История стойкости
Владимирец Александр Воронов в инвалидную коляску сел 27 лет назад. В 90-е годы, когда на его зарплату инженера-строителя было не выжить, ему приходилось подрабатывать. Вот на одной шабашке он и упал с большой высоты. Все его попытки признать травмы производственными не увенчались успехом — государство же у нас прямо социальнее некуда... И пенсию по инвалидности Александр Николаевич получил минимальную.
- Врач сказал: «Скажи спасибо, что жить остался!», - вспоминает Воронов. - А мне этого не хотелось. Было желание закрыть глаза и больше не открывать. Но когда отчаяние отступило, появилась жажда деятельности.
Бывший инженер, ставший инвалидом, начал перекраивать жизнь.
- Я очень люблю свою жену, но не хотел стать обузой для нее и сына. Принял решение переехать к родителям на 2-й Коллективный проезд, - рассказывает он. - В нашей семейной квартире я бы не мог сам себя обслуживать: узкие проемы, ванная, куда на коляске не заедешь... А в старом двухэтажном доме все сделано по уму. Там я самостоятелен.
Отец Александра помог сделать лебедку и пандус для подъема и спуска коляски со второго этажа. Позже появился инвалидный «Запорожец»...
- Когда я самостоятелен, могу ездить на рыбалку, в магазин, выходить на прогулку, принимать ванну. Я не чувствую себя ущербным, - говорит Воронов. - Связь с женой и сыном не прервалась, а только окрепла. В родительской квартире сейчас мы живем с 92-летней мамой. Она активна, на своих ногах. Я - на коляске. Никто никому не в тягость.
Но, перешагнув 67-летие, Воронов в поездках по городу все больше надеется не на собственные руки, приводящие в движение коляску, и не на старенькую машину, а на общественный транспорт. Вернее, ему бы этого хотелось. На деле наша городская среда - явно не для таких, как он.
Равнодушие и безответственность
Мы с Вороновым стоим на остановке «Площадь Ленина» уже полчаса. Час пик давно прошел. Городской транспорт не сильно загружен. И мимо проехали уже шесть троллейбусов. Но все - старой модификации. У них неподъемные для инвалида ступеньки, поручень, разделяющий посадочную площадку. Так что мы даже не пытались в них попасть.
- Не правда ли, странно? - грустно улыбается Воронов. - Работа муниципальной компании прежде всего должна быть комфортной для всех горожан. И основные пассажиры «Владимирпассажиртранса» - люди пожилые. Но как им забраться по крутым ступеням? А коляску вообще нереально туда втащить. Но это руководство компании не смущает...
Воронов не раз писал директору предприятия Михаилу Кулибабе письма. Просил решить ситуацию с доступностью для маломобильного населения городского транспорта — а это троллейбусы и автобусы 24С. В ответ: проблему знаем, приложим усилия, взято на контроль...
И это все. Воз и ныне там.
Экономически чего сложного. МУП постоянно просит у города денег. Его рука к бюджету протянута постоянно. Якобы не хватает средств даже на оплату электричества. А закупка новых троллейбусов и автобусов с пандусами — это вообще дело неподъемное. Так что давайте скажем честно — горожане за свои деньги содержат мало того, что неэффективное, так еще и равнодушное к просьбам горожан предприятие. И по Владимиру XXI века ездит отсталый по всем показателям чермет.
Но вот подъезжает газомотор 7С. Пандус в нем вроде бы должен быть. Я бросаюсь в салон. Воронов в коляске подъезжает к дверям. Кричу внутрь:
- Кондуктор, пандус работает?
Тишина. Водитель закрывает двери.
- Стойте! - кричу вновь. - Где кондуктор?
Рискуя травмировать руку, высовываю ее из автобуса, чтобы двери не закрылись. Из глубины салона выплывает сонная кондукторша. Спрашиваю:
- Пандус работает?
Равнодушное пожатие плечами.
Ручка пандуса заросла грязью, отковырять ее невозможно.
- Я как-то на остановке целый час простоял, ожидая автобуса с пандусом, - вздыхает Воронов. - Безрезультатно. Пришлось добираться своим ходом.
Проезжают газомоторы 5С, 13С, вновь 7С, 20... И все по-новой: поскорее закрыть двери, уехать прочь, равнодушие кондукторов, неработающие пандусы.
Мы на остановке уже 50 минут. Подъезжает новенький 9С.
- Кондуктор, пандус работает?
- А он у нас есть? - удивляется женщина.
