В выставочном зале музея-заповедника «Александровская Слобода» (г. Александров) открылась новая выставка «Музею ‑ 90: преодоление, созидание, победы». За головоломным названием ‑ история становления на ноги и возвеличивания рядового краеведческого древлехранилища до статуса федеральной жемчужины российской культуры.
Народившийся в 1921 году музей за девять десятков лет не постарел, не погрузнел, а похорошел и приобрел солидный лоск уверенного в себе культурного заведения. Преодолевая зависимость от своих старших собратьев (Московского Государственного исторического музея и областного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, чьим филиалом он являлся), в 1988 году стал самостоятельной единицей и чуть позднее получил статус федерального учреждения культуры. К этому году музею-заповеднику удалось преодолеть еще одно тягостное советское наследие. После революционных преобразований 1917 года на территории бывшей загородной резиденции московских правителей помимо музея расположился целый городской квартал ‑ жилой поселок Заря. И не все его обитатели были такими интеллигентами, как писательница Мария Прилежаева. Народ там живал всякий. А с учетом отсутствия водопровода и канализации, не говоря уже о газе, для памятников русского средневековья такое соседство было просто пагубным. Но музейщики справились с этой напастью, постепенно придав бывшим дворцовым сооружениям нестыдный вид. На выставке представлены фотографии, что называется, «до» и «после». Контраст ‑ разительный. Среди других контрастов ‑ фотографии экспонатов перед началом реставрации и уже после того, как их коснулись руки профессионалов. И опять ‑ разительное преображение, результат которого можно воочию наблюдать на музейных экспозициях.Все это благодаря людям, которые, не считаясь с размером зарплаты, искренне преданы науке, культуре и искусству. Увы, кто-то из них, уйдя в мир иной, уже сам стал частью музейной истории. Как архитектор П.Д.Барановский, волей судьбы заброшенный на 101-й километр и отрывший средневековый архитектурный шедевр ‑ фрески шатра домового храма Ивана Грозного. Как праправнук автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо», профессор МГУ А.И.Некрасов, который уже в 1930-е годы увидел в памятниках Александровского кремля объекты мирового значения. Как «добрый гений Александровской слободы» В.В.Кавельмахер, предсказавший множество архитектурных открытий и, по сути, доказавший, что слободской кремль ‑ не разрозненное собрание памятников-разногодков, а единовременное сооружение XVI века.
Не забыли устроители выставки не только этих авторитетных величин, которые своими трудами подняли статус провинциального краеведческого музея до высших ступенек культурологического пьедестала. На специальном стенде нашлось местечко и для тех, кто своим усердием, незаметным для большинства музейных посетителей, вершит славу александровского музея: водителей, рабочих, технического персонала.
А помимо этого: витрины с самыми ранними и самыми свежими поступлениями в музей, награды, полученные музеем на престижных выставках, и документы, касающиеся созидательной деятельности «Александровской Слободы». Но при всей своей музееведческой дотошности и основательности выставка получилась отнюдь не скучной даже для тех, кто не любит экспозиции, тяготеющие к мемориальной сухости. А получилась она праздничной, но с легкой грустинкой об ушедшем и об ушедших.