Разумеется, церковь XIX века жителям не принадлежит, но можно смело утверждать, что связь между жителями шести окрестных улиц и самой церковью существует. И связь эта не только духовная.
В далеком 1926 году (92 года назад!) на территории храма появилась трансформаторная подстанция. Для Владимира того времени это было событием колоссального масштаба. А уж для местных жителей, которые еще вчера сидели с лучинами, а керосиновые лампы зажигали только по большим праздникам – так и вовсе восьмое чудо света.
Шли годы. Электроэнергия перестала ассоциироваться у людей с чудом. В «нулевые» с разных сторон «зашевелились» разговоры: мол, а не замахнуться ли нам на демонтаж ТП? Начисто убрать не вписывающийся в богообразный вид церкви объект электроинфраструктуры. чтобы, как говорится, Богу – богово.
В 2016 году настоятель храма протоиерей Виктор Егоровский лично написал обращение (имеется в распоряжении редакции) в электросетевую организацию с просьбой о переносе ТП в другое место. Энергетики поддержали инициативу обеими руками. Шутка ли: ТП уже скоро век. Нагрузки на сеть и оборудование такие, что, неровен час, подстанция прикажет долго жить. И тогда придется жителям дорогущих коттеджей вспомнить про керосинки и свечи.
Стали думать, как убрать старый и где построить новый объект. Процесс оказался не быстрым. Но в итоге энергетики добились включения строительства новой КТП в инвестиционную программу 2018 года.
Город на правах аренды передал муниципальную землю АО «ВОЭК» (занимается во Владимире электроснабжением) для строительства новой КТП. Вопросы по подземным коммуникациям со всеми ресурсниками были утрясены. И даже письмо от государственной инспекции по охране культурного наследия, датированное аж 2011 годом, о том, что инспекция не возражает против размещения комплектной трансформаторной подстанции взамен старой ТП №11 (1926 г.), на руках имеется (чуть позже станет понятно, почему это важно). Что называется, строй – не хочу.
И вот пришел май 2018 года. Самое время для строительства объекта. Но не тут-то было. Ни в мае, ни в июне (и далее по списку) объект так и не был установлен. Местный житель гражданин О. решил, что поскольку лично ему надежное и качественное электроснабжение не нужно, то и жители остальных шести улиц (Ломоносова, 9-го Января, Красноармейской, Гражданской, МЮДа, Д. Бедного) перебьются.
Суть претензий гражданина О., в сущности проста. Представьте себе красивый коттедж, со второго этажа которого открывается замечательный вид на церковь. Молиться можно прямо не выходя из дома. А тут какие-то энергетики лишают человека эстетики.
Хотя по слухам, дело вовсе не в склонности гражданина О. по утрам обращаться к Всевышнему, а в обычной человеческой меркантильности. Поговаривают, что гражданин О. хотел сначала взять в аренду эту муниципальную землю, а потом и выкупить ее вовсе. Учитывая цену земли, затея для гражданина О. финансово выглядела крайне интересно и заманчиво.
Но тут совсем не вовремя в дело вмешались энергетики.
Началась полугодовая тяжба между гражданином О. и АО «ВОЭК». Она закончилась только в ноябре в пользу электросетевой компании. Суд согласился с энергетиками по всем пунктам и узаконил строительство объекта. Спустя месяц (срок обжалования решения суда) – 6 декабря – имея все законные основания, АО «ВОЭК» приступило к установке КТП.
На что только не пошел гражданин О., чтобы воспрепятствовать законному строительству КТП. И даже поставил автомобиль сына в непосредственной близости от проведения работ, чтобы затруднить работу тяжелой техники. Все тщетно. Котлован был вырыт. А еще через четыре дня была привезена и установлена КТП.
Казалось бы, все вопросы решены. Осталось произвести перевод нагрузок на новый объект и спокойно жить. Но не тут-то было. Странным образом оживилась госинспекция по охране объектов культурного наследия. Да-да, та самая, которая в 2011 году не возражала, теперь грозится подать на ВОЭК в суд и снести только что установленную подстанцию.
В понедельник, 24 декабря, в АО «ВОЭК» поступило уведомление о вызове на составление протокола об административном правонарушении по признакам нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия. Сложно сказать, какое нарушение обнаружил возглавляющий инспекцию г-н Гранкин в действиях ВОЭК. Но факт остается фактом: решение это на руку лишь одному человеку.
Или все же двум?..