Как начался «позор Лозанны»
Тогда президент сказал: «Россия должна сделать все, чтобы избавиться от этой проблемы. Если у наших зарубежных коллег есть вопросы, то они должны быть закрыты, это должно быть сделано в открытой, профессиональной, добросовестной работе вместе с нашими коллегами». Но 2 года спустя МОК на заседании в Лозанне отстранил Россию от Олимпиады в Пхенчхане. Только принципиальная позиция Путина (в т.ч. то, что его антидопинговые поручения спортивным чиновникам получили статус официальных документов) не позволила России скатиться до еще большего позора, обвинений в наличии государственной допинг-программы. Учитывая серьезность ситуации, решение МОК выглядит щадящим — у наших «чистых» спортсменов осталась возможность выступить на Олимпиаде, хоть и под нейтральным флагом.
Но как случилось, что после блестящих Игр-2014 в Сочи, после прекрасных побед, вернувших России мировое спортивное лидерство, мы чуть не оказались в положении страны-изгоя?
Все началось в декабре 2014 года, когда немецкий канал ARD выпустил фильм журналиста Хайо Зеппельта «Секретный допинг: как Россия добивается побед». Кто бы что ни говорил об этом фильме, в нем автор предоставил слово многим российским атлетам. Некоторые из них (например, легкоатлетка, МСМК Юлия Степанова и ее муж Виталий Степанов, офицер Российского антидопингового агентства RUSADA) рассказали о том, как подменяют пробы атлетов на допинг (о Зеппельте - здесь).
Этот скандал взорвал спортивный (и не только) мир. Но российские спортивные чиновники реагировали на него вяло. Тогдашний министр спорта Виталий Мутко сдержанно произнес дежурные слова — мол, фильм на ARD о проблемах с допингом в России — это попытка принизить российский спорт. Еще было письмо Мутко президенту WADA, вице-президенту МОК Крейгу Риди. Но и только. Наши власти не предприняли никаких юридических действий, которые в судах опровергли бы обвинения Зеппельта и документально доказали бы чистоту наших спортсменов и системы их подготовки.
Фильм Зеппельта касался допинга в легкой атлетике, и на него оперативно отреагировали Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF), Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и МОК. Руководство нашей федерации легкой атлетики (ВФЛА) все отрицало, но 17 февраля 2015 года ее президент Валентин Балахничёв ушёл в отставку. Это в мире расценили косвенным признанием фактов, изложенных Зеппельтом.
ВФЛА хоть и подала иски к Зеппельту, ARD и Степановым — но лишь в феврале 2015 года, и почему-то - в суды Самары и Челябинска, а не в Германии. Ответчики в Самару и Челябинск так и не приехали, и в декабре 2015 года Басманный суд Москвы признал изложенные в фильме Зеппельта сведения не соответствующими действительности. При этом, что странно — суд отказал истцам в публикации опровержения (?).
Россия лишилась собственных антидопинговых структур
Чиновникам было непонятно, что спортивный мир не заметит решения (тем более половинчатого) Басманного суда? Почему ВФЛА и спортивные функционеры России не перенесли разбирательство на германское поле? Бог весть. Но иначе как легкомыслием поведение чиновников назвать трудно.
Далее. Комиссия WADA под руководством канадца Ричарда Паунда изучила материалы Зеппельта и ARD и провела собственное расследование. По его итогам, учитывая непримиримую позицию IAAF и ее руководителя британца Себестьяна Коу, членство ВФЛА в IAAF было приостановлено. На неопределённый срок. 26 ноября 2015 года ВФЛА согласилась с этим решением, вердикт оспаривать не стала, выразила готовность сотрудничать и выполнять рекомендации инспекции IAAF.
Родченков
После этого факт приема допинга российскими спортсменами перед всем миром выглядел как бы доказанным. Россия не только в одночасье лишилась места в элите мировой легкой атлетики, но и собственных антидопинговых структур. WADA признала деятельность РУСАДА и ФГУП «Антидопинговый центр» (московская антидопинговая лаборатория), которой руководил пресловутый Родченков, не соответствующей мировому антидопинговому кодексу. Все руководители РУСАДА и Родченков 17 декабря 2015 года ушли в отставку, после того как накануне Мутко сам же распорядился приостановить деятельность РУСАДА, вновь косвенно подтвердив справедливость допинг-обвинений против России. Россия вновь безропотно исполнила одно из главных требований WADA - и вновь со стороны наших функционеров не было ни судов, ни попыток отстоять свою правоту в судах или спортивном арбитраже.
