Первый памятник за 500 лет
На противоположном от «Александровской Слободы» берегу речки Серой - пустой постамент. Тут мог быть памятник Ивану Грозному, который и сделал город неформальной столицей России в XVI веке. Памятник даже был установлен — но простоял всего час.
Простоял, пока не демонтировали. Эта история почти так же таинственна, как и само царствование Иоанна Васильевича. Поначалу были слухи, что памятник выкрали. Потом районные власти сказали, что еще не готово благоустройство площадки, где должен был стоять памятник. Мол, когда все будет готово, то и памятник установят. А пока он на складе под охраной. Авторы скульптуры обиделись и забрали монумент.
Пресса же (в том числе и федеральная) писала, что якобы причиной этой детективной истории стало недовольство общественности. Оно, недовольство, исходило исключительно от людей «либеральной направленности».
Большинство же александровцев считают, что памятнику быть. Ведь это память об одной из самых значимых страниц города (Александровская слобода с 1565 по 1581 год была резиденцией Ивана IV и фактической столицей государства). Память может быть разной: наполненной и гордостью, и скорбью - но она должна быть.
- Люди по-разному относятся к личности царя Ивана Грозного, но это часть нашей истории. Это все понимают. Идею установки памятника в городе воспринимают без отторжения. Конечно, всегда найдутся те, кто «против», но таких единицы, - говорили горожане.
- Мы обязательно установим памятник Ивану Грозному, - заверяла ранее глава района Людмила Кузьмина. - Но с соблюдением всех норм законодательства, с проведением общественного обсуждения.
Общественное обсуждение - вещь важная. Подключаться общественность должна уже на этапе конкурса эскизов. А то получится так же, как со «сбежавшим» монументом. На нем Иван Грозный, сам большой библиофил и книгочей, сочинитель, создатель грамматических школ и библиотек, основатель первой русской типографии - изображен попирающим ногой книгу. Это александровцы тоже заметили. И такую «художественную находку» не оценили. Кстати, один из докладов на конференции - профессора МГУ Ирины Поздеевой - был посвящен политике Грозного по сохранению письменного наследия и повышению уровня грамотности Руси.
К слову, так и не ставший александровским, памятник Грозному установили в Москве на т.н. «Аллее правителей» по инициативе Минкультуры и Российского Военно-исторического общества. И теперь уже москвичи гадают, то ли Минкульт настаивает на попрании книжной учености, то ли так чиновники ведомства решили поглумиться над царем. А Мосгордума уже потребовала демонтировать памятник, установленный, по их мнению, незаконно.
Впрочем, первый за 500 лет памятник Ивану Грозному все же был установлен в прошлом году в Орле, в городе, основанном при этом царе. Там тоже кипели старательно подогреваемые страсти. А после установки были и судебные иски, требования демонтажа, акции вандалов, надевших на голову Ивана мешок и повесивших табличку «Духота-то какая, темнота»...
История как поле битвы
- История и историография всегда были элементом идеологической войны. Западные страны ведут ее против своих противников. Две главные мишени исторической войны против России - Иван Грозный и Сталин. Подрывая эти образы, противник подрывает и образ исторической России, - убежден генеральный директор Института системно-стратегического анализа кандидат исторических наук Андрей Фурсов. - Это весьма продуманный заход - выбиваются главные фигуры, ставятся под сомнение исторические ценности России.
Фурсов настаивает: шельмование этих персон не случайно и вовсе не обусловлено гуманитарными соображениями.
- То, что Грозный убил сына — это совершенно не доказано. Есть факты, свидетельствующие о том, что этого убийства не было. А то, что Петр I участвовал в пытках царевича Алексея, от чего царевич умер, — доказанный факт. При этом сыноубийцей почему-то называют Грозного, а не Петра. Петр нанес экономике страны такой ущерб, от которого Россия оправилась только к середине ХVIII века. Но таких дебатов памятники Петру не вызывают. А Ивану Грозному не нашлось даже места на памятнике 1000-летию России...
Очернение Ивана Грозного в историографии и массовом сознании — дело рук не одних только внешнеполитических противников России. Главная «заслуга» в этом принадлежит династии Романовых и их придворным историкам (тому же Карамзину). Напомним, Романовы — не Рюриковичи. Их преемственность с Рюриковичами крайне условна. Но династия хотела не только исторической легитимизации, но и более выигрышного по сравнению с Рюриковичами имиджа.
Двойные стандарты
При строительстве Петербурга погибло людей больше, чем за все время царствования Ивана Грозного. Но это никого не беспокоит. Как и то, что в сравнении с другими европейскими венценосцами Грозный выглядит чуть ли не гуманистом.
