Спектакль «по Фришу» был идеей Ольги Гуниной, волонтера и координатора гастрольных программ. Главное действующее лицо в нем – актер и музыкант Александр Аладышев. Режиссер – известный литовский постановщик Линас Зайкаускас, для которого вместе с художником-постановщиком Маргаритой Мисюковой это уже четвертый по счету опыт сотрудничества с Владимирским театром («Король Лир» и «Пять вечеров» - их спектакли). По итогам состоявшейся премьеры точно могу сказать – снова успешный.
С этим спектаклем наш театр фактически освоил новый формат – показ на не традиционной сцене, а на сторонней площадке. В частности «Я назову себя» теперь будет два раза в месяц идти в баре «Другой» на Большой Московской, где столики фактически примыкают к эстраде, а до актера зрителям - рукой подать. Это особенно сложный формат для любого артиста – за костюмами и гримом прикрыться не получится, поэтому надо выдавать – лишь мимикой и глазами - чистую искреннюю эмоцию, иначе зрителей не «проберет», потому что они эти глаза видят. С Аладышевым «пробирает», хотя в самом начале, минут десять, когда он только начинает «презентовать» своего героя, кажется, что у него нет никаких шансов на сопереживание – мол, что он несет о вере в придуманную жизнь и кому это интересно?… Но нет – сопереживание быстро «проснулось». Я даже умудрилась пропустить этот момент, после которого стартовое недоумение сменилось потребностью уловить каждое слово и каждый жест.
Постановку нельзя назвать классическим моноспектаклем, и, честно говоря, в этом заключается его дополнительная прелесть: в развитии сюжета прямо участвуют зрители, и все это сопровождается живыми, отменными – и уместными по действию - джазовыми композициями. Огромный респект группе Аладышева - «BLACKcoverband»: за «саундтрэк» спектакля отвечают именно они. Очень хороши.
По сюжету, главный герой спектакля однажды решает попробовать жить, изображая себя незрячим. Казалось бы – какой в этом прок? Огромный, потому что людям начинает особенно нравиться быть с человеком, который, как они думают, не видит их худших проявлений. Например, любимая (по статусу – звезда!) совершенно спокойно изменяет слепому мужу – он же не видит! А значит, не изводит ее сценами ревности, разборками в стиле «Где была?», «От кого письмо?», «Что это за цветы?»… Девушке хочется больше любви – и она получает ее без нервных последствий, не теряя и не упуская, как ей кажется, ничего из того, что предлагает жизнь. Здорово? Просто рай земной. Как ни странно, в ситуации «каждый думает, что объегорил другого» до определенного момента хорошо и комфортно обоим. Жизнь ведь может быть очень безоблачной, если иметь способность не цепляться к грешкам и «тараканам в голове» того, кто рядом.
Как говорит герой Аладышева – тоже Александр: «Чего я вижу и не вижу – это вопрос такта». Но одним тактом жив не будешь, если действительно любишь человека. Потому что когда любишь, собственник редко не просыпается. Так что взрыв даже в таких безоблачных отношениях рано или поздно неизбежен. Герой по ходу действия показывает альтернативный вариант: когда он признается жене, что видит все. А та никак не хочет это осознавать, буквально цепляясь за иллюзию того, что он по-прежнему ничего увидеть не может. А муж тем временем, как свихнувшийся на диетах и, наконец, дорвавшийся до гамбургеров сторонник ЗОЖ, начинает догадками пестовать свою прогрессирующую паранойю: от «не вижу ничего» до «вижу даже то, чего не было».
Достоинство спектакля не только в отличной работе Зайкаускаса, Аладышева и всех причастных: он фактически дает возможность каждому зрителю самому решить – стоит ли наше извечное желание «знать все правды» комфорта, спокойствия и, чего уж там, счастья, как нас самих, так и наших близких. По сути, «Я назову себя» - прекрасный образчик развлечения с заложенными в него глубинными смыслами: смотреть его интересно, при этом есть о чем поразмышлять. Всем настоящим театралам рекомендую.
Читайте также: Во Владимирском театре драмы «поселилась» Леди Макбет