В начале 2016 года начались странные вещи. За короткий срок двое бывших топов РУСАДА: ее бывший исполнительный директор Никита Камаев и председатель ее исполнительного совета Вячеслав Синев - скоропостижно скончались. Считается, что оба умерли от инфаркта. А накануне Григорий Родченков и его заместитель Тимофей Соболевский уехали в США.
В США Родченков дал интервью газете The New York Times. 12 мая 2016 года в NYT вышла статья «Российский инсайдер говорит, что олимпийское золото подпитано государственным допингом» (на русском). Родченков заявил о существовании в России государственной допинговой программы. Якобы в ее рамках он лично участвовал в подмене около 100 проб мочи «Б» российских спортсменов во время Олимпиады в Сочи-2014 и, мол, разработал коктейль из анаболических стероидов («Дюшес»), который принимали многие российские участники летней Олимпиады 2012 года в Лондоне и зимней Олимпиады-2014 в Сочи.
В день выхода статьи Родченков и американский кинодокументалист Брайан Фогель предложили президентам МОК и WADA Томасу Баху и Крейгу Риди провести научную проверку допинг-проб, хранящихся в Лозанне. Также Родченков предложил доказательства и информацию по российской допинг-программе, которую якобы поддерживает государство. Через неделю, 19 мая 2016 года WADA объявила о приглашении канадского спортивного юриста Ричарда Макларена возглавить группу для расследования обвинений Родченкова. Это в свою очередь, дало старт т. н. «Докладу Макларена» (на русском).
Когда WADA обвиняла Родченкова в уничтожении допинг-проб, Виталий Мутко официально поддержал его: «Уничтожение допинг-проб в Московской антидопинговой лаборатории проводилось в соответствии с циркуляром WADA», - сказал Мутко и подчеркнул, что в этом вопросе он поддерживает Родченкова, обвиненного в докладе WADA в уничтожении 1417 допинг-проб. Но ровно через полгода Следственный комитет России счел те же самые действия Родченкова злоупотреблением полномочиями и возбудил против него уголовное дело.
Кто поддерживал Родченкова?
Лишь после этих разоблачений Родченкова в России стали широко известны особенности его биографии. Еще в 2011 году в отношении него и его сестры Марины возбуждали уголовное дело, их подозревали в торговле допингом. Марина отделалась небольшим сроком, который ей вскоре заменили условным. А Григорий и вовсе избежал уголовного наказания, прикинувшись невменяемым: после попытки самоубийства он попал в больницу, где у него якобы выявили шизотипическое расстройство личности. Все обвинения против него были сняты. Он руководил «Антидопинговым центром» вплоть до отставки в 2015 году!
Трудно поверить, что Минспорт РФ не знал, что Родченков — обманщик и преступник. Как же он сохранил должность? Кто лоббировал это решение? И кто писал представления на Родченкова к ордену Дружбы (30 января 2015 года) и двум президентским Почетным грамотам (15 апреля 2013 года и 17 октября 2014 года).
И, кстати, доклад Макларена состоит из двух частей. В первой Россия обвиняется в создании государственной допинг-системы (МОК 5 декабря 2017 года в Лозанне опроверг это утверждение). А вторая часть буквально недоумевает: а разве наши выводы не подтверждаются тем, что за несколько месяцев с момента выхода первой части доклада его выводы никем не были аргументированно оспорены, в т.ч. в поданных Россией исках?
Без лишних исков
Похоже, российские государственные профильные ведомства горазды «защищать» наших спортсменов только на словах! Внутри страны гневно комментируя попытки мировой закулисы опорочить российский спорт, они и пальцем не ударили, чтобы в суде отбить обвинения Родченкова и присных.
Не было времени? Не было денег на юристов? Чушь это - когда на кону стоит репутация страны, должны были найтись и время, и деньги.
И именно потому, что наши чиновнии проявили чудовищный непрофессионализм и равнодушие, изначально да, шаткие и во многом лживые обвинения против нашего спорта стали фактом и массового сознания, и поводом для глубокого и ангажированного расследования комиссии Макларена.
