21 июня 2017 в 10:26

Судьба наследия

Фото: Владимир Чучадеев
Возврат церкви бывшего ее имущества (закон о церковной реституции) в обществе вопринимается неоднозначно и остро. Больную тему обсуждали в мае на форуме «Интермузей», совсем на днях, 10 июня, – в прямом эфире телеканала «Культура».

Владимир перехватил у Петербурга неофициальный титул эпицентра событий как только было объявлено о заявке РПЦ на Золотые ворота (их ведущий программы «Агора» на канале, экс-министр культуры РФ Швыдкой всю программу почему-то называл Красными).

Итог почти часовой дискуссии подведем словами директора Эрмитажа Михаила Пиотровского: «Покаяние состоялось. Теперь нужно сберегать репутацию и культуры, и церкви, чтобы не было разговоров: «Вы хранители краденого, а вы - рейдеры».

Для этого всем сторонам процесса, а также всему обществу нужен серьезный и ответственный диалог. Необходимо понимание перспектив сохранения памятников с научной, финансовой, юридической точек зрения.

Что касается памятников Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Пиотровский видит его будущее так: «Все храмы передадутся, люди поедут их смотреть, а музей-заповедник организует этот процесс».

Однако при подготовке этой публикации выяснилось удивительное обстоятельство: никакого диалога между заинтересованными сторонами нет. Даже официальные письма остаются без ответа. А о развитии событий как собственники имущества, так и претенденты на него зачастую узнают из медиа.

Мы попытались собрать воедино информацию об объектах ВСМЗ, на которые претендует клир: что в них сейчас, что в них может стать — а также предоставить всем заинтересованным сторонам возможность высказать свою точку зрения на происходящее. Дискуссия открыта, точка не ставится.

Золотые ворота

Это визитная карточка Владимира, уникальный памятник военно-инженерной архитектуры XII века, внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас внутри – военно-историческая экспозиция с диорамой «Штурм города Владимира монголо-татарами» и галерея Героев. Заявка от РПЦ на передачу объекта подана в 2017 году.

Впрочем, протоиерей Евгений Липатов, секретарь епархии по внешнецерковным связям, официальный представитель епархии, утверждает:

- Мы не претендуем на все Золотые ворота как фортификационное сооружение. Но надвратный храм Положения риз Богородицы мы хотим видеть как храм. Возможно его совместное с музеем использование. Диораму, которая занимает алтарную часть храма, мы думаем, есть возможность перенести в другое помещение музея. Военно-историческую экспозицию возможно разместить в галерее. Мы готовы общаться с музеем на эту тему. Общественность может высказать любое мнение. Мы работаем в рамках закона.

Герой Труда, советник губернатора, экс-директор ВСМЗ Алиса Аксёнова помнит, что в начале ее музейной карьеры Золотые ворота отапливались буржуйками, а в башенках по углам хранились дрова. Она создала в Золотых воротах одну из самых посещаемых во Владимире экспозиций — и она предупреждает:

- Я буду очень жестко выступать. Золотые ворота – это единственный в стране памятник военно-оборонительного зодчества, а не культовый, несмотря на то, что его венчает церковь. Это мощные ворота, часть оборонительного вала. Владыка туда ни разу не поднялся на 64 ступеньки, а 20 лет все хлопочет... Далеко не все высокие гости туда поднимались. Посмотрят, говорят: «Да нет, мы не пойдем». А турист туда идет. Ему чем выше, тем интереснее. Не было никогда там прихода. Там на протяжении 800 лет только в течение 40 лет были отдельные службы. Там не может быть церкви. А то, что там удивительная военно-историческая экспозиция - это только позавидовать Владимиру можно.

