На заседании Общественно-политического консультативного совета при губернаторе области рассматривался вопрос реализации в нашем регионе комплексной системы селективного сбора и переработки отходов. Перед этим состоялось выездное предварительное заседание членов Политсовета, Общественной палаты Владимирской области и Общественного совета при департаменте природопользования на тему современного состояния и проблем утилизации отходов в регионе. Общественникам на местах предложили сравнить различные объекты «мусорной» инфраструктуры.
Из полутора миллионов кубов твердых бытовых отходов, ежегодно образующихся в регионе, только 70% оказываются на зарегистрированных свалках, а 30% - неизвестно где. И это лишь приблизительные данные. Точность статистики, как признал директор департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Алексей Мигачев, под большим сомнением. Реальность, скорее всего, еще более удручающая.
Сегодня в области зарегистрировано 205 объектов размещения отходов. Более 10 свалок на район. При этом как грибы после дождя вырастают новые несанкционированные свалки. Их регулярно убирают, но они появляются вновь и вновь.
Если ничего не предпринимать, то ситуация будет только ухудшаться. Количество мусора растет из года в год. Только 2% ТБО перерабатывается, остальные 98% вывозится на свалки в непереработанном виде. Такой мусор содержит более 100 наименований токсичных соединений.
- Отходы XXI века, а технологии по обращению с ними средневековые, - возмущен Алексей Мигачев. - Рейды по ликвидации несанкционированных свалок ‑ это лишь борьба с симптомами, а не с причинами заболевания. И куда девается убранный с них мусор? Он перевозится на другие - санкционированные - свалки. Пока нет системы утилизации отходов, изменить положение вещей не получится. А менять ситуацию необходимо.
Казалось бы, основным препятствием для выполнения поручения президента Федеральному Собранию по разработке комплексных схем обращения с отходами на региональном и муниципальных уровнях является нехватка организационных и финансовых возможностей на местах.
В случае с нашей областью расклад несколько иной. К сфере утилизации отходов инвесторы проявляют стойкий интерес и готовы вкладывать свои средства. Внедрению современных технологий по хранению и переработке мусора препятствуют два фактора. Первый ‑ материальные интересы отдельных лиц, в том числе и официальных, из муниципальных властей. А второй ‑ экологическая безграмотность населения, которая используется в своих интересах все теми же не заинтересованными в прогрессе коммерсантами и связанными с ними представителями муниципалитетов.
Вроде бы население понимает, что без современного полигона и системы мусоропереработки мы все в недалеком будущем окажемся погребенными под кучами отходов. К тому же теряются и значительные доходы от возможного хозяйственного использования утильных фракций. Но, соглашаясь в принципе с необходимостью перехода на новые технологии хранения и переработки мусора, граждане не хотят соседствовать с объектами этой инфраструктуры.
- Все за колхоз, но не в моей деревне, - подытожил губернатор.
Желание получить бонусы за счет ущемления чужих интересов в данном случае не срабатывает. Потери несут все, расплачиваясь за местечковый эгоизм собственным здоровьем.
Даже обычный бытовой мусор содержит более 100 различных токсичных соединений. Эти отравляющие вещества попадают в атмосферу, проникают в водоносные слои. Если котлован марьинского полигона выложен сверхпрочной геомембраной, срок службы которой 800 лет, то у свалок такой защиты нет.
- В Ново-Александрове водоносные слои уже загрязнены на глубине до 10 метров, - рисовал неприглядную картину директор департамента природопользования. - В Коврове свалка периодически горит, отравляя ядовитым дымом окрестности, а вредные стоки просачиваются в месторождение минеральных вод, используемых для лечения и профилактики заболеваний.
Такие же процессы происходят везде, где образуются свалки. Величина свалки принципиального значения не имеет, небольших свалок больше, а значит, больше и площадь вредного воздействия от них.
Протестуя против современных полигонов, граждане тем самым голосуют за продолжение экологической катастрофы, хотя и не отдают себе отчет в этом.
Галина Есякова, возглавляющая экологическую комиссию Общественно-политического консультативного совета при губернаторе, рассказала, что использование околоэкологических суеверий населения имеет давнюю историю:
- Французские инвесторы собирались строить полигон в Собинском районе. За свой счет и по самым современным технологиям. Но людей запугали слухами о том, что на полигоне собираются складировать опасные отходы. Так мы потеряли великолепный и выгодный для региона и населения проект.
Затем неудачей завершилась попытка создать полигон в Петушинском районе.
- Там тоже людей пугали выдуманными последствиями, - говорила эколог. - Тему разжигали под выборы, на этой волне человек, инициировавший протестное движение, стал главой района.
Кстати, какое-то время мусор из Петушинского района возили в Орехово-Зуево, что обходилось очень дорого. Сейчас ситуация обратная: в районах, граничащих с Подмосковьем, предприниматели на свалках зарабатывают сами, принимая московский мусор. И расставаться с этим выгодным бизнесом, не требующим затрат на обустройство полигона и сортировочные технологии, не собираются. То, что области грозит экологическая катастрофа, их не волнует. Как не волнует это и глав других муниципальных образований. Собственные муниципальные свалки дают большую свободу при исчислении тарифов и нормативов, позволяют хоронить без дополнительной переработки опасные отходы, выделять средства для закупки техники, а все это ‑ возможности для выстраивания хороших отношений с нужными бизнесменами.
- Необходимы жесткие штрафные санкции, значительное повышение штрафов, - резюмировала Есякова.
Почему-то после выступления Галины Викторовны именно к ней было обращено больше всего претензий от членов Политсовета по поводу того, что область не смогла справиться со спекулятивным популизмом и не отстояла предыдущие проекты полигонов. Видимо, из-за толкового доклада ее приняли за лицо, облеченное властью.
- Я, конечно, за то, чтобы общественные организации и политические партии разделяли ответственность вместе с властью, но это уже чересчур ‑ заставлять Галину Викторовну отвечать за всю власть. Давайте я вам отвечу, - перевел огонь на себя Николай Виноградов.
Он пояснил, что полномочия и ответственность за решение проблем обращения с отходами переданы на уровень муниципалитетов. От этого и возникают иногда тупиковые ситуации. Однако у региональных властей тоже есть рычаги управления:
- В случае непонимания органами местного самоуправления задач по утилизации отходов мы вынуждены будем работать через правоохранительные органы, подавать иски в суд, «понуждать» к соблюдению экологического правопорядка.
И все же основной проблемой остается отношение жителей к теме утилизации отходов.
- В этом вопросе очень важна правдивая информация, пристальный контроль общества к проблеме, общественная поддержка социально значимых проектов, то есть ваша поддержка, - обратился к членам
Политсовета губернатор.