18 января 2018 в 11:43

Цветаевский след в Александрове: история утрат и обретения

История эта известная. С осени 1915-го по май 1917-го сестры Цветаевы и их близкие жили в Александрове: Анастасия с мужем и детьми - постоянно, а Марина - наездами из Москвы. Домик, что снимали Цветаевы у местного учителя Лебедева, долгое время у почитателей литературы Серебряного века был местом паломничества. Был, да, как говорится, и сплыл, то есть разрушился, сгнил от времени и плохого призора. А вот цветаевский музей, по утверждению его создателей изначально задуманный как музей-метафора, жив и даже справил новоселье.

Где эта улица, где этот дом?

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых расположен на улице Военной. Честно говоря, реконструированный (по сути, вновь построенный) дом с мемориальной доской, посвященной почему-то только одной Цветаевой - Марине, выглядит слишком уж новым. К тому же он пропитан противопожарным раствором, замедляющим старение древесины, так что эффекта новизны еще долго нельзя будет не заметить. Особенно ярки цветаевские «хоромы» на фоне соседнего строения - приземистой избушки, где обитала семья домовладельца Лебедева. В сохранившемся лебедевском жилище сегодня также музейная экспозиция - «Последняя встреча», посвященная тому счастливому времени, когда в Александров съехались все: сестры Цветаевы, их мужья и дети. Через дорогу в двухэтажном каменном особняке - экспозиция «Александров - столица 101 километра». Рядом - сквер сестер Цветаевых. Так в Александрове сложился цветаевский квартал. На улице Институтской находится еще один филиал музея - зал камерной музыки, но он больше для встреч и концертов, а за возможностью увидеть реликвии туристы все-таки идут в «цветаевский новодел». Правда, директор музея Лев Готгельф считает, что после реконструкции ничего потеряно не было — в плане нематериального культурного наследия, конечно. Да и сама реконструкция, по мнению Льва Кивовоча, проведена на высоком уровне.

- Мы пошли «гибридным» путем, разобрали обветшавший дом, сохранив те старинные элементы, которые можно было сохранить. Такая реконструкция деревянного дома совершенно не меняет статуса памятника. Кроме того он был искажен поздними перестройками, а сегодня он предстает в таком виде, в каком был во времена Цветаевых, - рассказывает директор и в качетве положительного примера реставрации деревянных построек приводит... синтоистские храмы в Японии. Они, дескать, каждые 300 лет разбираются и строятся заново, но и после этого считаются памятниками II-VII веков. К сожалению, дерево не долговечно.

- Дом превратился практически в труху, - напоминает Лев Готгельф. - Дождались, пока не провалилась крыша. В любой момент все могло рухнуть окончательно.

Благодаря губернатору и дружбе

По твердому директорскому убеждению, реставрация цветаевского дома произошла исключительно благодаря губернатору Орловой. В 2013 году Светлана Юрьевна смело вошла… нет, к счастью не в горевшую, но в разрушавшуюся избу, после чего и было принято решение о срочной реконструкции.

Процесс обретения крыши над экспонатами шел долго - более трех лет. Лев Готгельф связывает это с особенностями 44-го ФЗ.

Но в конце концов на областные и муниципальные деньги «цветаевский домик» был воссоздан. Проект обошелся в 7,5 млн рублей. Для создания экспозиции потратили еще около миллиона: в прошлом году был получен губернаторский грант в 700 тыс. рублей, 180 тыс. выделил район.

- Любой профессионал скажет, что на такие скромные средства сегодня экспозицию музея не сделать, - сказал Лев Готгельф. - Только концепция создания музея с эскизами стоит 3 млн рублей. Но пока еще существует особая валюта - дружба. Вот как у нашего музея с крупнейшим музейным художником страны Аветом Тавризовым. Основная экспозиция - его авторская работа.

Среди работ заслуженного художника России Авета Тавризова - музей Шагала в Ницце и музей Паустовского в Москве, музеи Есенина и Серебряного века в Москве... Тавризов является как раз приверженцем музея-метафоры. И этот известный и дорогой художник, узнав о возрождении «Цветаевского домика», сам позвонил Льву Готгельфу и вызвался создать проект экспозиции безвозмездно. В течение нескольких месяцев Тавризов регулярно приезжал в Александров и руководил работой по дизайну интерьеров и размещению экспонатов, в которой, кстати, участвовал и александровский художник Алексей Панин.

В конце декабря минувшего года новая постоянная экспозиция приняла первых посетителей. Это событие называют одним из важнейших в культурной жизни Владимирского региона в 2017 году. Тем более что на 2017-й пришлось 125-летие со дня рождения Марины Цветаевой.

Напряги фантазию!

Создатели экспозиции не ставили перед собой задачу полностью восстановить бытовую обстановку в жилище Цветаевых более чем 100-летней давности.

- Мы пытаемся методами музейного искусства воссоздать атмосферу того места и того исторического времени, в котором находится посетитель нашего музея, – замысловато поясняет Лев Готгельф. - В данном случае речь идет об атмосфере поэтического творчества Марины Цветаевой в Александрове, истории александровского лета Марины Цветаевой. Это был один из самых плодотворных периодов в ее творческой деятельности. Большинство стихотворений, написанных в Александрове, и составили цикл стихов, посвященный Ахматовой в сборнике «Версты». Не менее известен и цикл стихов о Москве. Здесь была масса историй, в том числе знаменитая встреча Марины с Мандельштамом, их прогулка отражена в стихах. Здесь прошел последний счастливый год для Цветаевых. Здесь они узнали об отречении царя. После этого наступил крах привычной жизни - эмиграция, тюрьмы, ссылки, смерть близких, нищета...

В экспозиции-метафоре легко уживаются и подлинные вещи периода 1915-1917 годов, и образы. Например, стеклянный стол Поэта перед зеркальным окном. На стенах можно увидеть тот самый морской пейзаж кисти Лагорио, который был у Лебедевых, и иконку Богородицы, которую много позже изготовила Анастасия Цветаева, находясь в заключении в лагере. А по дощатым стенам вьются изображения птичек и растений - опять же мотив поэтический. На зеркалах начертаны строфы Марины Цветаевой...

Важное место в экспозиции занимают фотографии. Среди них одна из самых известных, где сестры Цветаевы запечатлены с мужьями Маврикием Минцем и Сергеем Эфроном. А вот более редкое фото, где видна «владимирская нянька Надя», дети и муж Анастасии, про которого Марина написала: «Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами».

У каждого фото - своя история, которой с удовольствием поделятся с экскурсантами увлеченные сотрудники музея. Их рассказы помогут раскрыть значение каждого экспоната литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове, музея-метафоры, основанного, как пишут кинематографисты, на реальных событиях.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
только что На Лыбедской магистрали во Владимире поставили новый топиар - зеленого коня
Новую топиарную фигуру установили во Владимире сотрудники муниципального предприятия "Зеленый город". Теперь Лыбедскую магистраль украшает грациозный зеленый конь, вставший на дыбы посреди большой клумбы.
27 минут назад Александр Авдеев провел рабочую встречу с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым
Информация об этом появилась в официальных соцсетях губернатора Владимирской области. В ходе встречи главы двух территорий говорили об укреплении деловых и культурных связей между регионом-33 и Республикой Крым.