15 июля 2015 в 17:22

«Убыль мужских рук в колхозах быстро пополняется женщинами»

Буквально по-фронтовому трудились в годы войны владимирские селяне: женщины, старики и дети. В каждом владимирском селе есть памятник односельчанам, погибшим на фронте. Владимирские колхозники тоже достойны памятника. И справедливо, если бы в нем нашли отражение образы женщин, стариков и подростков.

На женских плечах
В селе во время войны не было брони от армейской мобилизации. Она распространялась лишь на часть самых квалифицированных рабочих и инженеров в городах. Человеческий ресурс российского села, на который страна опиралась в Первую мировую войну, был почти полностью выбран в ходе Второй мировой.
Читаем владимирскую газету «Призыв» (тогда - районную, т.к. наш регион тогда входил в состав Ивановской области) за 27 июня 1941 года: «Трудящиеся села Боголюбово уверены, что наша родная и непобедимая армия сотрет в порошок зарвавшуюся банду фашистов. Выступивший на митинге старший конюх колхоза тов. Колычев взял обязательство честно, не покладая рук, работать, сохранять всех коней и молодняк. Колхозник Лисин заявил: «Товарищи колхозники и колхозницы! Работайте дружнее здесь, а мы крепче будем бить врага на фронте».
На фронт из села забрали не только всех крепких мужчин, но и технику: почти половину всех тракторов и 80 процентов автомашин. Основной тягловой силой снова стали лошади ‑ за исключением тех, которых тоже пришлось отдать в армию. Так что в прямом смысле порой приходилось пахать на себе.
Как же удалось резко повысить все показатели сельского труда и выполнить «фронтовые» задания по сельхозпроизводству? Очередная загадка российского характера?
Главной трудовой силой села стали женщины. Вот газетная заметка от 25 октября 1941 года: «У нас в колхозе все умеют и любят работать за двоих, за троих. Например, во время выборки картофеля погода стала портиться. Бригадир Мосалов обратился к колхозникам:
- Запоздаем, бабоньки, снег летит…
- Не беспокойтесь, - отвечали колхозницы. И по-фронтовому взялись за работу. Весь картофель убран, поднят лен, закончен обмолот яровых культур».
Слово «колхозники» даже в официальной газете пришлось расшифровать - «бабоньки». Этим женщинам пришлось освоить дополнительные профессии. Вот еще одна заметка в «Призыве» - от 7 ноября 1941 года. Она так и озаглавлена: «Наши силы неиссякаемы». Читаем: «Убыль мужских рук в Суворотском колхозе быстро пополняется женщинами. Возьмем, к примеру, члена правления Шлепову. Она ‑ птичница, очень хорошо справляется с работой телятницы. Все телята рождения 1941 г., за которыми ухаживает т. Шлепова, прекрасной упитанности, случаев падежа от небрежного ухода не было».
Вот статистика: если во время Первой мировой войны поголовье скота в нашей губернии сократилось в среднем на треть, а посевы картофеля и овощей ‑ на 89 процентов, то в 1941‑1945 годах поголовье КРС выросло на 54%, овец ‑ на 115%, свиней ‑ на 82%, посевные площади - на 21 процент. В 1944 году селяне Владимирского края сдали сверх плана 100 тысяч пудов зерна!
Одним из объяснений этого непостижимого факта может служить то, что в наш регион попала часть скота, вывезенного из оккупированных территорий страны.
Плюс к тому, колхозным транспортом для заводов и железных дорог были вывезены миллионы кубометров дров.
Все для фронта
Практически все отдавали фронту. Крестьяне спасались от голода исключительно своими приусадебными участками. Мясная пища из рациона владимирцев - и селян, и горожан - просто исчезла.
Ветеран владимирского спорта, 75-летняя Альбина Дубровина вспоминала, что самым памятным лакомством для нее за всю войну во Владимире была банка американской тушенки, которую однажды выдали матери…
...На оставшейся в селе технике некому было работать. И снова опереться решили на женщин и стариков: «Наркомзем СССР обязал с 15 ноября 1941 года начать подготовку кадров водителей тракторов и сложных сельскохозяйственных агрегатов, - сообщал «Призыв». - Для Владимирской МТС необходимо подготовить 50 трактористов на трехмесячных курсах и 63 человека обучить индивидуально. Комбайнеров надо подготовить двоих. Наркомзем указывает, что курсанты должны вербоваться преимущественно из женщин и невоеннообязанных мужчин».
По всему Владимирскому краю уже на уборке урожая 1941 года работали 600 женщин, освоивших профессию тракториста. А в 1942 году на полях работало 210 женских тракторных бригад.
В бой идут одни старики
