Победил в конкурсе
- Николай Иванович, как же вас угораздило придумать газете название? - начинаем мы беседу.
- В 1990 году я узнал, что во Владимире будет выходить новая газета ‑ орган областного Совета. Был объявлен конкурс на лучшее название. Я предложил «Владимирские ведомости», и именно это название было принято. Когда отмечали 15-летие газеты, об этом факте вспоминал первый редактор «Владимирских ведомостей» Виталий Иванович Турков.
- А почему именно «Ведомости»? Вспомнили, что до революции у нас тут выходили «Владимирские губернские ведомости»?
- Честно говоря, я этого тогда и не знал. Но подумал, что «Ведомости» ‑ историческое название для российских газет, и оно очень подходит для древней Владимирской земли. В редакции посчитали этот вариант самым удачным.
Его юбилеи
По словам Николая Ивановича, четверть века назад он и не думал, что новая областная газета будет праздновать 25-летний юбилей - понимание, что «Владимирские ведомости» вошли в жизнь области всерьез и надолго, появилось гораздо позже. Свою причастность к юбилею издания Ефимов ощущает сполна - он ведь не только название газете предложил, но и читает ее регулярно.
Кстати, 2015 год у Николая Ивановича на удивление насыщен юбилеями - вехами его долгой интересной жизни. 15 лет как Ефимова выбрали старшим по дому, где он живет уже без малого полвека. 35 лет назад Николая Ивановича направили в Африку работать. 60 лет назад он окончил сельхозинститут в Иванове. 100 лет назад родился его старший брат Михаил, 125 - отец и мать, 155 - дед. Для Николая Ивановича эти семейные даты святы ‑ не один год посвятил Ефимов изучению родословной.
Из древнего рода
Свой крестьянский род Ефимовых Николай Иванович проследил аж на два с половиной века вглубь. Разветвленное генеалогическое древо начинается с Семена Ефимова, родившегося в 1750 году.
Сам Николай Иванович - младший из девяти детей Ивана Леонтьевича и Прасковьи Платоновны Ефимовых. Родился он 7 апреля 1932 года в селе Тетерино, что в 12 километрах от Суздаля.
Потом большая семья Ефимовых переехала в Иваново. Судьбы сестер и братьев Николая Ивановича сложились по-разному, но про каждого из них он может рассказывать часами. Про брата Михаила ‑ большого ученого, про брата Сергея - храброго танкиста, погибшего на фронте в 1943 году, про сестер, посвятивших свою жизнь учительской профессии...
Мотоцикл от Хрущева
Жизнь младшего Ефимова тоже достойна подробного рассказа. Еще в юности он выбрал профессию ветеринара. Первые три года после окончания Ивановского сельхозинститута провел в далекой Хакасии - работал в животноводческих совхозах.
- Это как раз те места, где недавно полыхали масштабные лесные пожары, - говорит Николай Иванович. - Слушал «пожарные» новости, а сам вспоминал, как работал в далекой Хакасии, где степи переходят в тайгу, 60 лет назад.
Между отделениями совхоза молодому специалисту приходилось преодолевать десятки километров. Ездил на конной упряжке или верхом - даже зимой, когда морозы стояли под 40 градусов. Себя не жалел, но гужевой транспорт был мало эффективен.
- Пока на лошадке до нужной точки доедешь, все что угодно со скотом может произойти! А за падеж скота (на моем попечении - тысячи голов!) спрашивали строго, и первым делом - с ветеринара, - вспоминает Ефимов.
Так и не дождавшись, пока совхозное начальство решит вопрос с транспортом, Николай обратился куда повыше - прямо к Хрущеву. Письмо наделало много шума в местных партийных органах, но своего молодой специалист добился: вместо лошади ветеринару выдали мощный армейский мотоцикл.
Квартировал Николай в доме у этнического венгра, ветерана Первой мировой войны. Хозяин когда-то воевал в австро-венгерской армии, а потом осел в России, в сибирском краю.
- Удивительная встреча состоялась, когда ко мне в гости приехал отец, тоже ветеран Первой мировой. Только из русской армии, - рассказывает Николай Иванович. - Разговаривали долго, вспоминали и бои, и товарищей... А ведь после тех событий к тому времени почти 40 лет прошло.
