25 ноября 2013 в 19:05

Собор: всё по науке

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Реставрационные работы в Успенском соборе, наделавшие много шума, завершены. Чтобы они прошли нормально, потребовалось вмешательство губернатора области Светланы Орловой.

Пыль в глаза
Гендиректор ВСМЗ Светлана Мельникова сообщила «ВВ», что в субботу в соборе был завершен демонтаж лесов. Комиссия приняла работы. По оценкам Светланы Мельниковой, реставрация выполнена достойно.
- Это достигнуто активной позицией, активным вмешательством. И спасибо здесь Светлане Орловой, она добились, что сюда пришли грамотные специалисты, - говорит Мельникова.
Напомним, что скандал вокруг реставрации уникального памятника XII века разгорелся еще летом. Первым забил в колокола академик Александр Скворцов, который вел авторский надзор за реставрацией фресок. Он усомнился в профессионализме подрядчика уже на этапе установки лесов и отказался принимать их, так как они не были обтянуты пленкой. Как следствие, пыль при расчистке фресок разлеталась бы по всему собору. Скворцов тогда заявил, что такой подход к реставрации фресок может навредить живописи Андрея Рублева.
Выигравшая торги на проведение работ московская фирма «Вифания», ссылаясь на разрешение Минкульта, продолжала делать по-своему. Тогда-то и заговорили, что якобы владимирским реставраторам обидно за упущенный госконтракт и их замечания ‑ это своего рода месть конкурентам.
Но «Вифания» еще и не укладывалась в сроки. Непосредственно к реставрации живописи она приступила лишь 5 сентября, когда до окончания предусмотренного госконтрактом дедлайна оставалось полторы недели.
И когда Светлана Орлова лично посетила Успенский собор, она заметила:
- Непрофессионалов к реставрации в древнем соборе мы не допустим, даже если придется отменять результаты торгов. Реставрация Успенского собора будет проводиться лучшими мастерами с соблюдением всех методик.
По словам гендиректора ВСМЗ, по законности торгов вопросов не было. Вот слова Мельниковой:
- Выигрывает лицензия. А вот кто придет работать по этой лицензии, вы никогда не знаете. И тут надо кровью добиваться, чтобы нормальные люди пришли на эти работы.
В итоге совместные усилия губернатора, музея-заповедника, на балансе которого находится храм, и владимирских реставраторов, душой болеющих за родной памятник, привели к тому, что «Вифания» прислала во Владимир других специалистов, более высокой квалификации. Они в результате сделали все как положено.
- Александр Игнатьевич Скворцов был каждый день в соборе, поэтому шансов им сделать плохо просто не дали. Поэтому они работы и задержали на два месяца, - рассказал замгендиректора ОАО «Владспецреставрация» Роман Леонов и сообщил, что контракт подразумевает штрафные санкции за просрочку работ и они, вероятно, будут выставлены подрядчику.
Свечная комиссия
Светлана Мельникова рассказала и о том, что этой осенью в соборе было установлено температурно-влажностное оборудование, которое уже прошло наладку. И теперь в течение нескольких лет специалисты станут наблюдать, как будет меняться режим в соборе, как на это отреагируют фрески. В конце концов, определят оптимальные параметры работы дорогого оборудования.
А следующим больным вопросом, по мнению Мельниковой, является вопрос о свечах, копоть от которых вредит древним фрескам. Гендиректор считает, что число зажигаемых в соборе свечей необходимо свести к минимуму, дабы сохранить уникальную живопись. Напомним, что фресок Рублева больше нигде нет в таком количестве и качестве.
- Мы принимали работы, а на всех поставцах горели свечи. Службы нет, а свечи горят! В Киево-Печерской лавре горят три свечи у алтаря во время службы. В Киевской Софии очень жестко подходят к этому вопросу. Мы бьем тревогу! - заявила Светлана Мельникова.
- Мы давали в Минкульт сведения о количестве используемых свечей, - прокомментировал ситуацию представитель епархии Евгений Липатов. - Мы служим там 1-2 раза в неделю. Количество свечей и качество оговаривалось. Мы используем в Успенском соборе только восковые свечи. Вне богослужения свечи не горят. Все условия нами выполняются, поэтому обвинения в порче фресок ‑ неосновательные. Пусть, конечно, свои заключения делают эксперты...
Скорее всего, именно так и получится - Мельникова намерена добиваться министерской комиссии по вопросу использования свечей в соборе.
Вопрос ребром
- Успенский собор ‑ это тяжелейшая моя головная боль! - призналась Светлана Евгеньевна. - Этот уникальный памятник XII века, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, - в оперативном управлении музея-заповедника. А как мы им управляем? Это практика, сложившаяся последние 50 лет. По сути, он в руках у епархии. У меня даже ключей от него нет!
И корень неприятностей с «Вифанией» она видит в том числе и в этом двоевластии.
- Меня удивляет вопрос, как можно было проводить торги по линии РПЦ на объекте, который находится в оперативном управлении музея-заповедника? В Министерстве культуры есть программа «РПЦ». Деньги выделялись по этой программе. Заказчиком была епархия, а мы оказались в стороне, - недоумевает Мельникова.
По поводу реставрации собора ей уже случалось конфликтовать с епархией: слишком разные взгляды на необходимость охранных работ у светских и церковных начальников.
В общем, такая неопределенность в распределении власти и ответственности привела к тому, что Мельникова готова поставить вопрос ребром:
- Надо понимать: если епархия претендует забрать Успенский собор, то она должна так же подать документы, как они это сделали с Георгиевским собором в Гусь-Хрустальном. И тогда Светлана Евгеньевна поплачет, но и перекрестится, что все - епархия несет полную ответственность за этот уникальный памятник XII века.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
39 минут назад Во Владимире шквалистый ветер сломал деревья и уронил дорожные знаки
Как сообщил глава областной столицы Дмитрий Наумов, специалисты коммунальных служб оперативно устраняют последствия непогоды, обрушившейся на город ночью с 21 на 22 ноября.
час назад Владимирцы перед Новым годом активно ищут подработку
По данным hh.ru, в начале IV квартала 2024 года 50% местных жителей находятся в поиске подработки к основному заработку. Всего пятая часть или 21% опрошенных в регионе скорее не рассматривает поиск дополнительного зарабо…