Акция проходит во всех регионах страны. Результаты проверок будут направлены местным властям для устранения недочетов.
Мониторинг показал: нарушений - масса. Начнем с общего. С 28 февраля 2014 года вступили с силу новые и более жесткие федеральные стандарты, согласно которым должны быть оборудованы переходы возле школ. Требований около десятка по каждому из типа дороги: двухполосная, четырехполосная, с односторонним движением. Все расписано.
Переход у школы № 19 областного центра расположен на крайне оживленной улице Горького. Дорога в четыре полосы. И уже беглый осмотр выявил нестыковки. К примеру, обязательный перед «зеброй» знак «Дети» есть только с одной стороны улицы. Оговоренных в новом регламенте дублирующих светофоров (таких как сейчас установлены на переходах через «пекинку») нет.
У лицея № 1 (пересечение ул. Горького и проспекта Строителей) ситуация аналогичная. Перильные ограждения в районе перехода нестандартные, короче требуемых. Знаков «Дети» нет, светофоров тоже. Представитель ГИБДД Евгений Монахов обмолвился:
- Слава богу в этом году здесь ДТП не было...
Лучше обстоят дела у школы № 16 на Красноармейской. Дорога двухполосная, все знаки в наличии. Единственно - каждый из двух «лежачих полицейских» не пластиковый. Это просто асфальтовый горб поперек дороги. Но это общая практика: качество пластиковых неровностей не выдерживает критики.
В Суздале все сложнее. У средней школы № 1 никаких переходов нет. С одной стороны - жилой микрорайон, улица Лоунская, но дорога есть и машины по ней ездят. С другой - на улице Нетека - тротуар лишь с одной стороны. Но через дорогу - маленькая поперечная улица. И детское движение в учебный период по ней интенсивное. А прямо возле проезжей части - меньше метра от поребрика - высится строение, полностью перекрывающее обзор.
С дорожными знаками - тоже беда. Треугольники «Дети» есть, но расположены с нарушением требований и скрыты листвой. Считай, что их нет. Хотя, по мнению Монахова, ситуацию можно обезопасить установкой «лежачих полицейских», хотя бы асфальтовых...
Вторая суздальская школа располагается на главной улице. Напротив - местное художественно-реставрационное училище. Тоже образовательное учреждение. Разметка на ближайшем переходе выполнена с нарушениями, знаки «Пешеходный переход» - тоже. «Лежачий полицейский» здесь раньше был, но его «раскатали» проезжающие автомобили. Новый так и не обустроили.
Но убило другое. У школы перед проезжей частью ограждение установлено. У училища - нет. Более того, от тротуара через газон прямо перед крыльцом главного корпуса «заботливо» уложена дорожка из тротуарной плитки, которая оканчивается прямо на проезжей части. Местные говорят: в училище нет своей столовой, и студенты ходят есть через дорогу, в школу. Пешеходный же переход от этого места - максимум в 100 метрах.
Еще одна суздальская школа - православная гимназия на улице Васильевской. Здесь переход есть, оборудован по всем канонам. Правда, не по последним. Знаки «Дети» тоже закрыты ветками деревьев.
- У суздальских школ есть проблемы, на которые не мешало бы обратить внимание, - резюмирует член регионального штаба ОНФ Кирилл Ковалев.
Но ягодки ждали нас в селе Порецком Суздальского района. Возле школы по одной стороне дороги установлено несколько знаков «Дети» - один за другим. Перехода нет, неровностей на дороге хоть отбавляй, но это отнюдь не «лежачие полицейские». Зато в обратном направлении вообще никаких знаков не выставлено. Может, там никто не ходит? Но нет: на наших глазах шустрая старушка пересекала проезжую часть. По очень длинной диагонали. Хотя впереди - «глухой» поворот дороги, закрытый растительностью. А машины ездят тут активно.
Пешеходный переход здесь есть. В паре сотен метров от школы, около автобусной остановки. Но Евгений Монахов обращает внимание на главное нарушение: отсутствие тротуара или хотя бы просто пешеходной дорожки. Получается, что дети ходят прямо по обочине дороги, а то и по проезжей части. А это уже существенное нарушение требований: в населенных пунктах наличие тротуара обязательно. А Порецкое - село достаточно крупное.
Возвращаемся в областной центр. Улица Комиссарова, школа № 35. Разметка на асфальте полустерта, знаков «Дети» нет, перил вдоль дороги - тоже.
- Даже минимальные требования не выполнены, - вздыхает Монахов. - Полный набор того, чего нет...
Совсем другая ситуация рядом, у школы № 34. Единственный недочет - после ремонта дороги не успели дорисовать с одной стороны «зебру». А так есть все, кроме ограждений. Но они - мера рекомендательная.
И, наконец, последний пункт мониторинга - переход на улице Мира, у школы № 21.
- Все по фэн-шую, - улыбается Ковалев. - Наверное, это единственный в городе образцово-показательный переход... В наличии даже рампа освещения поперек дороги. Ограждения установлены щедро: до границ школьного участка.
Откуда такое счастье? Все просто. Этот переход оборудован за счет областного фонда безопасности дорожного движения.
- Хотели показать местным властям, как все должно быть, - поясняет Монахов.
Показали. Но энергичное следование «заданной планке» пока не пошло. Полное приведение одного перехода в соответствие со стандартами стоит около полумиллиона рублей. Найдет ли город такие средства?
К слову, во Владимире действует адресная программа оборудования пешеходных переходов, в которой около 50 пунктов. Практически на всех «зебрах» минимальный набор знаков и разметки присутствует. По закону, отвечают за содержание переходов местные власти. ГИБДД может только вносить рекомендации. Что касается владимирской программы, то, как выразился Кирилл Ковалев, «проблема в том, насколько она будет наполнена деньгами».
Судя по тому, что федеральные стандарты в городе не реализованы, наполнение - не очень. Но, справедливости ради, повторим: стандарты эти до сих пор во многом рекомендательные.
Кстати
За 7 месяцев 2015 года в области зарегистрировано 150 ДТП с участием детей. Два ребенка в них погибли, 169 - ранены. Это на 8% меньше, чем в 2014 году. На пешеходных переходах произошло 16 ДТП. Погибших детей нет.