В Нидерландах испанские Карл V и Филипп II с 1547 по 1584 год умертвили до 100 тысяч человек, более 28 тысяч из них сожжены живьем.Французский Карл IX за одну только Варфоломеевскую ночь 23 августа 1572 года убил более 3 тысяч гугенотов. За одну ночь убил столько же людей, сколько за все время «террора» Ивана Грозного! За две недели антигугенотских погромов во Франции было убито 30 тысяч человек.
В Англии Генрих VIII только за «бродяжничество» повесил вдоль дорог 72 тысячи бродяг и нищих. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек.
Но главным тираном века был «назначен» русский царь...
В принципе, с приведенными выше цифрами согласны все. Но надо ж как-то обяснить двойные стандарты. Знаете, как это делается?
А вот так: «Следует еще раз возразить тем, кто восклицает: «У нас Грозный — у них Варфоломеевская ночь. Иван Грозный, как известно, осуждал французов за «чрезмерное кровопролитие»... Убийства в России и во Франции: текст сходный — контекст разный. Одно дело — закрепощение крестьян, истребление вольностей в стране и так задержавшегося на несколько веков вследствие исторического несчастья монгольского ига. Другое дело — резня, пусть и страшная (впрочем, являвшаяся элементом гражданской войны), но - рядом с вольными городами, судами, университетами»...
Наш «террор» - это мракобесие, а тамошние массовые убийства — и не террор вовсе, а свет знаний, романтика Дюма-стайл, путь к свободе, равенству и братству.
Настоящий Грозный
Что интересно, во многих европейских языках прозвище царя «Грозный» передается как «ужасный» и «внушающий страх» (например в английском — IvanTerrible). Грозный и ужасный — согласитесь, есть огромная смысловая разница...
...На Западе (в той же Англии) своих королей оценивают не по числу убитых жен (Генрих VIII), а по результатам правления.
Каковы итоги правления Ивана Грозного? До Грозного Волга не была «великой русской рекой», она стала таковой лишь при нем. Россия при Грозном выросла в два раза: присоединены Среднее и Нижнее Поволжье, Прикамье, Урал, земли Войска Донского и Ногайской Орды. При Грозном начался великий восточный поход России в Сибирь. Освобожденные в Казани и Астрахани вернулись домой десятки тысяч христианских пленников. Была обеспечена безопасность восточных рубежей. Заселено северное Черноземье (Орловская, Курская, Липецкая, Тамбовская области сегодня). Оновано 155 новых городов и крепостей (в том числе Орёл, Уфа, Чебоксары). Население страны выросло наполовину. Проведены военная и ряд административных реформ.
Да, были и поражения, и ошибки, и преступления. Средние века и в России, и в Европе, не говоря уж о Китае с мусульманским Востоком, были жестокими. Об этом нужно просто знать, помнить — учитывая исторические условия и контекст. Не возводить напраслину, но и не творить кумира. Мудрый патриарх Кирилл сказал:
- Отдавая дань должного государю Ивану Васильевичу Грозному, мы не можем оторвать и отделить от его образа все то, что связано со страданиями и кровью людей...
Право на память
Возвращаясь к важной для российской истории дате – 470-летию венчания Ивана Грозного на царство, приведу оценку этого события, данную профессором Московской Духовной академии архимандритом Макарием.
- Появление на международной арене Российской империи стало важным этапом мирового развития, - отметил доктор церковной истории.
Российская империя возникла позже, конечно, уже при Петре Первом, 22 октября (2 ноября по н.с.) 1721 года. Но Макарий имел в виду, что Иван Грозный стал первым царем всея Руси. У этого события есть два геополитических аспекта – светский и метафизический. Россия официально заявила о себе как о новой империи, новом центре силы в большой мировой политике, а для православных христиан стала воплощением Православного Царства – Третьим Римом. Ну и последствия, как и реакция, стало быть, тоже разной природы — геополитические и метафизические. Может быть, в этом и стоит искать объяснение запредельному негативу к Ивану Грозному, коему волею судеб выпало стать первым русским царем? .
КСТАТИ
В 2008 году на одном из российских ТВ-каналов был проект «Имя России». Грозный по итогам народного голосования уверенно вошел в десятку самых знаменитых россиян. А Сталин долго и показательно лидировал. В угоду политкорректности организаторы стали чудить со счетчиком. Так Сталин не стал победителем, а Грозный из десятки чуть вовсе не вылетел. Но вот в прошлом году ФОМ проводил опрос граждан. Подавляющее большинство россиян (71%) положительно оценивают роль Ивана Грозного в истории, а 65% россиян одобрило бы установку памятника Ивану Грозному в своём населённом пункте.
Похоже, у нас не только цари «не те», но и «народ не тот».