Ко Дню Победы в этом году все их постарались привести в порядок. А как эти сельские памятники выглядят сейчас, спустя несколько месяцев? На днях мы проехали из Меленок во Владимир, попутно останавливаясь в селах у обелисков.
Общее впечатление ‑ подновленные монументы выглядят вполне ухоженными. Даже венки, еще не выцветшие, у многих памятников сохранились.
В селах Приклон, Иватино, Бутылицы обелиски стоят прямо у главной улицы, по которой проходит автодорога. Они всегда на виду и в порядке. А кроме того, очень простые по конструкции и отделке. Все тщательно побелены.
Практически везде подновлены и списки павших односельчан.
Обелиск в селе Скрипино тоже со всех сторон увешан панелями с именами павших. Но сделано не так долговечно: кое-где пленка на панелях уже отходит под воздействием дождя и ветра.
Вполне достойно смотрится и следующий по пути обелиск в селе Малышево. Но только с фасада. Обелиск обложен плиткой. И если спереди облицовка вполне добротная, то с боков - плитки разного размера и довольно грубо с большими промежутками прикреплены, если не сказать - наляпаны на цементную штукатурку. Некрасиво, и неизвестно еще, насколько прочно.
Доезжаем до села Мошок. Большое село - большой памятник. В Мошке местным фронтовикам посвящена целая скульптурная группа в центре довольно обширного сквера. Опять же у главной дороги Владимир - Муром.
Так же еще стоят венки. Но за венками ‑ прямо на постаменте ‑ обнаруживаются бутылки и банка из-под пива, упаковки от чипсов...
Понятно, что по вечерам в сквере гуляют люди, которые используют памятник их прадедам под барную стойку и мусорную урну одновременно. Мне не составило труда убрать эти остатки былой гулянки. Просто не смог уйти, оставив гадость на памятнике.
И тут же, напротив сквера с памятником, у дороги Муром ‑ Владимир вижу старый дом. Уже без жильцов. Явно дореволюционный, судя по добротному кирпичному низу. Но верх дома совершенно ветхий. Даже часть фасадной стены обвалилась, скомкав прикрепленный к ней баннер. Сначала подумал ‑ может, предвыборный плакат. А оказалось, это баннер с портретом и именем участника Великой Отечественной войны из Судогодского района Николая Ивановича Самарина ‑ имя еще читалось.
Мимо проходит позитивного вида молодой человек. Представился Александром. Спрашиваю его, знают ли в селе про ветерана и давно ли упала стена с баннером.
- Не знаю, жил ли фронтовик в этом доме, но точно из нашего района, - сказал Саша.
Проявив бдительность, парень расспросил, откуда мы. И узнав, что из областной газеты, тут же, словно в оправдание местному начальству, объяснил:
- Недавно стена упала, несколько дней назад. Ветер сильный был. Просто не успели снять плакат.
Заехали в местную администрацию, но главу не застали ‑ дела. И заместитель ушел в котельную...
Понятно, у местной власти забот полно: подготовка к зиме, газификация и другие жизненно насущные задачи.
Но при всем при этом даже неловко как-то ставить на вид работникам местной власти, что память о победителях фашизма ‑ это приоритет. И не только в год 70-летия Победы. А делов-то: прислать пару людей с лестницей и просто отцепить испорченный баннер...
И почему бы не организовать ежедневное шефство за памятником павшим, чтобы его не украшали пивные бутылки? Хотя бы силами той же хорошей молодежи, которая эти вот венки возлагала. Просто заглядывать в сквер да убирать мусор у мемориала. Добровольцы наверняка найдутся. Как тот же первый встречный позитивный парень Александр.
Эти наши наблюдения, конечно, случайные, попутные.
Но уже спустя несколько месяцев после Дня Победы ясно: вечной памяти о героях Великой Отечественной нужно постоянное внимание, вечный приоритет. Иначе приведение в порядок монументов и портреты ветеранов на стенах могут остаться сиюминутной кампанией юбилейного года.