Сразу трое уважаемых владимирских архитекторов выступили против соединения Октябрьского проспекта с Большой Московской. Напомним, в конце прошлого года такой проект заказало управление ЖКХ мэрии Владимира. Контракт на проектные работы заключен с ивановской компанией ООО «НПО Дорога».
Главного архитектора института «Владимиргражданпроект» Николая Волкова возмущает то, что задание мэрии не соответствует Генплану.
- Я был в шоке, когда узнал из интернета. На основании этой работы должна появиться проектная документация со сметой. Но в Генплане эта дорога не предусмотрена. Нет проекта планировки!
Вдобавок решение не выносилось на градостроительный совет и стало неприятным сюрпризом для профессионалов.
Но архитектурное сообщество беспокоят не только организационные моменты. Архитекторы объяснили «ВВ», почему идея вывести Октябрьский проспект на Театральную площадь неудачная.
- Там будет коллапс. Перекресток потребует светофора, а это значит будут скапливаться машины. Вдобавок пешеходам придется очень трудно, - объясняет председатель регионального отделения Союза архитекторов России, заслуженный архитектор РФ Владимир Пичугин.
Причина, которая побудила мэрию притянуть транспорт к Театральной площади – низкая пропускная способность улицы Дзержинского между ТЦ «Гранд» и Домом молодежи. Расширить ее планировали при строительстве углового дома на перекрестке с Октябрьским проспектом. Но осуществить это не позволили инженерные сети. Теперь предлагается сделать левый поворот в центр с Октябрьского сразу на Большую Московскую. При этом Дзержинского до Студеной горы может стать односторонней. Но этот замысел, по мнению экспертов, противоречит всей концепции развития исторического ядра.
- Мы десятилетия мечтали, чтобы максимально разгрузить от транспорта историческое ядро. Сейчас для этого сложилась благоприятная обстановка, - говорит член правления регионального отделения Союза архитекторов России, главный архитектор области в 1985-1999 годах Евгений Бирюков. - На Студеной горе разделяются потоки транспорта, идущего через историческое ядро и в обход него. Я посидел полчаса и убедился, что число автомобилей примерно одинаковое. При одностороннем движении по Дзержинского весь транспорт отправится от Студеной горы к Золотым воротам, поток в сторону центра увеличится в два раза. На Театральной площади транспорт, идущий на запад и на восток, пока не встречает сопротивления, за исключением пешеходного светофора. А будут сходиться два равнозначных потока с левым поворотом. Хвост пробки протянется за Золотые ворота, а Театральная площадь постоянно будет забита транспортом, - резюмирует Бирюков.
Официальный представитель мэрии Александр Карпилович объяснил, что руководство города не меньше архитекторов беспокоится за памятники в историческом ядре, и заверил, что проектные решения будут оцениваться по результатам моделирования транспортных потоков. Итоги этой работы мы узнаем не раньше мая. Между тем архитекторы предлагают другие варианты разгрузки перекрестка Октябрьский проспект – улица Дзержинского.
- Нужно, чтобы транспорт из исторического ядра поехал в обход. Например, расширить тротуар в центре за счет одной полосы проезжей части. Тогда автомобилисты чаще станут выбирать Лыбедскую магистраль, - говорит Бирюков. А Волков убежден, что нужно достраивать Лыбедскую магистраль, как она изначально планировалась, по улице Федосеева, минуя загруженный перекресток. Правда, в створе дороги в прошлом году построили спортивный сквер за 18 миллионов — и вот почему Волков так негодует по поводу отступлений от Генплана.
Владимир Пичугин предлагает еще более радикальное (и дорогостоящее) решение из разряда хорошо забытых старых.
- Мы давно уже предлагали пустить под землей Октябрьский проспект, который выскакивал бы у железной дороги на Южную магистраль. Есть смысл «проткнуть» Театральную площадь, чтобы не было ни светофоров, ни левых поворотов.
Да, все предлагаемые варианты будут стоить дороже, чем 260 метров асфальта. Именно на столько собираются удлинить Октябрьский проспект. Однако что дает попытка сделать «дешево и сердито»? Помимо проблем, обозначенных архитекторами, есть еще ряд неблагоприятных для городской среды возможных последствий такого решения. Например, сократится число парковочных мест в этой зоне, а в центре с ними уже и так беда. Ликвидации (в случае воплощения идеи) подлежит и скверик с елями и белокаменными скульптурами, хотя озелененных территорий общего пользования в городе в 2 раза меньше, чем положено. Проблем - целый клубок. Ивановские проектировщики взялись разрубить этот гордиев узел за 2,4 миллиона рублей.