Больше успеха, меньше брака
Основная установка гуманной педагогики Амонашвили ‑ любить ребенка. Понимать его. Относиться к воспитанию с оптимизмом. Многие сегодня скептически относятся к таким воззрениям. Мол, не порождает ли гуманная педагогика инфантильных, излишне добрых людей, которые не могут себя реализовать в современной жизни, когда предприимчивость и умение «пробиться» становятся ценностью, а не недостатком?
Но, как Дон Кихот, Амонашвили продолжает отстаивать свое видение предназначения учителя. В 2001 году он создал в Москве Международный центр гуманной педагогики. Вот и владимирская школа № 26 станет официальным учебным центром педагогики сотрудничества.
- Раньше такие слова, как «гуманная педагогика», даже вслух нельзя было произнести, - говорит академик. - Была другая педагогика - авторитарная. Именно советская школа была авторитарной. Это не наша вина. Нас так воспитывали. Век был такой. Диктатура пролетариата. Идеология партии проникла в школу и начала давить. Мы превратились в солдат, над нами были генералы. А когда мы входили в класс, то тоже становились генералами для детей. Это более легкий путь обучения.
Нельзя говорить: гуманная педагогика дает хороших людей, а авторитарная - плохих. Нам просто нужно, чтобы больше было хороших. Больше успеха, меньше брака...
Мы не можем сегодня обещать нашим детям прекрасное будущее, как обещали ученикам в 60-70-е годы. Очень много тревожного происходит в мире: войны, убийства. У меня сердце щемит - а как же мои правнуки? Что им достанется? Лучшее или худшее? Потому я спешу детей научить строить хорошую жизнь для себя и других.
«Кто-то должен
идти вперед»
- Первый и важнейший источник гуманной педагогики - учитель. У каждого из нас был хотя бы один любимый учитель в школе. Как правило, их не бывает много. Они были гуманными: любили нас, а мы взамен любили их. Они и сейчас есть. Во всех городах и странах. Они - совесть школы.
Если школа и должна чем-либо гордиться, то учителями. Не новыми кабинетами, не евроремонтом. Не в этом дело, а в том, кем и каким станет ребенок на выходе. Человеком, несущим в сердце добро, или хамом? Поэтому родители при поступлении в школу всегда наводят справки: а есть ли там хорошая, добрая Марьванна?
Многие авторитарные учителя влюблены в методички. Однако учитель гуманной педагогики должен ломать стандарты и сам становиться автором учебников. Ведь кто-то должен идти вперед, опережать сегодняшний день. Но в школах, к сожалению, сегодня очень много учителей-троечников. Может, их плохо готовили в вузах? Может, это время такое, что пришло поколение учителей с безразличием, без страсти к творчеству. Не освободишься от них, потому что новых не найдешь. А ведь они будут воспитывать детей, а воспитание - такой процесс, который не повторяется.
«Почему классики не живут в классе?»
Классики создали вершины педагогического гуманного сознания. Сравниваю их с Кавказскими горами, смотрю на них и придумываю для них названия. Самая высокая - Ян Каменский. Рядом с ним - Ушинский и Сухомлинский. Корчак, Песталоцци.
Имеем классиков - и не читаем. Почему они не живут в классе? Учителя, увы, не «приглашают к себе на урок», к примеру, Сухомлинского. Их к этому не приучили. Вуз этого не сделал, подготовка по повышению квалификации, и начальники не написали приказов. А в школе на новаторов смотрят косо: «Вы не в ногу со всеми идете!»
Классика зиждется на основах христианского учения. Вот в чем суть. Восток ни одного классика не породил, мы не знаем ни одного японского или индийского классика. Знаете, кто классик педагогики для китайцев? Василий Александрович Сухомлинский. Они читают его труды, проводят чтения. А мы что же? Говорим: «Это наш». И все...