Совхоз, где работал Николай Иванович, не был целинным. И все-таки ветеринара Ефимова наградили медалью «За освоение целинных земель» - признали его заслуги. «В нагрузку», правда, Николай от той передовой работы получил бруцеллез - и последствия этой болезни ощущались потом многие годы.
«Пионер» Ящурного института
В 1958 году Ефимов вернулся из Хакасии в Иваново. Мама Николая Ивановича получила тяжелую травму спины, и младший сын перебрался в родные места - ухаживать за ней.
Преподавал в сельхозинституте. Узнал от сокурсника, который был директором совхоза в Ледневе Юрьев-Польского района, что под Владимиром решили создавать Ящурный институт. Николай загорелся идеей там работать.
- Судьба ведет по жизни, - подумалось ему.
В декабре 1961 года Николай приехал во Владимир и отправился в Юрьевец - искать новый институт, но тот еще строился. Ефимов оставил заявление и вернулся в Иваново. Через два года его вызвали на работу в Ящурный. Приняли на должность старшего лаборанта.
С тех пор Николай Иванович живет во Владимире. В том же 1963-м он встретил свою будущую жену Светлану. Супруга ушла из жизни полтора года назад. На ее здоровье тоже тяжело сказалась врачебная специальность: Светлана Федоровна была известным в городе рентгенологом.
Вирусолог-путешественник
В Ящурном институте Николай Иванович проработал более 30 лет. Его специализацией стала вирусология. Защитил кандидатскую диссертацию по теме вируса ящура, а всего у Ефимова 97 научных работ.
Кроме теории он много сил посвятил практике. Недавно ученый подсчитал, что объездил более 80 городов СССР - Николай Ефимов курировал культивирование вирусов, необходимых для вакцин от опасных болезней сельскохозяйственных животных. Сколько голов скота и продукции животноводства спасли вакцины, которые появились благодаря Ефимову и его коллегам из Владимира? Трудно подсчитать. Но точно очень много.
На берегах Конго
Ярким этапом в жизни Николая Ивановича была двухгодичная командировка в дружественную для СССР страну Конго. В начале 80-х годов Ефимов был старшим научным сотрудником ветеринарной лаборатории в столице Конго Браззавиле. Там пришлось столкнуться с интересными и сложными для отечественного ученого африканскими заболеваниями животных.
- Ну а лихорадка Эбола тогда уже встречалась? ‑ не удержался я от вопроса.
- Был, конечно, тогда этот вирус, - спокойно ответил Николай Иванович. - Только мы еще его не выявили.
В Африке Ефимов заговорил по-французски и обрел много новых друзей-конголезцев. И даже встречал Новый, 1982 год с Иосифом Кобзоном, который приезжал выступать перед африканскими друзьями.
Хорист
Не знаю, разбирается ли Кобзон в вирусологии. Но вирусолог Николай Ефимов отлично поет! Он - хорист.
В семейном альбоме у него есть фото, где он выступает в самодеятельном хоре, еще будучи работником Ящурного. Но пока ухаживал за больной женой, вокалом заниматься было некогда. А после кончины супруги Николай Иванович, чтобы не затосковать, снова запел. Он выступает в хоре педагогов-ветеранов под управлением Альбины Тимофеевой.
Замечательную песню о городе Владимире «В самом сердце России», которую сочинила Татьяна Агафонова, Николай Иванович исполнил прямо во время нашего разговора. У него приятный, звучный, совсем не старческий голос.
- Николай Иванович, не верится, что вам уже 83!
- Это потому, что я в хоре пою, - уверен Ефимов.
Жизнь, как песня, - эти слова о нем. И пусть его жизнь и песня продолжаются еще долго-долго. Как и наша газета «Владимирские ведомости», название которой придумал Николай Иванович Ефимов.
Досье «ВВ»
Николай Иванович Ефимов, 83 года.
Ветеринарный врач, ученый-вирусолог. Кандидат биологических наук. Ветеран Ящурного института (ныне ВНИИЗЖ).
Награжден медалями «За освоение целинных земель» и «За вклад в ветеринарную науку».
Родился в селе Тетерино под Суздалем. С 1963 года живет во Владимире.