Где эта улица, где этот дом?
Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых расположен на улице Военной. Честно говоря, реконструированный (по сути, вновь построенный) дом с мемориальной доской, посвященной почему-то только одной Цветаевой - Марине, выглядит слишком уж новым. К тому же он пропитан противопожарным раствором, замедляющим старение древесины, так что эффекта новизны еще долго нельзя будет не заметить. Особенно ярки цветаевские «хоромы» на фоне соседнего строения - приземистой избушки, где обитала семья домовладельца Лебедева. В сохранившемся лебедевском жилище сегодня также музейная экспозиция - «Последняя встреча», посвященная тому счастливому времени, когда в Александров съехались все: сестры Цветаевы, их мужья и дети. Через дорогу в двухэтажном каменном особняке - экспозиция «Александров - столица 101 километра». Рядом - сквер сестер Цветаевых. Так в Александрове сложился цветаевский квартал. На улице Институтской находится еще один филиал музея - зал камерной музыки, но он больше для встреч и концертов, а за возможностью увидеть реликвии туристы все-таки идут в «цветаевский новодел». Правда, директор музея Лев Готгельф считает, что после реконструкции ничего потеряно не было — в плане нематериального культурного наследия, конечно. Да и сама реконструкция, по мнению Льва Кивовоча, проведена на высоком уровне.
- Мы пошли «гибридным» путем, разобрали обветшавший дом, сохранив те старинные элементы, которые можно было сохранить. Такая реконструкция деревянного дома совершенно не меняет статуса памятника. Кроме того он был искажен поздними перестройками, а сегодня он предстает в таком виде, в каком был во времена Цветаевых, - рассказывает директор и в качетве положительного примера реставрации деревянных построек приводит... синтоистские храмы в Японии. Они, дескать, каждые 300 лет разбираются и строятся заново, но и после этого считаются памятниками II-VII веков. К сожалению, дерево не долговечно.
- Дом превратился практически в труху, - напоминает Лев Готгельф. - Дождались, пока не провалилась крыша. В любой момент все могло рухнуть окончательно.
Благодаря губернатору и дружбе
По твердому директорскому убеждению, реставрация цветаевского дома произошла исключительно благодаря губернатору Орловой. В 2013 году Светлана Юрьевна смело вошла… нет, к счастью не в горевшую, но в разрушавшуюся избу, после чего и было принято решение о срочной реконструкции.
Процесс обретения крыши над экспонатами шел долго - более трех лет. Лев Готгельф связывает это с особенностями 44-го ФЗ.
Но в конце концов на областные и муниципальные деньги «цветаевский домик» был воссоздан. Проект обошелся в 7,5 млн рублей. Для создания экспозиции потратили еще около миллиона: в прошлом году был получен губернаторский грант в 700 тыс. рублей, 180 тыс. выделил район.
- Любой профессионал скажет, что на такие скромные средства сегодня экспозицию музея не сделать, - сказал Лев Готгельф. - Только концепция создания музея с эскизами стоит 3 млн рублей. Но пока еще существует особая валюта - дружба. Вот как у нашего музея с крупнейшим музейным художником страны Аветом Тавризовым. Основная экспозиция - его авторская работа.
Среди работ заслуженного художника России Авета Тавризова - музей Шагала в Ницце и музей Паустовского в Москве, музеи Есенина и Серебряного века в Москве... Тавризов является как раз приверженцем музея-метафоры. И этот известный и дорогой художник, узнав о возрождении «Цветаевского домика», сам позвонил Льву Готгельфу и вызвался создать проект экспозиции безвозмездно. В течение нескольких месяцев Тавризов регулярно приезжал в Александров и руководил работой по дизайну интерьеров и размещению экспонатов, в которой, кстати, участвовал и александровский художник Алексей Панин.
В конце декабря минувшего года новая постоянная экспозиция приняла первых посетителей. Это событие называют одним из важнейших в культурной жизни Владимирского региона в 2017 году. Тем более что на 2017-й пришлось 125-летие со дня рождения Марины Цветаевой.
Напряги фантазию!
Создатели экспозиции не ставили перед собой задачу полностью восстановить бытовую обстановку в жилище Цветаевых более чем 100-летней давности.
- Мы пытаемся методами музейного искусства воссоздать атмосферу того места и того исторического времени, в котором находится посетитель нашего музея, – замысловато поясняет Лев Готгельф. - В данном случае речь идет об атмосфере поэтического творчества Марины Цветаевой в Александрове, истории александровского лета Марины Цветаевой. Это был один из самых плодотворных периодов в ее творческой деятельности. Большинство стихотворений, написанных в Александрове, и составили цикл стихов, посвященный Ахматовой в сборнике «Версты». Не менее известен и цикл стихов о Москве. Здесь была масса историй, в том числе знаменитая встреча Марины с Мандельштамом, их прогулка отражена в стихах. Здесь прошел последний счастливый год для Цветаевых. Здесь они узнали об отречении царя. После этого наступил крах привычной жизни - эмиграция, тюрьмы, ссылки, смерть близких, нищета...
В экспозиции-метафоре легко уживаются и подлинные вещи периода 1915-1917 годов, и образы. Например, стеклянный стол Поэта перед зеркальным окном. На стенах можно увидеть тот самый морской пейзаж кисти Лагорио, который был у Лебедевых, и иконку Богородицы, которую много позже изготовила Анастасия Цветаева, находясь в заключении в лагере. А по дощатым стенам вьются изображения птичек и растений - опять же мотив поэтический. На зеркалах начертаны строфы Марины Цветаевой...
Важное место в экспозиции занимают фотографии. Среди них одна из самых известных, где сестры Цветаевы запечатлены с мужьями Маврикием Минцем и Сергеем Эфроном. А вот более редкое фото, где видна «владимирская нянька Надя», дети и муж Анастасии, про которого Марина написала: «Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами».
У каждого фото - своя история, которой с удовольствием поделятся с экскурсантами увлеченные сотрудники музея. Их рассказы помогут раскрыть значение каждого экспоната литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове, музея-метафоры, основанного, как пишут кинематографисты, на реальных событиях.