- Сергей Владимирович, за этот первый двухлетний период, что вы возглавляете Ассоциацию «Совет муниципальных образований Владимирской области», в нашей области произошли разительные перемены, включая выборы нового губернатора Светланы Юрьевны Орловой. Можно говорить и о новом этапе реформы в местном самоуправлении. Можно предположить, что для Ассоциации это был непростой период. Так ли это?
- По уставу я как председатель Ассоциации должен на отчетно-выборном съезде отчитаться о проделанной работе, в том числе о работе правления. В Ассоциации и ее правлении представлены все виды муниципальных образований Владимирской области ‑ и городские округа, и районное звено, городские и сельские поселения, которые входят в соответствующие палаты в рамках «Совета муниципальных образований».
Действительно, период нам в этом созыве выпал очень непростой. Не все получилось так, как мы предполагали в начале 2013 года. Всему есть объективные и субъективные причины. Прежде всего, коллеги должны на съезде дать оценку нашей работе.
Мы выбрали три основных направления в своей работе: если называть упрощенно, это социально-экономическое, законотворческое и культурно-массовое. По этим направлениям мы и планировали внести инновации в работу «Совета муниципальных образований». Более подробно работу по направлениям я раскрою в своем докладе на съезде.
Пока скажу основное: по ряду намеченных направлений нам не удалось реализовать всего задуманного.
Среди объективных причин, влияющих на ситуацию в этот период, отмечу смену областного руководства. Кроме того, недавно принято решение во многом изменить систему выборов в органы местного самоуправления в большинстве муниципалитетов. Я себе четко представляю, чем это было вызвано. Сейчас непростые времена, и выстраивать вертикаль власти, наверное, необходимо. Появится необходимость вернуться к первоначальной модели местного самоуправления, думаю, будем обсуждать и принимать новые решения.
- Вы имеете в виду участие Ассоциации и ваше личное в обсуждении принятого в прошлом году областного закона о порядке выборов в органы местной власти?
- Да. Мнения коллег при обсуждении законопроекта разделились. Правление Ассоциации по этому вопросу заседало более четырех часов. Многие высказывались за то, чтобы не менять сложившуюся систему, к которой жители начали привыкать. В том числе мы считали возможным сохранение в ряде муниципальных районов существующей модели, когда глава района избирается прямым голосованием и является одновременно главой администрации. Я тоже был сначала сторонником более широкого сохранения этой модели.
Однако в итоге мы прислушались к позиции губернатора и согласились с ней. За ситуацию в регионе отвечает, прежде всего, губернатор, первое лицо. Повторюсь: сейчас важна вертикаль власти в области, управляемость. К тому же не совсем правильно, принимая решение для всего региона, исходить из ситуации в отдельных территориях. Подход должен быть единым.
В результате во всех районах решено было установить систему, когда глава района выбирается Советом из числа депутатов, а глава администрации ‑ «сити-менеджер» - работает по контракту с Советом. Кстати, эта модель властного тандема себя хорошо зарекомендовала в ряде районов и городов.
Однако в законе все-таки была учтена и позиция тех из нас, кто считал жизнеспособной модель с главой администрации, избираемым всенародно. Такой порядок сохранен в трех городских округах ‑ Коврове, Муроме и Гусь-Хрустальном.
Закон стал результатом долгого и принципиального диалога в рабочей группе, созданной при Законодательном Собрании.
- Различия во мнениях даже в рамках «Совета муниципальных образований» тоже влияют, надо полагать, на работу Ассоциации?
- Да, и это проявилось в том, что мы не очень готовы пока решительно продвигать законотворческую инициативу снизу. В какой-то степени мы разобщены, ведь существуют разные интересы у членов Ассоциации. Нельзя же не замечать разницы интересов, например, сельского поселения и городского, а тем более городского округа.
Поэтому мы и рассчитывали, создавая в нашей Ассоциации палаты по видам муниципалитетов, что эти палаты будут объединять и аккумулировать те инициативы, с которыми сходные по масштабам органы местного самоуправления могли бы выходить на уровень региона.
- А в плане социально-экономического развития, привлечения инвестиций?
- Идея состояла отчасти в том, чтобы в случаях, когда инвестора не устроили инвестиционные площадки в одном районе, местное руководство рекомендовало бы размещение производств на территории других муниципалитетов. В рамках Ассоциации это перспективное направление, которое надо реализовывать.
- Культурное направление тоже перспективно?
- В регионе прошло много массовых культурных мероприятий на уровне области. Муниципалитеты принимали в них участие. Мы в рамках Ассоциации хотели бы возродить взаимодействие по принципу «Содружество талантов», чтобы муниципалитеты напрямую обменивались делегациями мастеров искусств, делились бы опытом в организации культурного досуга. Артисту все-таки важно выступить на сцене, а нам посмотреть, как развивается культура у соседей.
Большие перспективы мы видим и на спортивном направлении.
Опыт показывает, что задуманное надо воплощать более решительно, активно, иначе текучка дел затягивает.
- При каких условиях Ассоциация может более успешно реализовать свой потенциал?
- Я убежден в том, что Ассоциация «Совет муниципальных образований» нужна. Приведу пример другой ассоциации, промышленных предприятий, опыт которой хорошо знаю. Ассоциация производителей крахмалопродуктов России была создана, чтобы лоббировать интересы отрасли, взаимодействовать с правительством, поставщиками, вырабатывать ценовую политику. Только когда ассоциация перестала работать, у предприятий начались проблемы.
Мы в Ассоциации «Совет муниципальных образований» должны однозначно консолидироваться. Проблемы легче преодолевать всем вместе. Те проблемы, которые у муниципалитетов не получается решать на своем уровне, мы должны выносить сюда ‑ на площадку «Совета муниципальных образований».
Важным направлением я считаю и взаимодействие с такими же ассоциациями, которые созданы в соседних регионах. Например, мы ездили изучать опыт коллег в Ярославскую область. Есть чему поучиться друг у друга. И в Рязанском регионе есть хорошие наработки. Обмен опытом должен быть. Ничего нового зачастую придумывать не надо, будем использовать то, что наработано.
Мы открыты к диалогу. Я все-таки исхожу из того, что в органах местного самоуправления работают неравнодушные люди с активной жизненной позицией, которым хочется жизнь менять к лучшему. Работа нашего совета должна строиться на позитиве. Тем более что после выборов в сентябре этого года многое в системах местной власти изменится.
- Должна ли измениться и Ассоциация - ее структура, сами подходы к работе?
- Думаю, нам нужно в течение определенного периода времени поработать в новой реальности, при новых моделях муниципальной власти, определиться с главенствующим вектором развития. Уверен, что определяющая роль должна быть у администрации области. А мы в органах местного самоуправления должны позиционировать себя как единая команда, опираясь на свои практические дела в формате Ассоциации «Совет муниципальных образований».
Руководители палат Ассоциации
«Совет муниципальных образований Владимирской области»
Председатель Палаты городских округов ‑ Сергей Владимирович Сахаров, глава городского округа город Владимир.
Председатель Палаты муниципальных районов ‑ Виктор Борисович Шурыгин, глава Петушинского района.
Председатель Палаты городских поселений ‑ Елена Николаевна Савинова, глава города Кольчугино.
Председатель Палаты сельских поселений - Анатолий Иванович Горбунов, глава Купреевского сельского поселения Гусь-Хрустального района.