Тут ручка пандуса еще не грязная. О, чудо — пандус откидывается. Кондуктор оживилась: оказывается, во как можно! И, конечно, ни она, ни водитель не кинулись мне на помощь разложить пандус. Я сделала все одна. Но зато Александр Николаевич, наконец-то, в автобусе.
- Спроси их, когда будут выходить, - кричит о нас из кабины водитель кондуктору. Может, он думает, что колясочник и я сами ответить не можем? Но главное — у нашей остановки водитель ставит автобус ближе к поребрику. Это облегчает раскладывание пандуса и высадку пассажиров.
Но есть же законы ФЗ № 181 и 259. Приказ Минтранса РФ № 347 от 01.12.2015 года. Они регламентируют действия перевозчиков по созданию комфортных условий для маломобильного населения. Там сказано: видя человека в коляске, на костылях или с тростью, кондуктор и водитель обязаны обеспечить инвалиду беспрепятственную посадку и высадку из общественного транспорта.
Но каждый владимирец знает: наши автобусы и троллейбусы останавливаются в полуметре и более от площадки остановки. Это неудобно даже для здоровых, тем более для инвалидов. Зато так удобнее водителям. Никакие инструктажи и реконструкции улиц здесь не помогут — просто одни люди равнодушны к проблемам других людей.
Равнодушие кондукторов и водителей делает невозможной посадку даже в транспорт с пандусом. Человек зависим от помощи других, от их доброты.
- За 30 лет ситуация изменилась, - признает Воронов. - Другая стала молодежь. Люди среднего возраста часто от меня отворачиваются, а молодые ребята всегда помогают. С коляской я вешу 150 кило. Тяжело тащить меня через поребрик, втолкнуть в автобус — но они пыхтят, затаскивают...
Благие намерения
Начальник отдела транспорта и связи администрации Олег Орехов объясняет: не надо бросаться к пандусу самим и просить прохожих о помощи.
- В новых газомоторах надо нажать красную кнопку на входе и дождаться водителя, который обязан выйти и помочь человеку с посадкой, - утверждает он. - Если вам отказали, следует обратиться в отдел транспорта, назвать номер машины, место и время конфликта. К водителю будут применены меры дисциплинарного характера...
Об этом сказано и в ответе мэрии Воронову о недоступной среде.
Но красная кнопка есть только в совсем новых «Волгабасах». А в основном по улицам Владимира катаются вовсе не они.
Много чего правильного в ответе чиновников. Мол, находясь на остановке, маломобильный человек может позвонить или написать сообщение диспетчеру перевозчика о том, что нуждается в помощи. Диспетчер, дескать, свяжется с экипажем ближайшего автобуса и поможет осуществить посадку.
Вновь звонить, просить, убеждать, умолять, унижаться? Слышать недовольный голос важного человека, оторванного твоим пустяком от важного дела. Зачем такие сложности?
В конце октября мэрия провела конкурс среди перевозчиков на выполнение автобусных маршрутов. Чтобы победить, компания-перевозчик должна была не только предложить самую низкую цену контракта, но и иметь автобусы со специальными средствами для перемещения маломобильного населения, площадки для размещения инвалидного кресла. Победила компания «АДМ». Она намерена закупить до конца года 50 новых автобусов.
- А проверял ли кто, есть ли у «АДМ» транспорт для перемещения маломобильных групп? - спрашиваю я у Орехова.
- Все новые «Волгабасы» оснащены пандусами и кнопками вызова, - говорит он. Допустим. Но число новых газомоторов во Владимире составит в лучшем случае 20 процентов от всего городского общественного транспорта.
За качеством транспортных услуг у нас следит госавтонадзор. В его владимирском подразделении сказали: они регулярно проводят контрольно-надзорные мероприятия по оценке транспортных услуг. Они знают о проблеме с недоступностью общественного транспорта для инвалидов во Владимире. Они постоянно пишут об этом письма перевозчикам. Они выдвигают требования.
Но дальше переписки дело не идет. В федеральном законе нет санкций для нарушителей! Остается пожурить... Впрочем, есть надежда, что скоро ситуация изменится. Перевозчиков начнут штрафовать за отсутствие пандуса или за невыполнение водителем обязанностей по оказанию им помощи.
- Но это значит, что большинство авточермета на дорогах окажется вне закона? - спрашиваю я.
- А это уже не наша проблема, - улыбается сотрудник Автонадзора...
...Мы расстаемся с Вороновым на остановке «Площадь Ленина», с которой и начали путешествие. Уже не полагаясь на общественный транспорт, он сам доедет до рынка «Всполье», купит продукты и вернется домой. Поедет там, где меньше поребриков и других препятствий, созданных людьми для других людей.