Критический уклон
Вел слушания доктор политических наук, профессор ВФ РАНХиГС Роман Евстифеев. Открывая меропритятие, он напомнил, что общество «Друзей музея» стало вполне официальным общественным объединением, но пока без образования юридического лица.
Ожидаемо ключевой фигурой «сопротивления» Игорю Конышеву остается Герой труда России, советник губернатора Алиса Аксенова, которая сама 50 лет руководила музеем. С болью она смотрит на целенаправленное разрушение этого замечательного музея — и не стесняется говорить об этом.
Еще один ключевой игрок «сопротивления» - историк, много лет работавший в музее Виталий Гуринович. Именно он подготовил и огласил доклад инициативной группы о ситуации в ВСМЗ. Он сразу отметил:
- Отчетливо наблюдаемый в действиях нынешнего руководства музея вектор, уводящий в сторону от истиной миссии музея, заставляет волноваться общественность. И именно поэтому мы все здесь собрались. Закрытие Детского музейного центра в Палатах стало последней каплей, которая переполнила чашу терпения.
К фактам, изложенным в докладе Гуриновича, можно относиться по-разному, но одну неточность все же мы упомянем: его утверждение, что за два года в СМИ было опубликовано более 150 критических статей о ситуации в музее, «на которые мы так и не получили никаких адекватных ответов». Игорь Конышев открыт для СМИ и ни один, самый острый вопрос, не остался нераскрытым — по крайней мере, «ВВ» работает с директором ВСМЗ открыто и свободно.
Как и следовало ожидать, общая интонация доклада Гуриновича и всех общественных слушаний была обвинительная. Вот лишь одна из оценок: «Серия варварских действий привела к полному изменению внутреннего облика Палат...». Среди «потерь» Палат названы: актовый зал, который 3 года назад был отремонтирован и заново оборудован, дворцовый зал, другие помещения. Даже если музей проводит выставки, то их общественники считают «выставками-пустышками» с точки зрения их методики и содержания. В других экспозициях Владимира также, по мнению докладчика, постоянно происходят различные разрушительные действия, которые производятся без согласования с Ученым советом, деятельность которого фактически полностью прекращена.
Разгромно прошелся Гуринович и по ситуации в Суздале и Кидекше.
Упомянуты и «задранные вверх цены»: входная плата в Спасский монастырь – 400 рублей, в Музей деревянного зодчества – 350, музеи Суздальского кремля – 350 рублей.
- Для рядового посетителя, приехавшего отдохнуть с семьей, такие цены не по карману. Музей должен оставаться общедоступным учреждением. Нельзя все мерить исключительно деньгами, - сказал Гуринович.
По всем статьям критикуется и отношение генерального директора к коллективу. По подсчетам Гуриновича, уволены под разными предлогами или ушли из-за невозможности работать более 150 человек из 500 сотрудников ВСМЗ.
- Это знающие свое дело специалисты, служащие, смотрители, обладающие огромным опытом. С уходом ключевых сотрудников общий уровень музея неминуемо снижается, - считает инициативная группа. Самые ценные из ушедших специалисты были названы поименно.
Отмечено и, якобы, изменившееся в худшую сторону материальное положение большинства сотрудников, особенно очевидное на фоне финансового благополучия директора и его заместителей, чьи зарплаты в 5-7 раз превышают доходы подчиненных. «Уровень зарплаты зависит от степени лояльности к новому руководству». «Управленческий аппарат раздут». «Стиль управления репрессивный». «Пренебрежение наукой». «Музейный потенциал расходуется», - таковы тезисно претензии общественников. Симтоматично, но ни одного положительного действия или решения со стороны Игоря Конышева и его команды инициативная группа или не увидела, или не сочла нужным упомянуть.
Конышев мог и сам ответить на эту критику, но он на слушания не пришел — как и обещал накануне. Отчасти все это напоминало матч, на который не явился соперник, но явившаяся команда все равно решила начать поединок.
С определенной натяжкой «официальным лицом области» можно было бы назвать детского омбудсмена Геннадия Прохорычева, - но он полностью разделил общий критический тон слушаний.
Закрытие Детского центра он приравнял к нарушению прав детей. Упрекнул Конышева в манипуляции детьми во время «выноса мамонтенка» из помещения Детского центра. Возражая на доводы руководителя ВСМЗ, что Детский центр в Палатах закрывают по соображениям безопасности, Прохорычев сослался на некий документ о том, что встроенная котельная в Палатах не исключает размещения Детского центра. Требование Прохорычева - обеспечить восстановление Детского центра. К этому присоединились участвовавшие в слушаниях учителя, родители и т.д.
Скульптор Игорь Черноглазов возмущен ликвидацией экспозиции владимирского искусства.
Алису Аксенову особо задел шок последних дней: приказ Конышева об изъятии из продажи в ВСМЗ ее и ряда других книг как устаревших и утративших актуальность. Аксенова сказала, что будет жаловаться на Игоря Конышева в прокуратуру.
Подводя итоги эмоциональных выступлений, Евстифеев заметил: никто ничего не сказал в поддержку Игоря Конышева, хотя возможность такую организаторы слушаний предоставляли. Впрочем, странно было ожидать, что сам Конышев или его сторонники пришли бы спорить.
Резолюция с требованиями
Участники слушаний позже распространили резолюцию «О ситуации во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике». Они обращаются к руководству Министерства культуры РФ и Союза музеев России с предложением создать совместную комиссию для проверки деятельности ВСМЗ и оценить происходящие в музее изменения. От руководства музея-заповедника общественники требуют:
- обеспечить восстановление, сохранение и развитие Детского музейного центра в Палатах как единого культурно-образовательного музейного комплекса, ориентированного на адресную работу с детьми,
- обеспечить спокойную творческую работу музейного коллектива, прекратить увольнения компетентных и опытных сотрудников,
- до 1 июня 2018 года представить общественности Концепцию развития музея в виде единого управленческого документа, опубликовав ее на сайте ВСМЗ,
- до 15 июня 2018 года опубликовать на сайте ВСМЗ информацию о том, какие экспозиции будут располагаться в Палатах после реконструкции,
- до 1 июля 2018 года совместно с региональными органами власти и общественностью региона создать Общественный Совет при музее, согласовав его состав, функции и полномочия.
Участники общественных слушаний обращаются к органам законодательной и исполнительной власти Владимирской области, к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации от Владимирской области, областной Общественной палат с предложением разработать законодательную инициативу, предусматривающую механизм учета интересов субъекта федерации и общественности региона при назначении руководителей федеральных учреждений культуры, находящихся на территории субъекта федерации, и при разработке планов и концепций их развития.
Общественники считают необходимым поручить обществу «Друзей музея» подготовить на основе доклада инициативной группы и выступлений, прозвучавших на слушаниях, официальные письма о состоянии дел в ВСМЗ и направить их в органы, осуществляющие надзор и контроль за исполнением законодательства России, расходованием средств бюджета РФ, отвечающих за соблюдения бюджетной и финансовой дисциплины в стране и за управление имуществом Российской Федерации.