Отчий дом
Поражаешься эрудированности и образованности мастера, мудрости и величию планов, которые он строит на будущее. О доме мы и начали говорить.
- Этот дом построил мой отец в 1935 году. В семье было трое детей, я и две сестры. Я – старший. Дед наш Яков Васильевич был иконописцем. Отец Александр Яковлевич Фомичев – художником, окончил Мстерскую школу-коммуну. Ушел на фронт, погиб под Ленинградом в 1943 году. Был старшиной батареи «Катюш», которой командовал поэт Эдуард Асадов. У меня даже есть книга, которую он мне подарил.
Газ, вода и баня – все есть в доме. И я никогда никуда не хотел переехать. У меня во Владимире была трехкомнатная квартира, которую мне дали как председателю Владимирской областной организации Союза художников. Но я не смог там работать, отдал эту квартиру. Я чисто деревенский человек.
О ремесле и среде
Мстерские иконописцы до революции работали в Москве, получали огромные деньги. 70% реставраторов в Москве были из Мстеры. Это сегодня Мстера утратила свою былую славу. В Вологде 80% икон отреставрировано мастерами из Мстеры. В свое время я знал всех живописцев в России-матушке. А меня – во всем СССР.
Вся моя жизнь связана с Мстерой. Мне повезло, я прожил среди образованных людей. Среда воспитывает человека и образовывает. Среда культурно образованных людей, имеющих свое мнение. Это теперь мы живем в рыночной экономике, где главное-нажива. Все построено на этом. Поэтому нарушены все лучшие качества человека…
О двигателе жизни
- Двигает жизнь наука. Без нее ничего нельзя сделать. Взять архитектуру, живопись, скульптуру. Это одни из самых сложных видов деятельности человека. Есть голова, в ней мозг, а глаза направляют то, что видят, в мозговой компьютер. Чем дальше мы смотрим, тем лучше видят глаза. Чем ближе – тем хуже. Потому что у каждого человека своя нервная система, свое видение и свое понятие. Сегодня все наплевали на это! Были бы руки - и работай. А как человек работает, не имеет значения. И вот разваливаются мосты, разрушаются дороги, взрывается газ в домах. Сколько у нас сейчас таких примеров? А все зависит от нервной системы и воспитания человека.
Об учителях
Федор Шилов одноглазым пришел с фронта. Он был первым учителем по миниатюре. Вот я, если один глаз закрываю, ничего не получается…
...У меня интересная судьба. Я после четырех классов, с 12 лет, все время с художниками. В артели «Пролетарское искусство». Они сажали меня за стол. Сначала я орнамент срисовывал, потом лис и волков. Было много ученических наглядных пособий, сохранившихся со времен иконописцев. Приходилось развозить дрова старым мастерам, мыть полы…
Потом была студия, где занимались рисунком. В 1938-1939 годы поставили задачу перейти на соцреализм. Практически начали терять свои декоративные традиции. Но потом мы снова вернулись к традициям. Меня каждый месяц отправляли в Москву. Я был завсегдатаем Большого театра. Слушал Ван Клиберна, смотрел балет. Полюбил классическую музыку. Без нее не могу себе представить, как может развиваться человек!
К 17-18 годам имел солидный художественный опыт. Знал все московские музеи. В 19 лет в армию забрали. Служил в Таманской дивизии. Там не особенно разрешалось рисовать. Но оформлял красные уголки. Но я был и хорошим снайпером. Мог из автомата поразить цель на 800 метров. Зрение и физическая сила у меня были хорошими.
О миниатюре
После армии я участвовал во всех выставках, всегда хотел быть живописцем. Но председатель артели приобщил к миниатюре. Это древняя русская история, былины, народная песня, фольклор.
