Единая методика
Начинается все с похода специалиста по магазинам. Множество частных данных позволяют вычислить индекс потребительских цен по всей России. Замруководителя Владимирстата Виктория Гольцова объясняет:
- Постоянное наблюдение за уровнем и динамикой цен и тарифов на потребительском рынке в организациях сферы торговли и услуг ведет наш отдел статистики цен и финансов. Такое наблюдение идет во Владимире, Коврове, Муроме и Гусь-Хрустальном. В основе его единая методология, которой пользуются все органы госстатистики по стране.
Число товаров, магазинов, торговых центров, аптек, предприятий бытового обслуживания и прочих организаций, где специалисты статистики ведут мониторинг цен, велико. Обширен и перечень товаров и услуг: около 500 позиций. Список немного отличается по регионам и с годами меняется. Еще не так давно в нем не было, например, пластиковых окон - они выглядели экзотичной роскошью. Теперь такие окна ‑ «ширпотреб». И они - в списке мониторинга. Но в целом перечень стабилен, чтобы можно было годами отслеживать динамику цен на одни и те же товары и услуги.
Потребительские цены на продовольственные и непродовольственные товары контролируются еженедельно и ежемесячно. Отслеживаются цены и на услуги: бытовые и коммунальные, от услуг бани до рытья могилы.
Сегодня одинаковая, скажем, крупа или сметана в разных магазинах стоит по-разному. Поэтому для мониторинга выбираются торговые точки разных форматов. А средняя цена за каждый товар вычисляется как минимум по пяти котировкам цен в разных организациях торговли. Огромная работа!
Работа: ходить по магазинам
Среди посетителей, рассматривающих ценники, периодически можно встретить и специалистов службы госстатистики. Их отличает цепкий взгляд и смартфон в руках.
Специалист Людмила Шабанова ведет нас по своему маршруту: гипермаркет «Глобус», ТЦ «Ополье» и один из «прилавочных» магазинов на Горького. У Людмилы Леонидовны есть смартфон со специальной программой, куда она заносит все данные о ценах. Аппараты вошли в обиход специалистов Владимирстата полтора года назад. На мобильном устройстве отображается перечень товаров. Шабанова быстро находит на полках «Глобуса» продукты из перечня и заносит цены в память. Если цены изменились, об этом смартфон сигнализирует, выделяя такие товары иным цветом.
Если причина колебания цен непонятна, специалист должен выяснить, в чем причина роста или снижения. Вот в продуктовом магазине на Горького Шабанова расспрашивает продавца об изменении цены на «молочку». Узнает, что ее изменил производитель.
Также Шабановой и ее коллегам надо быть в курсе скидочных акций. Насколько они длительные? Это все тоже учитывается. Например, на «Ополье» есть «социальный день», когда на ряд продуктов цены ниже. Но такие кратковременные скидки статистика в расчет не берет.
Еще одна тонкость: статистик должен уметь разбираться в фасовке товара. Вот покупатель заметил - крупа подешевела! Но приглядимся: сколько весит пачка «подешевевшей» крупы? 800 граммов! А служба статистики ведет учет цен, пересчитывая их в килограмм того или иного продукта.
От наблюдателей за ценами требуется внимательность, ответственность и неутомимость. Цены на огромный перечень товаров в разных торговых точках Владимирской области мониторят всего десять сотрудников (во Владимире - четверо). Они специализируются по видам товаров и услуг. В этой работе ценен опыт. Та же Шабанова в статистике уже 20 лет!
После ежедневного обхода специалист сбрасывает данные со смартфона в компьютер в своем отделе. Затем они дополняются данными других специалистов и анализируются. Далее формируются средние цены по городам, по региону и, наконец направляются в Росстат. Там специалисты сравнивают данные из регионов, сводят их в средние показатели по России. Итоги наблюдения регулярно размещаются на сайте ведомства, рассылаются госорганам и т.д. Эти цифры очень нужны: на них ориентируется правительство, они помогают составлять аналитички по динамике рынка и т.д.
Вот так и работает «зеркало» статистики, задача которого в данном случае - отразить происходящее в динамике цен как можно более полно и достоверно.
Кстати
Начальник отдела статистики цен и финансов Владимирстата Тамара Еремеева сообщила данные об изменении потребительских цен в июле 2015 года. По сравнению с июнем прирост цен на товары и услуги в среднем по области составил 0,7 процента. С начала года цены выросли на 9 процентов. Это несколько ниже, чем в среднем по России (9,4 процента). Продовольственные товары за месяц подешевели на 0,2 процента. Отмечено сезонное снижение на плодоовощную продукцию в среднем на 4,9 процента.
Прирост цен на непродовольственные товары в июле по сравнению с июнем составил 0,4 процента. Заметный рост цен зафиксирован на отдельные виды медикаментов. Цены на бензин выросли на 2,9 процента, на табак - на 2,6 процента. С приближением нового учебного года цены на одежду для детей школьного возраста увеличились. Зато снизились цены на сотовые телефоны и товары для животных. Выросли цены и тарифы на услуги населению - наиболее заметно увеличились тарифы на ЖКУ.