Во-первых, под сомнением оказались многие достижения россиян на сочинских Играх. Уже сегодня наши чемпионы лишены 10 наград Сочи-2014. Во-вторых, вышедшую летом 2016 года первую часть доклада Макларена российские спортивные чиновники хоть и критиковали, но юридически не оспорили, чем придали ей легитимности в глазах международного сообщества. В-третьих, пусть отчасти, но выводы доклада Макларена легли в основу решения МОК 5 декабря об отстранении нашей сборной от зимних Игр-2018. В-четвертых, беззубая и равнодушная позиция функционеров лишила часть российских спортсменов участия в летней Олимпиаде-2016 в Рио и полностью закрыла Паралимпиаду в Рио 2016 года для наших паралимпийцев.
Напомним, что за несколько дней до начала Олимпиады-2016 в Рио от нее были отстранены все наши тяжелоатлеты, а из легкоатлетов в Бразилию поехала только прыгунья в длину Дарья Клишина. Основание? Да все те же выводы Макларена, так и не оспоренные нашими чиновниками.
На официальном уровне все ограничилось рядом дежурных заявлений, но никто так и не стал по-настоящему бороться за права тех же паралимпийцев в судах. Наш Паралимпийский комитет до сих пор не восстановлен в правах. С паралимпийцами ситуация такова: Международный паралимпийский комитет 22 декабря должен объявить решение об участии россиян в Играх в Пхенчхане, и в ОКР пока только еще «надеются», что «чистых» наших спортсменов все-же допустят до соревнований. И почти наверняка наши паралимпийцы будут тоже выступать под олимпийским флагом и без государственного гимна.
Как был «наказан» Мутко?
Беззубая и равнодушная позиция, занятая руководством российского спорта, возмущает и общество, и спортсменов. Например, двукратный олимпийский чемпион Алексей Воевода призывал ОКР и Минспорт через печать бороться за правду в судах. Вместо этого чиновники вновь и вновь твердили о политическом давлении на Россию, о двойных стандартах и т.д. Очевидно, это правда, но одними словами горю не поможешь. Квалифицированных, юридически убедительных, профессиональных мер никто на государственном уровне так и не принял.
У мирового сообщества, которому трудно поверить, что российский чиновник может быть столь равнодушным к судьбе своих атлетов и — шире — к имиджу своей страны, родилось убеждение, что мы не оспариваем в судах антироссийские выводы потому, что они правдивы, а у нас против них нет убедительных аргументов...
...В октябре 2016 года Мутко был «наказан» повышением до вице-премьера. Министром спорта стал чемпион Сиднея-2000, бывший фехтовальщик Павел Колобков. Он тут же уволил замминистра Юрия Нагорных и советника по антидопинговым вопросам Наталью Желанову, которых на эти должности назначил Мутко. Он пытался восстановить репутацию российского спорта. Но время уже было упущено. МОК уже не мог игнорировать допинг-расследования. В январе 2017 года МОК создал две комиссии по российскому делу. Одна проверяла данные доклада Макларена (и именно по его итогам часть российских спортсменов лишилась сочинских медалей), а вторая изучала степень вовлеченности нашего государства в допинг-проблему.
На этом фоне единственным, кто занял ответственную позицию, был президент Путин. Летом 2016 года по его распоряжению была создана Национальная общественная антидопинговая комиссия во главе с почетным членом МОК Виталием Смирновым. Но и она не могла уже повлиять на решение уже имеющихся проблем.
Вернусь и к тому, с чего начал - ведь еще в 2015 году, после фильма Зеппельта и выводов WADA, но до откровений Родченкова - Путин потребовал от правительства и спортивных федераций разобраться в ситуации, провести расследование обвинений. Он сказал, что необходимо бороться за права спортсменов в общегражданских судах.
И ничего. Поручения президента — как в пустоту. И вот итог, который мы все видели 5 декабря на заседании исполкома МОК.
Но были ли шансы бороться с Маклареном и WADA в судах? Не попробуешь — не узнаешь. Беда-то и есть в том, что функционеры даже не попробовали. Но вот есть пример противодействия международному давлению со стороны борцов. Еще в 2013 году наши спортсмены и поддержавшая их Международная федерация борьбы накануне Олимпиады-2016 в Рио не приняла обвинений Макларена против наших атлетов. Президент федерации Ненад Лалович, член МОК, помог отстоять их право выступать в Рио. И ведь МОК согласился с этим решением!
Конечно, функционерам приятнее греться в лучах спортивной славы атлетов, чем бороться за их права. Но практика показывает, что шансы выиграть любую тяжбу есть всегда - были бы желание и правда на твоей стороне.
Странно, что такого желания у наших чиновников не оказалось.