Александровский район богат песком и гравием. Он очень полюбился предпринимателям, добывающим нерудные материалы. Здесь самое большое во Владимирской области количество работающих карьеров. Но богатство району не впрок. В основном карьеры прописаны не в нашем регионе. Они не отчисляют налоги в местный бюджет, не занимаются рекультивацией. А самое главное ‑ создают большую нагрузку на дорожную инфраструктуру.
Как же органично и безущербно вписать жизнедеятельность местных карьеров в экономику района? Об этом шла речь на встрече администрации района и специалистов АВО с руководителями карьеров.Директор департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации области Алексей Мигачев считает, что хозяева карьеров, зарегистрированные не в Александровском районе, вполне могли бы «сменить прописку» или обзавестись местным филиалом.
- Карьероразработчики должны комплексно осваивать имеющиеся площади. Например, помимо добычи песка и гравия предприятия могли бы на своей сырьевой базе производить стройматериалы.
Пока таких примеров единицы. Один из них ‑ производство пенобетонных блоков вблизи карьера у деревни Данилково. В подавляющей же массе карьеры снабжают сырьем стройки в соседних областях. При этом «убивают» местные дороги колесами большегрузов клиентов. Сами карьеры дороги не разрушают. Они добывают и сортируют. Но за их продукцией приезжают иногородние клиенты, которые для оптимизации перевозок стараются «взять побольше, отвезти подальше». Весенние ограничения для транспорта, вводимые постановлением губернатора области, на них как бы «не действуют», поскольку из-за отсутствия весового контроля мер воздействия на нарушителей, превышающих допустимую нагрузку на ось, нет. Деньги, предназначенные в бюджете Александровского района на строительство стационарного пункта весового контроля, не освоены. Передвижной пункт весового контроля, полученный городской администрацией из области, тоже бездействует. Так что пока приходится лишь взывать к совести хозяев карьеров. Кто-то прислушивается, а кто-то не хочет терять выгоду. Но выгода сиюминутная, а последствия плачевные. И не только для жителей соседних с карьерами деревень, но и для самих карьеров, поскольку по разбитым дорогам уже не могут проехать нагруженные песком и щебнем машины - в прошлом году на карьерах Александровского района загрузилось около 50 тысяч многотонников.
Недавно произошло разрушение дороги на деревню Рупусово. Заместитель начальника ГБУ «Владупрадор» по ремонту и содержанию автодорог Владимир Рябинин упрекнул хозяев карьеров:
- Мы предполагали, что дорога на Рупусово не выдержит. Вы могли бы подождать 30 дней. Для вас убыток, а для нас ‑ отрезанные от большой земли жители. Построить дорогу на Рупусово нереально. Денег на строительство дорог в бюджете нет. На поддержание есть, а на строительство ‑ нет.
Неприглядные дела в Александровском районе не только с дорогой на Рупусово. Жители деревни Николаевка, дорога к которой регулярно становится непроходимой для транспорта из-за работы трех карьеров, заваливают жалобами приемную Президента РФ и другие инстанции. Обитатели СНТ «Солнышко» вблизи деревни Полувзвоз задыхаются от дорожной пыли, которой их одарили «карьеристы». А помогая в латании дороги, карьеры порой выделяют материалы по принципу: «на тебе, боже, что нам негоже». Их благотворительность заключается в снабжении дорожных ремонтников отсевом из песка и глины. По словам Рябинина, помощь карьеров нужна не в виде песчаных отходов, а щебня.
Но есть и исключения из правил. ООО «Агат», карьер которого расположился у поселка Балакирево, зарегистрировано в Александровском районе, налоги платит в местный бюджет и не отказывает в щебне поселковой администрации. Балакиревский глава Сергей Данилов рекомендовал руководителям брать пример с этого предприятия. А Алексей Мигачев предложил удовлетворять заявки глав сельских поселений на снабжение песком и щебнем по географическому признаку. Руководители карьеров не отказались. Спасибо, конечно, но как теперь восстановить «убитые» дороги при отсутствии денег в бюджете? Как при отсутствии финансов построить вокруг Александрова объездную дорогу? Как сделать, чтобы соседство с карьером для местных жителей стало пользой, а не головной болью? На эти вопросы встреча ответов не дала.