Госзаказ для средней школы
- Главная задача, поставленная перед нами президентом и правительством, - готовить кадры, которые смогут защитить интересы страны, успешно развивать ее экономику и культуру, - говорит директор гимназии Елена Курицына. - Для нас государственный заказ состоит в том, чтобы подготовить успешного выпускника, точнее - сделать так, чтобы ребенок смог войти во взрослую жизнь самодостаточным и конкурентоспособным.
Казалось бы, профиль лингвистической гимназии и без того ориентирует учеников - например, на выбор профессии преподавателя иностранных языков или переводчика-синхрониста. Однако в гимназии проанализировали, в какие вузы поступают выпускники, и выяснили, что около 80% учеников выбирают специальности, где знание иняза не является главной профессиональной компетенцией.
Курсом навигации
Программа инновационной площадки стартовала в этом учебном году. Научный руководитель проекта, профессор Владимирского института развития образования им. Л.И.Новиковой (ВИРО) Татьяна Разумовская подчеркивает, что гимназия № 23 создает новый формат профориентации школьников. При этом важнейшей технологической находкой Центра стал сквозной (с 1-го до 11-го класса) курс профессиональной навигации гимназиста.
Для начальной школы в приоритете занятия, где ребятам рассказывают о ценности труда - от понимания этого базового принципа зависит не только дальнейшая самореализация гимназистов, но и их интеграция в социум. В средних классах ребят ждет погружение в различные профессии, так сказать, профессиональные пробы, а также увлекательная работа по прогнозированию возможных запросов рынка труда будущего: возможно, когда они станут взрослыми, востребованными будут специальности, о которых сегодня мы знаем мало. В старших классах наступит время поиска ценностных смыслов в профессиональной деятельности и построение индивидуальной образовательной траектории на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Этот курс, по словам Татьяны Разумовской, имеет надпредметный характер и позволяет ввести в практику гимназии реализацию уникальных подходов и авторского инструментария для развития личностного потенциала. Он представлен не только обязательными учебными занятиями, но и факультативами по выбору учащихся, внеурочной деятельностью, циклами классных часов, программами дополнительного образования и социальных практик.
Главный компонент структуры Центра, который будет координировать всю его работу в гимназии, - платформа «Навигатор». В нее вошли лаборатория профессионального самоопределения, которую возглавляет психолог школы, и курсы внеурочной деятельности, общешкольные события профессиональной навигации и предметные кластеры (их будут вести учителя-предметники на уроках). Также в Центр войдут мастерские профессионального погружения, лаборатории профессиональных проб, площадки профессиональных знакомств.
С 1 сентября 2018 года у каждого гимназиста появится дневник-навигатор, который позволит зафиксировать весь путь ребенка к профессиональной идентификации.
- Самореализация, самопознание школьников... Эти правильные слова давно звучат в сфере образования. Но настоящее волшебство совершит тот педагогический коллектив, который найдет инструмент, который действительно позволит ребенку познать себя, - объясняет заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе Надежда Пономаренко. - Наши инновации направлены на то, чтобы такой инструмент создать.
Набор интересных и эффективных событий профориентации в школах проводился и раньше, но они были отдельными, точечными. А теперь в 23-й гимназии создается инновационная среда проживания в мире профессий, где все события взаимосвязаны - одно вытекает из другого.
Надежда Пономаренко отмечает, что сегодняшние дети гораздо более информированы о мире, но у них нет еще его целостной картины.
- В рамках нашей инновационной деятельности мы ставим перед собой задачу сформировать целостную картину мира у ребенка через отрасли и профессии, - рассказывает педагог. - В младшей школе нашим основным инструментом становится игра. В игре будет моделироваться проживание в профессии, например, водителя, врача, учителя, метеоролога.
В гимназии уже давно работает детское объединение «Солнечный город».
- Конечно, мы его сохраняем и продолжаем жить в этом «Солнечном городе», где теперь есть улицы профессионалов, лаборатории, мастерские, - говорит Надежда Пономаренко. - Так ребята уже в младшей школе будут понимать, какие качества нужны, чтобы быть хорошим врачом или хорошим учителем.
Все профессии важны
Но ведь профессий - многие сотни. Хватит ли школьных лет, чтобы все их узнать, опробовать? В гимназии решили распределить профориентацию по направлениям «Человек и природа», «Человек и техника», «Человек и человек» и другим.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе в среднем и старшем звене Тамара Борзенко объясняет, что познание профессий, начатое в начальной школе, продолжится специальной программой, расписанной на каждый год учебы. Например, в пятом классе дети узнают, как работать парикмахером (группа профессий «Человек и человек») или каково быть ветеринаром (группа «Человек и природа»). У каждого гимназиста будет возможность понять, какая профессия ему подходит по личностным качествам.
Сложно, но необходимо
В гимназии осознают, что для успеха Центра потребуется освоение новых подходов и образовательных технологий, развитие социальных связей и партнерских отношений.
Знакомство с профессиями для детей означает тесную работу школы с вузами и колледжами, предприятиями и общественными организациями. К счастью, контакты у гимназии уже налажены со многими образовательными учреждениями и потенциальными работодателями для будущих специалистов из числа выпускников.
Безусловно, нужны будут оборудование и пособия. Для младших классов закуплена интерактивная метеорологическая лаборатория, наборы «Строитель», костюмы военного, моряка, капитана, рабочего, пожарного, стюардессы, инспектора ДПС, продавца, повара, доктора...
Сложно, дорого, ответственно, ведь ни одна школа в регионе за такое еще не бралась, и все-таки педколлектив уверен, что гимназия справится с воплощением этой инновационной инициативы - 23-я гимназия привыкла быть первой.
- Когда-то мы первыми взяли на себя смелость возродить гимназическое образование в России, изучив опыт дореволюционной гимназии, преемниками которой являемся, - напоминает директор Елена Курицына. - Первыми перешли на семестровую систему обучения, во главу угла поставив здоровье ученика. Дважды владимирская лингвистическая гимназия № 23 им. Александра Столетова входила в ТОП-500 лучших школ России и трижды в Федеральный справочник «Образование России» как лучшее образовательное учреждение.
Инновации в гимназии стали нормой жизни. Например, учебное заведение является апробационной площадкой по реализации модели «Цифровой школы», базовой школой по финансовой грамотности и базовой кафедрой Педагогического института ВлГУ «Педагогика и психология инклюзивного образования в начальной школе», а также это стажерская площадка ВИРО по иностранным языкам.
- Сегодня, отвечая на вызовы времени, мы приступили к уникальной работе по профессиональной идентификации учащихся и уверены, что станем настоящим инновационным центром, который будет отвечать интересам детей, Владимирской области и России, - уверены Елена Курицына и ее коллеги.