Надо трепетно относиться к книге классика. Там мудрость, забота о нас, любовь к детям, будущему. Любая страница Сухомлинского, Ушинского, Пирогова восполнит ваш душевный мир величайшими ценностями. А мы даже читать разучились. К сожалению, и учителя. И дети. Один мальчик написал: «Меня от классиков тошнит». Если и учителей будет тошнить, тогда пропала наша педагогика. И дети пропащими людьми станут...
По своей совести
Одна учительница, начитавшись моих книг, настойчиво приглашала меня на свой урок. Я лишний день остался в том городе, чтобы посмотреть. Пришел на урок во 2-й класс. После каждого ответа ребенка учительница бежала к нему, обнимала и целовала его. Потом с горящими глазами она меня спрашивает: «Ну, как вам урок?» А я ей: «А зачем вы их целовали?» Так упрощенно понимала она гуманную педагогику. Делайте шаг навстречу, но только если поняли идею и она понравилась вам. Врачи иногда убивают: делают не те операции, назначают худшую пилюлю, хотя знают, что есть лучшая. Так и учителя убивают дух ребенка, потому что им лень взять лучшее. Гуманная педагогика должна не только детям знания давать. Есть люди, которые ни одного класса не заканчивали, а мир изменили своими изобретениями. Учитель-гуманист сам находится в поиске и позволяет ребенку заглянуть во внутренний мир, познать себя.
Однако часто учителя или не хотят меняться, работая по-старому, или махнут рукой, спросят: «А зарплату повысят?» Слушаешь сегодня некоторых учителей и думаешь - это учитель? Зачем они учились в педагогическом вузе, зачем выбрали такую профессию?
Сложные времена были в
90-е годы, когда зарплату не получали месяцами. Что заставляло учителей работать? Любовь к детям. Долг. Служение. Мы достойны, чтобы нас вознаграждали. Государство должно заботиться о педагогах. Ведь от них зависит, кто вырастет из учеников - новый президент, новый министр или новый криминал.
Давайте перестанем называть школу «учебным заведением»
Школа - это лестница восхождения души человека. Учитель - носитель и даритель света, соработник Бога. Через учителя ребенок должен увидеть, как прекрасен мир. Если учитель злобный, кричит, то его предмет вызывает в ученике отвращение. Упаковать знание нужно красиво, как подарок на день рождения любимому человеку. Распаковка знаний должна быть прекрасной!
Радуюсь посланиям Правительства и Президента России, аплодирую им. Но когда вижу, что происходит что-то не то, отхожу и отстраняюсь. Не могу примкнуть к сторонникам ЕГЭ - хоть убейте! ЕГЭ мне кажется инородным телом в здоровом организме. Путин недавно сказал: «Обществу не хватает духовных скреп: дружбы, сострадания, взаимопомощи, чем всегда была сильна Россия». Президент дал поручение разработать программу и вернуть в школы воспитательный компонент. Он ведь этот компонент ушел из нашего сознания! Нас убедили в 90-е годы: воспитанием в школе заниматься не надо, ограничившись образовательными услугами. Государство не заказывало воспитанного, нравственно возвышенного человека, а заказывало умеющего хорошо читать и считать. Вот школа и выполняла этот заказ. Но у хорошего учителя воспитательный компонент никогда не уходил!
Мышление может иметь свою физику: мощь, скорость… Замри, учитель, любуйся, как ребенок думает! Напряжение мысли бывает быстрее скорости света. Воспитываем ли мы в детях мысль? А ведь дурные мысли потом мстят. Злой человек обязательно спотыкается, добрый - преуспевает. Это закон жизни.
26 февраля 2014 в 17:19
Дон Кихот педагогики
Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Нечасто областной газете удается завлечь в герои своих публикаций личность мирового уровня. Но вот совсем недавно гостем Владимира был 82-летний академик Шалва Амонашвили - учитель учителей, рыцарь детства, профессор нескольких академий. Так его титулуют педагоги многих стран мира. Шалва Александрович поделился с нами своими идеями гуманной педагогики, которую проповедует уже более полувека.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…