Глава города Владимира Ольга Деева выразилась осторожно:

- Вопрос серьезный. Взять и передать - наверное, нет такой возможности. Большинство зданий, на которые церковь претендует, относятся к объектам искусства ЮНЕСКО, особенно Золотые ворота. Это же историческое ядро, его просто так нельзя передавать.Там есть обязательства у города в отношении этих памятников архитектуры, у области и, естественно, у страны в целом. По федеральному списку проходят многие памятники. Поэтому здесь будет решаться на уровне области, каким образом все это будет происходить...

Есть, кстати, петиция на имя губернатора Светланы Орловой. Когда номер готовился к печати, под этим обращением были подписи 819 человек.

Там написано: «...Русская Православная Церковь потребовала передать в своё пользование несколько объектов культурного наследия в центре Владимира. В их числе Золотые ворота, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас этот вопрос рассматривается в Росимуществе, куда РПЦ направила свою официальную заявку. Золотые ворота — уникальный памятник белокаменного зодчества XII в. Сейчас он находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В нём располагается военно-историческая экспозиция, центральное место которой занимает диорама «Штурм города татаро-монголами». В случае передачи Золотых ворот церкви мы можем потерять этот музей. Золотые ворота — это символ Владимира и наше общее достояние. Поэтому в рассмотрении вопроса об их передаче церкви должны принимать участие все владимирцы. Мы предлагаем провести областной референдум, на котором решится судьба этого памятника».

Позицию ВСМЗ изложил заместитель генерального директора Илья Журавлёв:

- Музей-заповедник обеспокоен ситуацией, связанной с передачей объектов музея-заповедника РПЦ в рамках 327-ФЗ. Еще свежи в памяти события 90-х ХХ века, когда музей-заповедник возвратил церкви 17 культовых памятников. Самой неожиданной для всего музейного сообщества стала передача церкви Покрова на Нерли XII века, включенной в предварительный Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в Росимущество поступило восемь заявлений от РПЦ. Конструктивное решение данного вопроса видится в профессиональном взаимодействии заинтересованных сторон: Экспертного совета при РПЦ, Союза музеев России и ВСМЗ. Что касается референдума по Золотым воротам... Музей не вправе давать ему правовую оценку. Разумеется, если такие действия предусмотрены законодательством, то у жителей Владимира появится возможность проявить свою гражданскую позицию.

Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном

Он построен в 1903 году владельцем Гусевской хрустальной фабрики российским стеклопромышленником Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым по проекту известного архитектора Леонтия Бенуа. В оформлении интерьера участвовали выдающийся художник Васнецов и петербургский мастер мозаики Фролов.После революции собор закрыли для верующих. В 1923 году там организовали Дворец труда.С 1926 по 1970 год в Георгиевском соборе работали городской кинотеатр, швейная мастерская, центральная библиотека с читальней, музыкальная школа. В цокольном помещении были торговые склады.

В 1974 году решением облисполкома Георгиевский собор был передан ВСМЗ для создававшегося Музея хрусталя. Масштабные восстановительные и реставрационные работы шли до 1982 года.В музейной экспозиции представлено около 2 тысяч экспонатов. В цокольном этаже хранится коллекция мирового уровня из 12,5 тысячи предметов. Заявка РПЦ на передачу ей этого объекта подана в 2013 году.

Вот как объясняет позицию епархии ее официальный представитель отец Евгений Липатов:

- Георгиевский собор должен быть приспособлен для богослужений, а дополнительных помещений для размещения экспозиции там нет. Поэтому мы просим, чтобы музей рассмотрел другие помещения для размещения стекла, а собор должен быть приспособлен для молитвы. В Гусь-Хрустальном на 50 тысяч населения - один храм и один храм-часовня. Этого недостаточно для молящихся, поэтому мы просим, чтобы собор был передан РПЦ, приведен в исторический вид, и в нем началась молитва.

А вот позиция музея. Его генеральный директор Игорь Конышев считает:

- Задачи на среднесрочный период - расширение музея и возможное перемещение Музея хрусталя в здание бывшей богадельни. Планируемая площадь здания - 5,2 тысячи м2. Это в 2,5 раза больше, чем нынешняя площадь музея. Появятся отдельно рекреационные залы и функциональные залы. И музей начинает жить другой жизнью - как многофункциональный культурный центр, который в городе необходим.

