Почетный профессор
Профессор Валентини — климатолог, профессор факультета инноваций в биологических, сельскохозяйственных и лесных системах итальянского университета Тушии (город Витербо).
Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК, по-английски — IPCC), в составе которой Валентини и получил Нобелевку, занимается оценкой риска глобального изменения климата, вызванного техногенными факторами. Ученый немало лет бьет во все колокола об опасности глобального потепления из-за антропогенного воздействия. В общем, работа группы была посвящена не только изучению последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, но и выработке мер по их возможному предотвращению.
Перед лекцией во Владимире Валентини вручили мантию почетного профессора ВлГУ. Он в ответ не скупился на добрые слова по поводу уровня науки в наших вузах. Высказался профессор и по поводу российского сельского хозяйства.
В России станет теплее?
Валентини считает, что режим санкций только помогает развитию аграрного сектора в России. А самый приятный для широкой публики его прогноз — в том, что из-за глобального потепления станет теплее и в России. А значит, появятся дополнительные возможности для выращивания теплолюбивых культур даже в центре страны, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Но, выслушав профессора, я не знаю, радоваться росту сельского хозяйства и промышленности в их традиционном виде или горевать...
Профессор Валентини подтвердил: он убежден в негативном сценарии для жизни на Земле, если, конечно, человечеству не принять срочных мер спасения. Одним из важнейший тревожных явлений Валентини называет чрезмерное накопление углекислого газа в последние десятилетия. И именно Валентини и его единомышленники стоят за идеей Парижского соглашения по климату. Напомним, оно обязывает подписавшие его государства снижать выбросы CO2 и других вредных веществ с тем, что удерживать уровень повышения среднегодовой температуры (не более 2 градусов по Цельсию до 2100 года).
Новая экономика?
Это означает существенную перестройку, если не исчезновение, целых отраслей промышленности. Это, как следствие, удар по бизнесу, массовая безработица, бедность людей и, возможно, голод. А голод — это новое «великое переселение народов» и войны.
Альтернативные точки зрения тоже есть. Многие оппоненты Валентини считают, что повышение среднегодовой температуры на Земле происходит не из-за антропогенных факторов, а из-за нарастающей солнечной активности, с чем человек справиться не может.
В ВлГУ тоже нашлись скептики по поводу глобального потепления. Профессор Сергей Аракелян спросил:
- Не слишком ли драматизируется опасность углекислого газа? Ведь он тоже необходим для нормальной жизни на земле. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.
Валентини стоял на своем: CO2 становится слишком много для поддержания нормальных жизненных процессов на Земле.
Кстати, Россия Парижское соглашение подписала, но пока его не ратифицировала. Далеко не все в стране считают, что это необходимо. Тем более, что Россия и без своей ратификации добровольно сократила выбросы до рекомендованного учеными уровня. Президент США Дональд Трамп вообще решил выйти из соглашения, чтобы не ломать экономику Америки.
Людей все больше, и они все хуже?
В общем, ученые еще только спорят насчет вредности объемов углекислого газа — и в отсутствие точных данных, на основании лишь гипотез, мировые кормчие политики и экономики не будут рушить сложившийся уклад. Тем более, что многолетние холодные/ледниковые периоды, как и более жаркие, много раз в истории сменяли друг друга даже до появления на Земле человека.
Но Валентини называет самый опасный фактор, которого раньше не было - беспрецедентный рост населения населения планеты.
- Я родился в 1950 году, и на Земле тогда жило примерно 3 миллиарда человек, - сказал он, - но за время моей жизни численность населения почти удвоилась. И дальше будет только больше. В отличие от древних людей, современные потеряли божественный страх перед природой. Они уверены, что могут ее контролировать.
При этом городского населения гораздо больше, чем сельского — и это плохо. В этом вся проблема развития сельского хозяйства. Все больше сил надо, чтобы прокормить землян. Сводятся леса. Современные горожане едят слишком много мяса, а значит, площади под растениеводство сокращаются в пользу площадей под корма для животноводства. В итоге полтора миллиарда человек переедают, 40 процентов произведенной еды выбрасывается, при этом гораздо больше людей голодает.
При этом не только промышленные выбросы являются источником глобального потепления, - считает Валентини, - но и сельское хозяйство, и среднегодовая температура растет. Если она будет повышаться в среднем на 3 градуса в год, растают ледники Гренландии, пропадут леса Амазонки, многие прибрежные районы планеты затопят океаны.
Куда девать людей? Перевезти вглубь материков? Трудно, но технически можно. Хотя возникнут политические и военные сложности — а вдруг, например, та же Россия откажется принимать тонущих датчан или ливийцев? И что делать? Кроме того, в любом случае будут обречены многие виды растений и животных в прибрежных зонах.
Вроде бы, все так. Тревожно. Но попахивает социал-дарвинизмом и евгеникой. Вот Валентини же родился и прожил жизнь. А если бы искусственно ограничивалась рождаемость в 50-е годы, мог бы и не родиться... А кроме того, последствия глобального потепления кажутся неустранимыми.
Что же делать?
Но Валентини уверен — шанс есть. Дескать, пора прибегнуть к «шоковой терапии», которая встряхнет весь мир. По его словам, уже даже «зеленых технологий», которые в последнее время бурно развиваются, - недостаточно. Надо полностью перестроить экономику в целом от линейного развития к цикличному.
Линейный путь - это производить и потреблять как можно больше. При цикличном пути производится то, что можно не только потребить, но и вновь направить в производство. Примеры, которые нравятся Валентини: подошвы для обуви из изношенных шин, одежда из пластикового мусора, собранного в океане, удобрение и обводнение полей переработанными сточными водами, повсеместный переход на электромобили.
Наверное, правильно, но утопично. Во-первых, потому, что мировой бизнес заинтересован как раз в обратном: в росте потребления, а, следовательно, и своих доходов. Во-вторых, и ресайклинг, и очистка сточных вод требует массы энергии, а именно ее производство сегодня является основным источником избыточного СO2. Наконец, экологичная экономика пока очень дорога — кто за нее будет платить?
Подсказать переход от печального сценария на Земле к позитивному, по мнению Валентини, может только объединение наук: точных, естественных, технических, социальных. А еще климатолог верит в молодежь. Он убежден, что она должна становиться лидером общественного развития сразу после университета. У 50-летних мышление несмелое и слишком консервативное, чтобы изменить подход к экономике, - считает 68 летний ученый.
- Именно молодежь готова перестроить мышление человечества и направить его на удержание среднегодовых температур на менее опасном уровне, - сказал Риккардо Валентини.
ЦИФРЫ
Примерно 13 млн га тропических лесов вырубается ежегодно. Это дает 10% прироста углекислого газа.
Еда, которую мы производим, также содержит газы, ответственные за парниковый эффект (например, метан). Сегодня сельское хозяйство ответственно за более чем 26 % выбросов газа в атмосферу.
К 2060 году население Земли составит 12 млрд человек. Во времена рождения Христа на Земле было всего 200 миллионов человек.