Проекта нет, а возмущение им уже есть
В пятницу, 2 февраля, к обсуждению «мусорной» темы в Киржачском районе подключились владимирские «фронтовики». Они в рамках предложенной губернатором Орловой широкой общественной дискуссии провели круглый стол, пытались обсудить ситуацию в Филипповском сельском поселении, где инвестор (ООО «ЭкоТехСтрой Владимир») высказал идею построить мусоросортировочный комплекс.
Дальше предложений дело пока не пошло. Ни проекта, не конкретных предложений инвестора еще нет. Но опасения и протесты уже есть.
Значительная часть жителей, в т.ч. и имеющих столичную прописку, восприняли инициативу в штыки. Они начали борьбу против этого пока еще чисто гипотетического соседства, вплоть до организации массовых акций. Логика «протестантов»: мол, когда построят, возмущаться будет поздно.
Они настаивают: на обозначенном участке не то что свалку (или полигон, или «мусорный» завод) строить нельзя. Тут вообще ничего строить нельзя.
Столь высокое экологическое самосознание заслуживало бы тотального одобрения, если бы не главный вопрос: а с мусором-то что делать? Единственный в Киржачском районе полигон в Храпках заполнен почти полностью. При том объеме мусора, что на него привозят, работать он сможет всего несколько месяцев. Или мы «за коммунизм, но не в нашем колхозе»?
Не решена и проблема с несанкционированными свалками в лесах и у дорог. Предложение инвестора создать современный кластер по переработке отходов помогло бы утилизировать ТКО из Киржачского, Кольчугинского и Юрьев-Польского районов.
Так что круглый стол стал еще одной попыткой услышать друг друга. Длился он почти три часа. Модератор, сопредседатель регионального штаба ОНФ Сергей Кравченко, строго следил за соблюдением регламента.
Среди спикеров были представители инициативной группы местных жителей, эксперты, правозащитники, депутаты, в т.ч. депутат Госдумы Евгений Ревенко, первый вице-губернатор Лидия Смолина, киржачское начальство в лице Михаила Горина, глава администрации Филипповского Олег Иванов, гендиректор «ЭкоТехСтрой Владимир» Алексей Постригайло.
Про проект
Представители инициативной группы граждан настаивают: согласно заявке в областную инвестиционную комиссию, «ЭкоТехСтрой Владимир» собирается построить не современное предприятие, а полигон для складирования отходов (для них слова «полигон» и «свалка» - синонимы). И раз комиссия единогласно одобрила инвестпроект, то, мол, именно «свалке» и быть... И якобы на участке уже идет вырубка леса.
Гендиректор «ЭкоТехСтрой Владимир» Постригайло на это сказал:
- Хотелось бы официально заявить: по состоянию на сегодня (2 февраля) никаких работ на данном участке не проводится. То, что «ЭкоТехСтрой Владимир» летом выходил в инвестиционную комиссию Владимирской области с предложением о постройке на этой территории некоего объекта переработки и сортировки отходов - это правда. Но решение комиссии всего лишь рекомендательное и уведомительное. Мы лишь заявили о собственных интересах для освоения собственного участка.
Постригайло намекнул, что если нашей области этот проект не нужен, то инвестор еще подумает, вкладывать ли деньги в регионе-33 (предполагаемый общий объем финансирования - 1,217 миллиарда рублей). И, кажется, этот пассаж (больше похожий на шантаж тех, кто по должности обязан решить проблему утилизации) общественников не напугал, а обнадежил.
Экспертные мнения
Вроде бы после этого заявления инвестора и обсуждать было больше нечего. Проекта-то нет... Но киржачские активисты решили отыграть номер до конца. Они упирали на то, что всей подмосковной зоне из-за намерений «ЭкоТехСтроя» грозит экологическая катастрофа.
В союзники они призвали экспертов.
Некоторые из них считают, что строить нельзя. Полигон загрязнит все подземные воды уже через год. Погибнет единственное крупное месторождение пресной воды в этой зоне. А попутно - и редкие виды животных, растений и проч.
Но два эксперта — три мнения... На любое экспертное мнение есть и прямо противоположное. Владимирский эколог Галина Есякова, напротив, считает, что геологическое строение выбранной площадки позволяет строить на ней промышленные объекты. А руководитель областной дирекции особо охраняемых территорий Ольга Канищева и вовсе разоблачила оппонентов: краснокнижной фауны и флоры в окрестностях Филипповского нет. И это мнение высказали те же специалисты из московского института, что написали общественникам прямо противоположное заключение. Кто попался на провокацию? Кто кого ввел в заблуждение? Или это умелая подтасовка фактов под нужное мнение?
Про землю
Еще один важный для активистов-филипповцев и их союзников вопрос - законность передачи участка в частные руки. Возмущены они и суммой сделки купли-продажи («Продали за копейки!»).
Почему столь разные (земельную и мусорную) проблемы граждане связывают воедино? Логика такая: если земля продана с нарушениями, то сделка должна быть признана ничтожной. И никаких экотехнопарков никто строить в этом месте не сможет. Вот и выход из положения: земли - в Лесфонд, инвестора — вон из области, а чиновников (Горина и Иванова), разбазаривших народное добро, - наказать.
