Ценность диалога
Лучше всего, когда о такой тонкой и чувствительной материи, как межнациональные отношения, говорят специалисты. В РАНХиГС собрались именно они: ученые, представители духовенства, общественники. Организовали дискуссию АВО, Духовное управление мусульман Владимирской области и филиал РАНХиГС при Президенте РФ.
Председатель областного комитета общественных связей и СМИ Рита Шляхова объяснила актуальность мероприятия:
- Этот круглый стол осуществляется в рамках проекта, который финансируется областным грантом и средствами федерального бюджета. Я на этом специально заостряю внимание, чтобы было понятно - средства, которые добываются тяжелым трудом налогоплательщиков, идут и на такую базовую часть жизни нашего общества, как обсуждение проблем межнационального и межконфессионального согласия.
За время реализации проекта прошло несколько циклов лекций в вузах региона. Их провели ведущие специалисты нашей страны в области изучения ислама.
- Наша задача - в том, чтобы противопоставить человеконенавистническим проектам общегражданское, гуманистическое единство россиян всех национальностей и вероисповеданий, - сказала Шляхова.
А начальник управления по связям с общественностью и СМИ администрации города Владимира Александр Карпилович добавил:
- Мы живем в богоспасаемом городе, где слава богу не происходит негативных процессов в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Давайте сохранять эту ситуацию.
«Зоны риска» для ислама в России
Руководитель департамента внутренних дел Духовного управления мусульман Российской Федерации Ренат Ислямов огласил обращения председателя Духовного управления мусульман РФ Равиля Гайнутдина и его первого заместителя Дамира Мухетдинова к участникам круглого стола. Вот ключевая мысль Мухетдинова, известного полемиста и блогера:
- Основные проблемы коренятся не в вашем регионе. Основные зоны риска и проблемы - они общероссийского уровня. Но они влияют на региональные ситуации.
Одну из этих общероссийских «зон риска» Мухетдинов видит в неисламских СМИ, которые искажают правду об исламе:
- Мы не скрываем, что в нашей истории были примеры трагического и недостойного. Однако и татары, и русские, люди различных вероисповеданий, с оружием в руках защищали земли своих предков и научились сообща строить единое государство. Но кто слышит об этом? Есть ли тот общероссийский федеральный телеканал об исламе, о необходимости которого столько лет говорят Путин и Медведев? Как мы можем противостоять современным изощренным СМИ, которые работают против России и, в частности, игнорируют наш межнациональный опыт?
Или вот еще историческая проблема: близится юбилей - 750-летие создания Золотой Орды. А мы по-прежнему повторяем искаженную интерпретацию этой эпохи...
Мухетдинов обеспокоен состоянием исламского образования в России. Он считает необходимым воссоздать собственные богословские школы.
- Но где процесс? - задается он вопросом. ‑ Тут ключевым моментом является господдержка и финансирование. Если мы не обучим достойных имамов и педагогов, способных отвечать на вызовы времени, кто нас идейно защитит?
Не «ИГИЛ», а «ДАИШ»
Еще одна проблема - и настоятельная просьба - исламских деятелей:
- Мы просили наши СМИ прекратить за счет налогоплательщиков России поддерживать лингвистическую провокацию. Когда мы называем террористов «Исламское государство» или «ИГИЛ» (группировка запрещена в России), то дискредитируем сразу две важнейшие ценности: ислам и государство. Как наши дети будут воспринимать эти понятия? Межрелигиозный совет России призвал использовать нейтральное слово «ДАИШ». Но многие СМИ этого не слышат!
Завкафедрой сравнительной политологии Российского университета дружбы народов доктор философских наук Юрий Почта разделяет озабоченность исламских лидеров. Но он комментирует: «ДАИШ» - это та же самая аббревиатура, что и «ИГИЛ», но только на арабском языке.
Однако исламские деятели уверены: «ДАИШ» унизительно звучит, прежде всего, для бандитов, потому что созвучно арабскому слову, которое можно перевести как «тот, кто сеет раздор, разрушение». И сами террористы ненавидят это слово.
Почта считает очень серьезной проблему незнания людьми собственных религиозных основ, с чем он сталкивался в работе со студентами:
- И люди, относящиеся к православной культуре, плохо понимают, что такое православие. И не всегда мусульмане знают хорошо свою религию. Тем более взаимное знание достаточно низкое.
- Среди ценностей традиционного ислама ‑ признание за человеком политических и гражданских прав, утверждение труда как главной добродетели и другие, - говорит завкафедрой Московского исламского института Фарит Гараев.
Однако социолог, доцент Владимирского филиала РАНХиГС Дмитрий Петросян заметил:
- Надо все-таки проводить различия между религиозным учением и социальной практикой. Потому что когда мы говорим об учении, то в любой религии, в любой идеологии мы найдем только положительные вещи, только ценности добра. А социальная практика получается связанной почему-то с насилием, кровью, войной. И это касается любой идеологии. На мой взгляд, религия в нашем обществе должна оставаться частным делом, светское общество должно оставаться светским, нужно бороться за это. А государство должно быть секулярным, отделенным от любой религии.
Диалог против ксенофобии
Председатель Духовного управления мусульман Владимирской области, член Общественной палаты региона Ринат Ибрагимов выступил на тему о роли мусульман в жизни нашего региона.
Численность мусульман, включая живущих здесь веками и приехавших позже, оценивается в 50 тысяч человек.
- Умма (исламская община) во Владимирской области наименее подвержена влиянию радикальных идей, - уверен Ибрагимов. - Владимирские мусульмане в большинстве принадлежат к ханафитскому мазхабу, правовой школе, доминирующей в исламском мире. Сами принципы этой школы помогают противодействовать чуждым идеологиям и сектам.
Ибрагимов отметил проблему, которая не позволяет многим мусульманам, прежде всего, мигрантам, интегрироваться в местное сообщество.
- Результаты социологических исследований показывают: четверть жителей области имеют ксенофобские настроения, - сказал Ибрагимов. ‑ Но мусульманские общины способствуют адаптации мигрантов через поддержку этнической, культурной и конфессиональной идентичности переселенцев.
Выход Ибрагимов видит в продолжении проектов, которые помогут взаимопониманию и знанию об истинном исламе, особенно среди молодежи.
- Религиозные организации мусульман стремятся не только к диалогу, но и к тому, чтобы стать флагманом гармонизации межнациональных отношений, - уверен Ибрагимов.
Резолюция
В резолюции круглого стола сказано, что его участники считают необходимым указать на недопустимость отождествления ислама как мировой религии, основы величайшей мусульманской культуры, с теми радикальными и маргинальными группировками и организациями, которые используют ислам в качестве инструмента для извлечения экономической выгоды или политического господства. Резолюция призывает к созданию в регионе системы широкого религиоведческого и гражданского просвещения, которая формировала бы позитивное отношение к мусульманскому сообществу, уважение к его ценностям и наследию как части культурно-исторической и духовной жизни России. Отмечено, что социально-гуманитарные и гражданские инициативы национальных и религиозных объединений при поддержке и участии местных властей очень важны.