Здание бывшей богадельни сейчас занимает городская мэрия. Вот ее точка зрения:

- Никаких официальных предложений или предварительных переговоров о переносе Музея хрусталя в здание администрации не было. Соответственно и речи о переезде администрации в какое-то иное помещение пока не идет.

Вновь комментарий Алисы Ивановны Аксёновой:

- Шесть лет жизни ушло на то, чтобы вписать хрусталь в интерьер собора. Не сделают они такой экспозиции на новом месте!

Знаменская церковь в Суздале

Еще один объект притязаний РПЦ. На самом деле это церковь Положения риз Богородицы 1777 года. Маленькая тёплая церковь составляет единый комплекс с летней Знаменской и колокольней. Сейчас она занята под экскурсионное бюро ВСМЗ, которое прежде находилось в просторном летнем храме, который после реставрации был передан епархии. Заявка на Ризоположенский храм от РПЦ поступила в 2017 году.

Официальный представитель епархии отец Евгений Липатов объясняет:

- По Знаменской церкви мы говорили с Игорем Валерьевичем Конышевым. Он сам готов и намерен переехать в другое помещение, потому что не совсем уместно размещение турбюро в храме. Это не экспозиция, а административное подразделение. Эта служба может быть размещена в любом другом светском помещении. Тем более что комплекс двух храмов и колокольня представляют собой единое целое.

Генеральный директор ВСМЗ Игорь Конышев считает:

- В Суздале нужно создать визит-центр. Однако город трижды «накрыт» охранными зонами и зонами достопримечательного места. Те участки, которые возможны под застройку, сейчас нуждаются в изменении режима использования земель и в переводе земли из одной зоны в другую. Министерство готово рассматривать подобное предложение там, где это не будет нарушать целостность исторического и архитектурного восприятия города. Это позволит построить визит-центр, некий перехватывающий хаб, который поможет транспортно разгрузить город и логистически будет понятен для людей, которые город посещают.

С тем, что Знаменскую церковь надо передавать церкви однозначно, согласна и Алиса Аксёнова:

- Под турбюро нужно приспособить какое-то большое здание или построить новое, но очень по-умному. Вот только мысль, которую высказал новый директор – построить здание для бюро при въезде в Суздаль, - так нельзя. Это нарушит панораму.

Спасо-Преображенский собор

Заявка РПЦ на передачу этого объекта была подана в 2017 году. Этот собор Спасо-Евфимиева монастыря был построен в XVI веке. В XVII веке расписан Гурием Никитиным. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вот позиция епархии озвучена отцом Евгением:

- Спасо-Преображенский собор, как и любой храм, строился как место молитвы. Конечно, мы хотим видеть в нем храм. В нем должны совершаться богослужения. Если в этом храме начнутся регулярные богослужения, тем более что там находятся мощи Евфимия Суздальского, основателя этого монастыря, должен быть доступ верующих. Поэтому мы просим, чтобы храм был передан РПЦ. Мы совершенно не против того, чтобы музей приводил туда экскурсии, показывал фрески и архитектуру. Мы спокойно сосуществуем с ВСМЗ в Успенском соборе. Мы готовы говорить, слышать и слушать и находить компромиссные решения для того, чтобы удовлетворить сторону музея. Но официального ответа в епархию не поступило с какими-то просьбами, замечаниями и т.д. В переговорах нам аргументы не озвучивают. Мы все узнаем из СМИ. В Спасо-Евфимиевом монастыре мы сегодня говорим о храме, колокольне и Успенской трапезной церкви (на фото - слева, в ней сейчас экспозции «Книга» и «Наивное искусство», а также фонд дерева, который Игорь Конышев планирует перевезти в Муромцево, хотя официально об освобождении памятника еще не говорилось.— Прим. ред.) - вот три объекта, на которые будут поданы заявки. Там планируется совершение богослужений и наших монашеских правил. Если владыка будет рассматривать иные формы нахождения церкви в монастыре, это будет озвучено. Но на сегодняшний день пока разговоров о том, что мы хотим забрать комплекс Спасо-Евфимиева монастыря в пользование епархии, нет.

