О чем письмо?
В общем, это отчаянная (порой до сумбура и агрессивности) констатация того печального факта, что между врачами и значительной частью общества произошел раскол. Обида за то, что общество, которое врачи лечат, за врачей, якобы, не заступилось. Уверенность (или подозрение), что общество не само по себе обозлено на плохую работу врачей, а поддалось ложным чарам неких деструктивных сил, которые хотят использовать недовольство народа состоянием медицины в своих политических целях.
Заодно перепало и всем журналистам без разбора, «подрывающим авторитет врача».
Две главные логики.
1: будете и дальше лить на врачей грязь — вообще некому станет вас лечить.
2 (противоположная первой): но мы все равно, несмотря ни на что, будем лечить людей. «Не вы на нас белые халаты надели - не вам их с нас и снимать!».
Впрочем, я понимаю эмоциональное состояние докторов и попытаюсь объяснить, что и почему происходит.
Особенности восприятия
Врачам да и всем остальным надо понять: большинство людей воспринимают все вокруг себя не на основе фактов, а на основе эмоций.
Наверняка есть данные о положительной динамике отрасли, позитивных трендах и т. д. Но это все «макроэкономика»...
...Человек же судит по личному опыту.
А там: бесконечные очереди в больницах, хамки-медсестры в регистратурах, явная и латентная платность всего и вся, неквалифицированные диагнозы, нескорая «Скорая», врачебные ошибки и много чего еще. Словом, у каждого врача есть свое личное кладбище...
...Да, каждый из этих негативных кейсов — частный случай.
И каждый на самом деле — проявление огрехов системы.
Но конкретный человек не может изменить систему. Поэтому он трансформирует недовольство ею сначала в гнев по отношению к конкретному врачу, а затем — в недовольство всей корпорацией.
А врачи все разные. И хорошие, и плохие. И честные, и корыстные. И грамотные, и бестолковые. И на самом деле все очень просто: организация здравоохранения в РФ устроена неэффективно. Она уравнивает плохого и хорошего, гуманного и черствого, целителя и коновала. Она не дает обществу маркеров, к какому врачу идти и кому из них доверять. Она не стимулирует качественного диагностирования и лечения.
Она же, кстати, не побуждает граждан беречь здоровье, вести здоровый образ жизни и стараться реже болеть (один из способов реформировать систему — здесь).
В сочетании с ограниченным финансированием и тотальной платностью медицины, неподъемной для многих людей, мы имеем то, что имеем.
Упали с пьедестала
При этом люди стали более требовательными к качеству услуг, которые им гарантировало государство. А если уж эта услуга платная или полуплатная — тем более.
Ведь мы, покупая колбасу, разве не имеем права за свои деньги требовать и хорошей колбасы, и качественного сервиса, и вежливой улыбки продавца? Почему же, когда мы покупаем услугу в больнице, врачи хотят нас этого права лишить?
Это рынок. Товарно-денежные отношения. Советский опыт, когда врач (как и учитель, кстати) обладал потрясающим общественным уважением просто в силу профессионального статуса — в невозвратном прошлом.
Да люди и не обязаны априори уважать врача, учителя, полицейского, водителя маршрутки или футболиста сборной России лишь только потому, что он врач, учитель и далее по списку. Люди платят свои деньги (прямо или косвенно, через налоги) — и извольте оказать им адекватную по объему и качеству услугу. С положенным сервисом и любезностью. Люди уважают только тех врачей, которые в состоянии это сделать. За что же уважать тех, кто не умеет и не хочет это делать? Да еще и берет деньги за это? Да еще при этом хамит?
Кстати, таких «коллег», неумех и хапуг, хорошие врачи сами не уважают.
Еще почему выросла требовательность к врачам?
Потому что есть разрыв шаблона. Нам внушают, что мы великая страна, а медицина этой великой страны вот такая, какая есть...
...А еще потому, что общество стало информационно открытым.
Много ли в советских газетах писали об ошибках медиков? Ну, разве что когда Сталин «раскручивал» дело врачей... Негатив о врачебной корпорации имел только один канал распространения: слухи, людская молва.
Плюс, людям не с чем было сравнивать: они знали только то, что «в Америке негров вообще линчуют».
А главноее, советская система здравоохранения при всех ее недостатках, была одной из лучших в мире.
А сегодня? А сегодня буквально каждый имеет свое медиа: интернет, социальные сети, где он делится своим опытом общения с врачами.
Но разве не то же самое происходит в стране с учителями, полицейскими, мэрами, губернаторами, футболистами, министрами и даже президентами?
Почему врачи должны быть исключением?
Что касается традиционных медиа... Мы, журналисты и издатели, знаем - негатив продается всегда лучше позитива. Тем более, если этот негатив не высосан из пальца, а происходит в действительности.
Но самое главное: мы рассматриваем публикацию негативных историй (и не только о медиках) не как борьбу за рейтинги и тиражи, а как проявление гражданской и профессиональной позиции. Как борьбу с тем, что мешает обществу жить лучше.
Разве можно нас в этом обвинять?
Слушайте, разве неправдой была, например, недавняя история со смертью при родах двух малышек в Александрове? Разве можно такое «высосать из пальца»? Разве не был максимально возмущен той трагедией сам Кирюхин? Он, что, тоже, получается, чохом чернил всю докторскую касту?
О каких огульных оскорблениях, унижениях и травле врачей в СМИ говорят авторы письма? Каких и за что извинений требуют?
Я внимательно изучил публикации СМИ на эту тему за последние полгода. В данном случае говорю только о журналистских публикациях, оставляя в стороне комментарии к ним, часто анонимные и да — порой оскорбительные. Но это вина не журналистов, а издержки открытости общества.
Так вот, друзья - ни один ответственный владимирский журналист не обливал грязью врачебное сообщество «вообще». У каждой беды, у каждого «косяка» всегда были конкретный адрес и конкретные фамилии.
Врачи обижены, что их всех «стригут под одну гребенку» и призывают общество и медиа этого не делать? Посыл правильный. Но вот тактика неверная: почему же тогда сами врачи (точнее, авторы обращения) бездоказательно «стригут под одну гребенку» все общество и всех журналистов, позволяя себе в отношении них ровно то, на что обижаются сами?
Письмо не о том
Адрес обращения врачей — врачебная палата области. Но аудитория Открытого письма — все жители. Надо было адресовать это письмо обществу в целом. А если писать во врачебную палату, то надо бы обращаться к коллегам.
Например, так:
«По разным причинам общество крайне недовольно нашей работой. В обществе зреет гнев и раздражение против нас как корпорации. Надо срочно и честно разобраться в причинах конфликта «врач-пациент».
Давайте сформулируем нашу миссию: лечить людей или зарабатывать на них деньги? Давайте с открытыми глазами посмотрим на наши собственные недостатки. Давайте примем решения о том, как их исправить. Давайте гнать поганой метлой из своих рядов хапуг, бездарей и хамов, чернящих нашу корпорацию. Давайте не бояться выносить сор из избы и публично говорить об этом.
Но давайте также и максимально поощрять тех из нас, кто профессионален, вежлив, гуманен. И об этом тоже говорить публично.
И то, и другое должно распространяться не только на «рядовых» медиков, но и на главных врачей и организаторов медицины.
Давайте требовать от всех органов власти, включая правительство и президента, достойного и объективного финансирования отрасли. Давайте требовать эффективной и разумной организации нашего здравоохранения.
Только принципиальной самокритикой, полной открытостью, профессиональной и гражданской ответственностью мы докажем обществу, что мы не зря надели белые халаты».