21 февраля 2017 в 18:29

Лебедев и КЭМЗ реанимируют владимирское тракторостроение

Фото: Владимира Чучадеева
10 февраля «ВВ» сообщили новость (http://www.vedom.ru/news/2017/02/09/24446-kemz) по нынешним временам сенсационную - на Ковровском электромеханическом заводе началось производство тракторов. Когда-то наш край считался «тракторным», а продукция ВТЗ расходилась не только по всему СССР, но и во многие страны мира. Теперь ни ВТЗ, ни «Владимирца» нет, но эту нишу скоро заполнят ковровские тракторы семейства «Ant». Мы отправились на завод, где его генеральный директор Владимир Лебедев рассказал нам о тракторах и показал процесс производства.

В последнее время производители сельхозтехники в России переживают бум. Всему причиной - государственные субсидии (программы импортозамещения и все такое) плюс слабый рубль. Для фермеров отечественная техника (или собранная в РФ с разумной долей локализации) стала привлекательной по параметру «цена-качество».

Лебедев, вспоминая о том, как возникла идея заняться тракторами на КЭМЗе, рассказывает:

- Светлана Юрьевна Орлова - очень эффективный человек. Она пришла из Москвы, картину видит в целом. Когда она говорит: «Ребята, вот надо идти туда!» - этому можно верить. Огромный массив ее данных показывает: сегодня надо поддерживать сельское хозяйство… Она хороший маркетолог для области. Она говорит: «Ребята, бросьте вы заниматься вот этим! Заниматься надо сегодня этим!» Мы говорим: «А кто это возьмет?» А вот на вопрос, кто возьмет, у нее есть ответ. Это самое важное. То есть это практически инсайдерская информация. Кто хочет слышать ‑ услышит...

И вот как-то Орлова сказала Лебедеву вроде бы шуткой: «Ты бы еще трактор сделал…» На самом деле в каждой шутке только доля шутки...

- У нее это в голове. Она четко поймала тренд, а мы потом проверили и подтвердили: да, действительно, сейчас эта тенденция очень серьезна, - подтверждает Владимир Лебедев.

Так появилась идея делать в Коврове тракторы. КЭМЗ, вообще-то, приборный завод, но в свое время поставлял гидравлику на Курганский завод для аналогичных машин. Лебедев объясняет:

- Когда они исчезли с рынка, нам жалко стало. У нас исчезала серьезная доля, по 1,5 тысячи комплектов им поставляли: моторы, насосы, распределители. И вот родилась идея сделать свой трактор. Почему бы и нет? В принципе, кардинального отличия от того же трехтонного погрузчика нет: та же рама, те же колеса, те же двигатели, та же трансмиссия...

Топ-менеджмент КЭМЗа нашел в Чехии фирму-разработчика. Чешские инженеры - одни из лучших в Европе, но и у них ситуация сложная: Чехию «оккупировали» немецкие фирмы со своими заводами, инженеров привезли из Германии. А местные конструкторы остались не у дел. Лебедев воспользовался ситуацией.

- Все первые компоненты были из Европы, - рассказывает он. - Но постепенно шаг за шагом мы стали привлекать местных производителей комплектующих.

Заказы КЭМЗ, в принципе, учитывая условия рынка, по возможности отдает субподрядчикам из Владимирской области. Крыша и вся обшивка - производства фирмы «Вояж». Стекла будут делать в Гусь-Хрустальном. Рамы варят на заводе в Камешкове. Световые приборы пока европейские, но уже на следующую партию выберут поставщика из своих, в том числе хотят привлечь вязниковский «ОСВАР».

- Европейцы хорошо делают двигатели, трансмиссию и задний мост ‑ это их часть будет. Все остальное - наше. Локализация будет состоять из трех этапов: 30 процентов, 50 и 70, - говорит Владимир Вячеславович и добавляет, что уже сейчас КЭМЗ размещает на владимирских заводах заказов до 3 миллиардов рублей в год.

- Сборочные заводы дают работу комплектаторам. Это мировой стандарт. Хоть на Мерседесе, хоть на БМВ нет механической обработки. И никто от этого не страдает...

...Кстати, именно в этом - в том, что в СССР по разным причинам все - от болта и гайки до окончательной сборки - делалось на одном предприятии, Лебедев видит одну из причин того, что страна осталась почти без современного машиностроения.

