19 августа 2013 в 18:32

Как закрывали Разлукинский полигон

В 2003 году, несмотря на противодействие тогдашних властей города Владимира, тогдашний глава Судогодского района Александр Смирнов принял решение закрыть свалку.

«Мусорный вопрос» с каждым месяцем становится для Владимирской области все острее и напряженнее. Множество несанкционированных свалок, нехватка современных полигонов ТБО, моральное и физическое «истощение» существующих мест размещения отходов ‑ все эти и многие другие факторы приводят к вопросу: а вообще можно как-то справиться с мусорным шквалом? Герой нашего интервью сегодня - глава города Судогда Александр Смирнов уверен: мусорному коллапсу можно противостоять. Для этого нужны политическая воля и личная убежденность в том, что интересы жителей и экология родного края превыше корысти «мусорных королей».
‑ Александр Викторович, напомните вкратце основные моменты ситуации, связанной с закрытием Разлукинского полигона?
‑ Полигон работал с конца 80-х годов, и в 2003 году, когда я стал главой Судогодского района, там уже располагались 15-метровые горы отходов вровень с верхушками окрестных деревьев. Было много писем и обращений жителей близлежащих деревень с жалобами на эту свалку. Понятно, что этот вопрос надо было эффективно и быстро решать. Тем более что именно в 2003 году у полигона заканчивался срок эксплуатации.
Но Разлукинский полигон был основным местом размещения ТБО для города Владимира, и его закрытие создавало серьезные проблемы для областного центра. И мэр города Александр Рыбаков очень просил нас не закрывать полигон, а подождать, пока снова не запустят в эксплуатацию свалку в Новоалександрове. Понимая важность этого вопроса для города Владимира, мы готовы были пойти на временный компромисс. Но компромисса не получилось.
‑ О чем Александр Рыбаков пытался с вами договориться?
‑ Власти Владимира хотели продолжать эксплуатацию свалки на прежних условиях. Мы были готовы временно продлить использование полигона, но предложили владимирской администрации выплатить компенсацию в бюджет Судогодского района. Полученные средства должны были пойти на благоустройство деревни Разлукино и Головинского сельского поселения, на территории которого находился полигон. Кроме того, на эти деньги мы намеревались провести целый комплекс природоохранных мероприятий, чтобы снизить экологический ущерб, наносимый свалкой. Но владимирская мэрия платить отказалась. И мною было издано постановление о прекращении использования свалки и о начале ее рекультивации. Так как давление на нас было достаточно сильным, чтобы обеспечить исполнение этого постановления, я обратился в РОВД с просьбой поставить вооруженный милицейский пост на въезде на полигон и не допускать туда владимирские мусоровозы.
‑ Помнится, вас обвиняли едва ли не в шантаже и вымогательстве денег…
‑ Я действовал исключительно в рамках закона и в интересах Судогодского района и его жителей. Ведь свалка действительно наносила вред экологии, и люди на нее постоянно жаловались. Как я должен был в этой ситуации поступить? Полигон надо было закрывать и рекультивировать. Но к нам приезжали представители администрации Владимира, выступали перед депутатами районного Совета, убеждали нас не торопиться с закрытием. Тогда и появилось решение о своеобразной компенсации за временное продление эксплуатации полигона. В этом случае мы могли бы сказать жителям, что свалку пока не закрываем, но проведем работы по благоустройству и минимизации ущерба от ее продленного использования. Я считаю, что это было бы выгодным компромиссом, удобным и приемлемым для всех. Но он не состоялся.
‑ Сегодня, когда прошло уже несколько лет с момента закрытия полигона, ситуация с размещением отходов в области стала еще тревожнее. Город Судогда, который вы сейчас возглавляете, вывозит свои твердые бытовые отходы на свалки в другой район. Собственный полигон отсутствует. У вас нет сожаления, что вы все-таки настояли на закрытии Разлукинской свалки?
‑ Нисколько об этом не сожалею. Экология перевесила, и это правильно. По крайней мере, сегодня свалка рекультивируется, и угрозы природной катастрофы в настоящий момент нет. А в 2005 году фильтрат со свалки уже начал просачиваться в ручьи, питающие Клязьму, и последствия могли быть критическими. Так что все было сделано вовремя.
Действительно, сегодня ситуация с утилизацией ТБО у нас не самая лучшая, и транспортное плечо при вывозе мусора и его размещении на удаленной свалке для Судогды довольно значительное. Но я считаю, что это сложности текущего момента.
Как бы то ни было, в первую очередь надо думать о людях, а не об экономических выгодах. И в этом отношении закрытие Разлукинского полигона абсолютно оправдано.
‑ Сейчас множество санкционированных свалок во Владимирской области также необходимо закрывать по тем или иным причинам. Как вы думаете, каким образом в этой ситуации муниципалитеты должны эффективно решать проблему размещения отходов?
‑ Существующая в области «Схема территориального размещения отходов» достаточно проработана и во многом отвечает сегодняшним требованиям. Единственное, что я бы к ней добавил, - это закрепление за муниципалитетами небольших местных свалок, на которые можно было бы вывозить отходы хозяйственной деятельности: скошенную траву, спиленные деревья, снег зимой и так далее. Отсутствие такой возможности у ряда муниципальных образований ‑ это и вправду серьезная проблема.
А в остальном ‑ нужна реализация на практике утвержденной «Схемы». И главенствующую роль здесь должна играть областная власть, потому что со строительством современных и хорошо оснащенных полигонов ТБО местные власти не справятся из-за нехватки средств.
Необходимо привлекать к этим проектам бизнес на конкурсной основе, но тогда необходимы прозрачные и четкие взаимоотношения, исключающие коррупционные возможности. Возможно, необходимо на каком-то конкретном примере отработать схему частно-государственного партнерства в сфере сбора и утилизации ТБО, исправить возникшие ошибки, а положительный опыт перенести на все муниципальные образования Владимирской области.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
18 минут назад В Ковровском районе провели масштабные учения по защите лесов от пожаров
В лесном хозяйстве Владимирской области в самом разгаре подготовка всех подразделений к пожароопасному периоду. 25 апреля в Ковровском районе состоялись важные учения для отработки навыков обнаружения и ликвидации лесных…
час назад Прокуратура оценила ход работ по благоустройству территорий новых ФАПов
Прокуратура Камешковского района опасается возможного затягивания сроков выполнения работ по благоустройству территорий вокруг двух новых фельдшерско-акушерских пунктов в поселке Новки и селе Патакино.