Пресс-релизы об обоих мероприятиях, похоже, специально написаны так, чтобы журналисты не стали их читать, хотя, если вчитаться, инфа там интереснейшая.
Первый удар нанесла областная прокуратура. Там провели межведомственное совещание правоохранительных органов (прокуратура, Следком, УФНС и УМВД). Поднятая тема - острейшая - как силовики борются с налоговыми преступлениями и как они тем самым пополняют бюджеты всех уровней. Не закрывают ли глаза на налоговые шалости богатеньких Буратин.
Выяснилось, что идет рост налоговых преступлений. Вот цифры: в 2014 году число составило 25. А за 10 месяцев 2015 года их уже 29 (за АППГ - 20).
Казалось бы, вот где поле для правоохранительной деятельности - да еще и на благо бюджета. Но... «Значительные нарушения допускаются при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях» - фиксирует прокуратура и не без иронии сообщает, что лишь перед упомянутым совещанием «из 201 материала, по которому вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщениям 2013-2015 годов, 99 данных процессуальных решений признаны руководителями следственных отделов и прокурорами незаконными».
Теперь то же самое - простыми словами. Факт: в 2013-2015 годах по 201 материалу отказались возбуждать уголовные дела. Но только факт проведения специального совещания заставил правоохранителей признать: половина этих отказов была незаконной! Сколько налоговых преступников ушло из-за этого от ответственности? Сколько из-за этого мы потеряли в виде недоплаченных в бюджеты миллионов? Об этом теперь можно только гадать.
Но почему такое стало возможно? А потому, что нарушались разумные сроки, по материалам не проводились проверки, не выяснялись субъективные и объективные мотивы действий налогоплательщиков...
Кто же в этом виноват? По мнению областной прокуратуры - в основном Следком: «Имеют место многочисленные факты организации доследственных проверок спустя от 1 до 3 месяцев после их поступления в СУ СК области и в последующем - в следственные отделы. Причиной этому является длительное изучение материалов в аппарате СУ и несвоевременная регистрация их практически во всех территориальных отделах. Допускается принятие следователями процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела за истечением сроков давности уголовного преследования в связи с допущенными ими нарушениями разумных сроков и несвоевременным возбуждением уголовных дел».
Ваше дело, как понять эту фразу. Я ее понял как прямое обвинение прокуратуры в адрес Следкома: многие отказы в возбуждении дел возникают из-за того, что следкомовские следователи волынят процедуру. А волынят они ее именно затем, чтобы отказать в возбуждении уголовного дела. Поправьте меня, если я ошибся...
Следком отреагировал оперативно. Там 3 декабря прошло расширенное заседание коллегии с участием сотрудников аппарата и руководителей территориальных следственных отделов. Тема - о практике рассмотрения сообщений о преступлениях в сфере налогообложения, поступающих из органов внутренних дел, эффективности межведомственного взаимодействия по выявлению и расследованию налоговых преступлений. Вот тезисы.
Для Следкома более чем очевидна задача по обеспечению полноты и своевременности сбора обязательных платежей в бюджет. Следком во взаимодействии с УФНС и УМВД России в рамках своей компетенции участвует в выполнении этой общегосударственной задачи. Наряду с достижениями участники коллегии СУ СК РФ продемонстрировали объективность и должную меру самокритики, «оценили имеющиеся недостатки и наметили ряд важных мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества межведомственного взаимодействия и следственной работы».
А потом Следком бабахнул цифрами. За 10 месяцев этого года в следственных подразделениях зарегистрировано 81 сообщение о налоговых преступлениях. Рост к АППГ - на 26,6%. Возбуждено 27 уголовных дел, в основном в отношении недобросовестных коммерсантов Владимира, Мурома, Коврова, Александрова, Гусь-Хрустального. И вот вам бомба: общая сумма предполагаемого материального ущерба по выявленным фактам нарушений составила более 2 миллиардов рублей!
Тут напомним, что предполагаемый дефицит областного бюджета 2016 года составляет 2,4 миллиарда рублей! Попросту говоря, наши столпы экономики, возможно, недоплатили налогов почти на сумму дефицита годового областного бюджета. Де-факто же по материалам проверок и уголовным делам о налоговых преступлениях с принятыми процессуальными решениями сумма возмещенного ущерба составила всего чуть более 230 миллионов рублей, то есть 1/10 от предполагаемого ущерба. Тут еще надо добавить, что около 150 миллионов рублей в казну возмещено по уголовным делам, до сих пор находящимся в настоящее время в производстве.
Следком справедливо пеняет бизнес-сообществу: не все из вас, товарищи предприниматели, осознают антисоциальность своего поведения! Где ваше стремление реабилитироваться перед государством и обществом?
Персональной жертвой избран генеральный директор ОАО «Завод «Автоприбор» Алексей Мельников. Следком утверждает, что он причинил бюджетной государственной системе ущерб в размере более 50 миллионов рублей. Но за время следствия не принял мер к возмещению средств. «Дело в отношении обвиняемого находится на завершающей стадии следствия, недоимка будет взыскиваться с него в гражданском судопроизводстве, в том числе за счет арестованного следствием имущества» - сообщает правоохранительный орган.
С учетом специфики налоговых преступлений (возможность на стадии доследственной проверки добровольно возместить ущерб, причиненный государству, и избежать уголовного преследования, возможность «долгоиграющего» обжалования налоговых претензий через Арбитражный суд и т.д.) длительность сроков расследования подобных дел Следкомом объективна. Поэтому Следком считает обвинения прокуратуры в свой адрес как минимум некорректными.
Цифры
По данным областной прокуратуры, в 2015 году по оконченным производством уголовным делам возмещен ущерб на 172 миллиона рублей, наложен арест на имущество обвиняемых на 13 миллионов рублей. В 2014 году ущерб возмещен на значительно меньшую сумму - 58 миллионов. Правда, арест на имущество обвиняемых был выше - на 22 миллиона.