В «бой» за урожай пошли и старики. «Призыв» 17 октября 1942 года писал о трудовых успехах Боковинского колхоза Булавинского сельсовета: «Сейчас все уборочные работы в колхозе окончены и все виды госпоставок выполнены. Лучшие пахари ‑ старики В.В. Осипов, В.М. Осипов, С.И. Петров - с юношеской энергией взялись за свое любимое дело. Они поднимают зябь и работают настолько производительно, что через 2-3 дня план зяблевой вспашки в Боковинском колхозе будет выполнен…»
Во владимирской деревне тогда появились «фронтовые гектары» - площади сверхплановых посевов для дополнительных поставок армии и освобожденным районам.
Сушим овощи
Тем временем Наркомзем и прочие властные структуры, кроме повышенных госзаданий, спускали сверху на ослабленное мобилизацией село различные инициативы в связи с потребностями фронта. Например, уже в 1941 году крестьян обязали сушить и сдавать как можно больше картофеля и овощей.
«Призыв» от 7 сентября 1941 года приводит примеры решения этой задачи: «Выполняя постановление Совнаркома СССР о сдаче государству сухих овощей, колхозники Красносельского сельсовета практически приступили к реализации этого постановления. В колхозе «Красное Сущево» для сушки овощей решили использовать помещение, освободившееся сейчас из-под пионерлагеря. Там оказалась подходящая печь с плитой. Домашняя хозяйка Яшкова энергично взялась за эту работу. 50 килограммов лучшего сорта моркови сдано уже ей для сушки. В колхозе «Согласие» 50 килограммов овощей, причитающихся к сдаче, правление раздало колхозникам, которые начали сушку у себя дома».
Сельская экзотика
Война потребовала и масштабных агрономических экспериментов. Нехватку резины для военной техники решили восполнять, высаживая в средней полосе кок-сагыз - растение-каучуконос, азиатскую разновидность одуванчика.
Уход за растениями и особенно сбор семян кок-сагыза был очень тяжел. Пресса в регионах распространяла информацию о лучшем опыте. Вот и у нас 31 августа 1943 года писали (заметка агронома-каучуковода Дутиковой): «По-военному убрало урожай кок-сагыза комсомольско-молодежное звено в Загорском колхозе Богословского сельсовета. С площади в 3 га собрано 2700 кг сырых корней при плане 2400 кг. Звеньевая Капа Кириллова тщательно следила за тем, чтобы не было потерь урожая. Колхоз получит за сданный государству урожай кок-сагыза промтоваров в твердо-государственных ценах на 1800 рублей».
Деньги на оборону
Кстати, о рублях. Их тоже селянам приходилось сдавать для фронта.
Уже на первых митингах в июне 1941 года звучали инициативы о денежных взносах в фонд обороны: «В Бродницком колхозе состоялся митинг. Колхозники единодушно собрали и внесли в фонд обороны 518 рублей. Правление колхоза в свою очередь отчислило в фонд 300 рублей». («Призыв» от 31 июня 1941 года).
Или вот еще пример: «Колхозная помощь фронту»: «Наш Верезинский колхоз небольшой, но в текущем году он добился замечательных итогов коллективного труда. Наш колхоз сдал на заготпункты 37 ц лучшего зерна, 40,5 ц сена по плану и 150 пудов сверх плана для Красной Армии. Картофеля мы сдали 134 ц, овощей ‑ 21 ц, денег 2850 руб. и специально на подарки красным воинам - 263 рубля».
Капля по капле, суммы денежных «урожаев» владимирских сельчан на оборону достигали изумительных размеров. А ведь к тому времени наше село уже прошло через раскулачивание.
Особо впечатляют сборы на постройку танковой колонны «Ивановский колхозник» в 1942 году. Всего по Ивановской области, включая нынешнюю территорию Владимирской области, было собрано 65 миллионов рублей!
А в 1943 году колхозники Муромского района внесли более 4 миллионов рублей на авиаэскадрилью «Валерий Чкалов».
Сельские труженики Юрьев-Польского района собрали 3 миллиона рублей на постройку самолетов для эскадрильи «Юрьев-Польской колхозник».
Каждый колосок
Да что там деньги! Изнуренных трудом колхозниц обязали собирать для фронта буквально каждый опавший колосок. Вот «Призыв» от 12 августа 1944 года. Председатель колхоза И.Агапова пишет: «Сначала жнеи нашего красно-сущевского колхоза «Новая жизнь» протестовали, что бригадир им поручает не только жать хлеб, но и подбирать колосья. Сейчас уже привыкли, поэтому и все опавшие колоски подбирают, кладут в мешок и сдают кладовщику. <...> Теперь жнеи даже соревнуются за то, чтобы как можно чище подобрать колосья».
Гитлеровцы не дошли до владимирских колхозов - в том числе и благодаря тому, что наши сельские труженики (а в основном - труженицы) сделали все для Победы на тыловых полях и фермах.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…