- Громоздкие у нас были заводы: от литейного производства до сборки. Но локализация более 70 процентов нецелесообразна. Не нужно сборочному производству лить заготовки и точить болты! Слишком велика конкуренция. Ведь что-то мы делаем на «пятерку», а что-то - и на «тройку», а оценивается все в итоге по худшему показателю. Мы можем закупить комплектующие у лучших производителей и работать в кооперации с ними. Это мировой стандарт. Старые советские заводы, работавшие по полному циклу в закрытой, самодостаточной экономике, в условиях открытого рынка должны были или умереть, или трансформироваться. Что и произошло. Современный завод должен быть компактным, уметь быстро менять линейку производимой продукции.

Свою менеджерскую философию Лебедев обрисовывает так:

- Мы не хотим быть новым заводом, мы хотим всегда быть в тренде. Мы должны присутствовать на максимальном количестве рынков. Вот в последние четыре года пошел подъем сельского хозяйства, и если бы я трактор делал в 2008 году, я был бы идиотом. Он никому не нужен был. Рубль был совершенно не тот (вдвое дороже, чем сейчас. - Прим. ред.). Разве я мог конкурировать с Китаем, Тайванем? Нас задавили бы. А вот сейчас сложились уникальные обстоятельства. Санкции для нашей промышленности - это неплохо. Разумное состояние ограничений нам в этом деле помогло.

У завода уже есть заказы на новую машину. Только трактор запатентовали, а уже большое количество предварительных звонков, заявки.

- Мы выбрали нишу, чтобы не обижать белорусов, - объясняет Лебедев. - По мощности наш трактор выше, чем белорусский, но ниже, чем кировский. Вот эту нишу хотели занять, чтобы не конкурировать. Трактор получился хороший. Соотношение расход-топливо очень приятное. И по стоимости хорошее соотношение. Здесь установлена простая, добротная система впрыска топлива, классическая, не электронная - это пожелания не только наших фермеров, но и европейских. Люди страдают от избыточной сложности… Сейчас подбираем перечень навесного оборудования, ведем переговоры с компанией о передаче и приобретении документации на те навески, которые пользуются сегодня максимальной популярностью и востребованностью.

За два года КЭМЗ планирует выйти на производство 3000 тракторов в год, причем не собираются замыкаться на внутреннем рынке. Владимир Вячеславович выдает еще один инсайд:

- Звонили из Вьетнама, выясняли про трактор. Но им бы надо машину поменьше, вроде 50-сильного «Владимирца». Но мы изучим и этот сегмент, закажем проект. Будем и его делать на экспорт. А в перспективе ‑ освоение производства дизельных двигателей у себя. Сегодня каждому товару есть место на рынке. Главное ‑ правильно свою нишу найти.

Словом, на КЭМЗе помимо спецпродукции расширяется успешная линейка машин «Ant» («Муравей»). На КЭМЗе занимаются также современными металлообрабатывающими станками, осваивают сигвеи и электровелосипеды, собирают опытный образец малой авиации для аэротакси.

Возможно, упоминание об авиации подтолкнуло Лебедева к аналогиям, когда он расставлял свои приоритеты:

- На самолетах все летали, там правило какое? При необходимости сначала наденьте маску на себя, а только потом - на ребенка. Потому как если оденете наоборот, ребенка может быть некому спасать. Так и в экономике: сначала рабочему человеку надо дать кусок хлеба, а только потом больным и детям. Вроде бы жестко, но если не будет рабочего, то некому будет точить, производить, платить налоги… Это вроде бы жестокий, но справедливый принцип. Сначала нужно все дать в промышленность. Промышленность даст деньги. А уж потом мы их поделим. А не так, что сначала делим, делим, делим деньги, а потом думаем, у кого их отнять...


^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
25 минут назад За первые три месяца года во Владимирской области выявили 23 поддельные банкноты
Специалисты отделения Владимир Банка России по итогам первого квартала 2024 года констатируют почти двукратное сокращение выявленных поддельных денег в регионе. Так, за этот период было выявлено 23 подделки. Для сравнени…
сегодня в 09:03 Депутаты ЗС утвердили рост субсидии на медицинскую ипотеку и выплаты спасателям
Знаковые изменения внесли депутаты Заксобрания на заседании 23 апреля в областной закон о социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области. Вдвое вырастет субсидия на упл…