Однако Горин с Ивановым настаивают: они все делали по закону и в интересах граждан. Глава администрации Киржачского района Михаил Горин сказал: еще при губернаторе Виноградове кадастровая стоимость злополучного земельного участка площадью в 1200 га была снижена. Бюджет до 2015-го за него вообще ничего не получал и нес убытки. Сейчас, сказал Горин, от «ЭкоТехСтроя» идет земельный налог - ежегодно 16 миллионов рублей. При губернаторе Орловой кадастр пересмотрели. Стоимость участка повысилась до 4,3 миллиарда рублей. С этой цифрой не согласился арендатор надела «Метровагонмаш». Киржачская администрация судилась, но дело проиграла. И по суду (не из-за волюнтаризма местного начальства, а по суду!) землю «удешевили» до 1,1 миллиарда рублей.
От этого и плясали при принятии последующих решений.
«Метровагонмаш» имел право выкупить участок (федеральный закон дает такую возможность многолетним арендаторам) по льготной цене — 2,5 процента от кадастровой стоимости. Он и выкупил. А потом 57 га перепродал «ЭкоТехСтрою».
Активисты с такой трактовкой «земельного вопроса» не согласились. Они намерены отстаивать свою позицию в суде. Ну что ж, и мы тоже подождем суда.
Про мусор
Но пока что нет ответа на главный вопрос: что с мусором-то делать? Допустим, Филипповское все из себя такое экологичное, допустим, там строить нельзя. А где можно? И чем тамошние жители хуже жителей Филипповского?
Председатель поссовета, глава сельского поселения Филипповское Елена Гашина выступала от имени «протестантов». Она предложила поискать другую площадку под новый полигон (завод, кластер, экотехнопарк и т.д.). Ее доводы: выбранный инвестором участок не подходит по экологическим параметрам. Кроме того, он далеко от Кольчугина и Юрьев-Польского, а значит, экономически не выгоден жителям этих районов (транспортная составляющая в тарифе будет очень высока).
Разумно? Возможно. Легко выполнимо? Нет!
Первый вице-губернатор области Лидия Смолина погрузила собравшихся в реалии. А они таковы: регион-33 генерирует 4 миллиона тонн отходов в год, из них 600 тысяч - коммунально-бытовые. Только в Киржачском районе ежегодно образуется более 24,3 тысячи тонн отходов. Денег на строительство заводов по переработке мусора в бюджете нет. Потому-то и привлекаются частные инвесторы.
Смолина еще раз отметила: ни о каком конкретном проекте в Филипповском речи не идет. Инвестор пока что лишь заявил о намерениях. Но никакой документации не представил. Когда представит, тогда обязательно проект будет изучаться со всех сторон. Он пройдет через мелкое сито официальных (!) госэкспертиз, в т.ч. и экологических. Будут и предусмотренные законом публичные слушания.
- Ни у кого нет умысла строить вредные для экологии нашей области объекты. Администрация Владимирской области готова решать проблему ТКО совместно с гражданами. Ни одно решение о строительстве новых объектов не будет приниматься без учета мнения местных жителей, - в сотый, наверное, раз, подчеркнула Смолина. Она рассказала, что в регионе разработана территориальная схема по обращению с отходами, подготовлены необходимые областные нормативные акты, регулирующие деятельность по сбору мусора. Схема признана Минприроды РФ одной из лучших в России. И по ней никакого строительства мусоросжигательных заводов на территории области, в том числе в Киржачском районе, не предусмотрено.
Смолина призвала всех к конструктивному диалогу и предостерегла киржачан: по ситуации в Филипповском много вранья, возможны провокации. Вести диалог, слушать и слышать друг друга, опираться в своих выводах только на весомые экспертизы, а не на эмоции призвал и работавший на круглом столе депутат Госдумы Евгений Ревенко.
«ВВ» будут следить за развитием событий.
СКАЗАНО
Депутат Госдумы Евгений Ревенко:
- Не понаслышке знаю о проблеме. Я сам писал депутатский запрос на имя губернатора области. Задавал вопросы главе Росприроднадзора. Получил исчерпывающие ответы. В ходе сегодняшней дискуссии получил подтверждение: то, что мне было сказано, соответствует действительности. С большим удивлением наблюдал за реакцией оппонентов строительства, поскольку инвестор прямо заявил, что у него нет проекта, показать – нечего. Обсуждаются только возможные варианты. При этом власти Владимирской области демонстрируют полную, беспецедентную открытость при обсуждении вопроса. Надо лучше слышать друг друга и руководствоваться здравым смыслом, а не эмоциями.
Областной уполномоченный по правам человека Людмила Романова:
- Не усматриваю в сложившейся ситуации нарушения прав человека. Весь наш разговор – в сослагательном наклонении. Нарушений на данный момент нет. Проекта нет. Есть только намерения. Решения нет, есть только обсуждения. И вот еще что: реализация права одних никогда не должна нарушать права других. А у собственника земли также есть свои права на её использование в рамках законодательства.