуса многопрофильной больницы № 1 города Коврова. Крупные учреждения родовспоможения необходимо оснастить оборудованием для выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
На эти цели запланировано выделение средств в размере 1,2 млрд рублей, или более четверти от общего объема финансирования программы.
В текущем году предстоит проработать вопрос о возможности введения регионального «материнского капитала» семьям при рождении третьего и последующего ребенка. Для этого необходимо подготовить соответствующую нормативную правовую базу, изыскать средства, определить порядок их расходования. Это могут быть расходы на приобретение жилья, обучение, оплату детских садов и другие нужды.
С этой же ц