Наша миниатюра – классика искусства. Полностью построена на науке. Я был членом правления Союза художников России и Союза художников СССР. Эти организации показывали лучшие достижения страны. Однажды мы осматривали синхрофазотрон. Ректор-физик доступно и увлекательно рассказал нам, как частицы разгоняются и распадаются. Объяснил, что практически все можно расщепить, соединить, разрушить.
Этот же принцип применим и в работе художника. У него много красок. А краска - это физика, химия и геометрия. Каждый цвет имеет свою длину волны, амплитуду колебаний. Урегулировать цветовую гамму - очень сложная задача. Многие из красок я делал сам. Из камней. Растирал. Камень есть камень – он встает на века.
Из семи красок получается радуга. Но фактически возможен миллион различных вариаций цвета. Художник должен знать пропорции. И иконопись основана на этом.
О современном искусстве
...Народное искусство сегодня опошлили. Народным искусством теперь считается самодеятельный художник. А в прошлом это был высококвалифицированный, знающий и любящий свое дело человек. Загадили, завалили рынок контрафактом. Нанесли ущерб развитию нашего искусства, опошлили качественную миниатюру. Мы потеряли рынок сбыта. Последние 30 лет у нас не были востребованы лучшие кадры. Зачем талант и знания? Если за день можно наштамповать 20-40 шкатулок и получить за это деньги. Необразованность таких горе-мастеров угнетает.
Вот раньше у нас во Мстере были мастера: бондари, столяры, плотники, ювелиры. Они гордились тем, что могли делать. Теперь все уезжают: кто в Москву, кто во Владимир. Как воспитывать патриотический дух? Мстера обладает уникальными возможностями. И она могла бы прославить не только поселок, но и всю Россию. Очень обидно, что этого не происходит.
Необходима государственная поддержка. Уход государства от прежней политики поддержки промыслов с регулярной системой госзаказов, благодаря которым музейные коллекции пополнялись лучшими произведениями, усложнил сохранение уникального искусства. Жалко, что пропадает наше мстерское искусство. Поселков с такими мастерами – единицы в мире.
Востребованность иконописных работ помогает выжить художникам. Однако лаковое искусство, имеющее мировую славу и входящее в мировой золотой фонд, под угрозой полного угасания.
Меня беспокоит и подготовка учеников. Я преподавал во Мстерском художественном училище. Вел один курс пять лет. Выпустил учеников в 1995 году. Сначала их было 16, под конец 11. Учил их, как правильно сидеть, как правильно дышать, сколько взять яйца, как правильно положить краски. А раскрывать рисунок, затаив дыхание, и находить решение, как положить цвет, чтоб он играл, художник должен сам. Позже это решение он никогда никому не скажет, не отдаст. Это закон. Если он скажет, то это будет достоянием всех, уникальность пропадает.
Любимая вещь
В конце встречи Лев Александрович показал большую шкатулку «Лебединое озеро», над которой работал долгие годы. Он бережно развернул полотно, и я увидела настоящий шедевр. На миг показалось, что мастер достал жар-птицу: шкатулка просто светится золотом. Настоящее чудо!
- Эту работу вынашивал всю жизнь, - говорит мастер. - Я был знаком со многими балеринами, в том числе с Улановой. Искусство балета меня вдохновило. Начинал и бросал, закончил только в этом году. Рисовал каменными красками. Использовал много золотого цвета. Еще из любимых работ - икона «Небесная сила», где изображены семь владимирских святых, и шкатулка из малахитового камня «Молодой богатырь Суровец Суздалец».
Досье «ВВ»
Лев Александрович Фомичев родился 2 февраля 1932 года. Народный художник России, лауреат Государственной премии имени Репина, лауреат золотых медалей Академии художеств РФ, имени Сурикова, медали «Патриот России». Почетный гражданин поселка Мстера. С 1944 года — в артели «Пролетарское искусство». Тематика произведений: литература, история, фольклор. В 1976-1979 гг. – председатель правления Владимирской организации Союза художников РСФСР. С 1979 года – член правления Союза художников СССР.