Алиса Аксёнова категорически против:

- Буду бушевать, доказывать. Взяли хотя бы один памятник да и отреставрировали!.. У них в жутком состоянии колокольня Преподобенская. На ней леса стоят 16 лет уже. Привыкли брать готовенькое!

Приказная изба

Это памятник гражданской архитектуры конца XVII - начала XVIII века. Таких памятников в России сохранилось всего пять. Кстати, Приказная изба в ряде документов называется «казенным приказом», который ведал городскими делами, находясь на монастырской территории.

В 1970 году музей-заповедник открыл в отреставрированном объекте экспозицию «История Покровского монастыря» и воссоздал интерьер Приказной избы на конец XVII века. Заявка от РПЦ датируется 2016 годом.

Вот комментарий Алисы Аксёновой по поводу этого объекта:

- Матушка София покойная прямо говорила: «Мы там картошку будем ссыпать». А там - историческая экспозиция! Это очень важно для самого монастыря, чтобы люди видели его историю. Там великолепные экспонаты. Комплекс, посвященный Соломонии Сабуровой, Евдокии Лопухиной. Историю монастыря надо пропагандировать всем, кто туда приходит: верующим, неверующим... Мы туда ведем поток туристов. Хоть бы подумали, ведь он прекратится!

Троицкая церковь

Эта церковь во Владимире была построена в 1916 году купеческой старообрядческой общиной. Богослужение в храме прекратилось в 1928 году, после чего в нем разместилось губернское архивное бюро. Вставал вопрос о сносе, пока в 1976 году Троицкую церковь не заняла экспозиция хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры.

На Троицкую церковь претендует не РПЦ, а старообрядческая община. Заявка поступила в 2015 году.

Вот комментарий Героя Труда РФ, советника губернатора, экс-директора ВСМЗ Алисы Аксёновой:

- Троицкую церковь строили очень богатые купцы. Но сейчас старообрядческая община очень небольшая, человек 50 всего. Она содержит Богородицкую церковь дониконианского периода. И они там ведут богослужения. Зачем им еще и Троицкая церковь? Храм будет пустой. Содержать они ее не смогут. А что потеряет город? Первокласснейшую экспозицию. Я буду писать, говорить и призывать, поднимать народ!..

И еще пресс-служба музея-заповедника дала общий комментарий по всем спорным объектам:

- ВСМЗ не хочет передавать памятники, но есть федеральный закон. Мы надеемся найти компромисс и договориться о совместном использовании музейных объектов с РПЦ.

По просьбе "ВВ" высказалась на эту тему и Алла Манилова - заместитель министра культуры РФ:

- Есть законодательство РФ, которое нужно исполнять, и есть диалоговый процесс. Мы считаем, что имеем много позитивных примеров в других регионах, где диалог с РПЦ идет. Нужно разговаривать, потому что и светские власти, и гражданские активисты, и деятели культуры, и представители РПЦ понимают, что такое ценности музеев и культурного наследия. Это непростой диалог, но он возможен и должен быть конструктивным, в соответствии с законодательством и в интересах граждан региона и жителей конкретного города.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
17 минут назад Во Владимире вынесен приговор группе телефонных аферистов
Жители различных российских регионов нашли друг друга, чтобы обманывать соотечественников на сотни тысяч рублей. Прокуратура Владимирской области сообщает подробности данной истории.
41 минуту назад Владимирцам рассказали о порядке замены паспорта гражданина РФ
Юрист "Владимирских ведомостей" Татьяна Сиверская продолжает отвечать на вопросы наших читателей. Сегодня мы публикуем ответ на вопрос нашего читателя из Владимира.