На совете власти рассчитывают обсудить с участниками рынка будущую стратегию обращения с отходами на территории региона с учетом интересов всех участников. Хотя директор департамента природопользования и охраны окружающей среды АВО Руслан Баринов признает, что любая схема сбора и утилизации отходов — спорная штука, потому что априори ограничивает «периметр действий». А это значит, всегда будут недовольные. Но компромиссы искать придется всем сторонам, потому что производить мусор мы не перестанем.
Байер говорит, что в плане инвестиций пока у нас в наличии «не очень вкусные предложения», что объективно: «Инвестиции в неразбериху дорого стоят». А вот чтобы неразбериха закончилась, должен быть четкий алгоритм работы с мусором, тогда, дескать, и «вкусные» проекты инвестиций появятся.
Прежнюю схему обращения с отходами эксперты называют хорошей, но «некачественно наполненной», требующей коррекции точек накопления и утилизации мусора, его объемов, логистики. «Нужен логистический баланс, потому что все хотят избавляться от мусора недалеко, дешево и без ущерба экологии», - пояснил Байер. А Баринов сказал, что администрация уже занялась обновлением первичных данных, разослав запросы по всем объектам отрасли и по всем ОМСУ. Легитимные объекты департамент намерен проверить и затем скорректировать схему. Обновленный документ должен, по выражению Байера, «вынырнуть» из Росприроднадзора не позднее 1 декабря.
Отдельная тема — попадет ли в регион московский мусор? Александр Байер говорит, что пока, со старой схемой теоретически это возможно. Однако и Байер, и, что еще важнее, губернатор Владимир Сипягин выступают против московского мусора во Владимирской области. Сипягин категорично распорядился исключить из новой территориальной схемы любые потоки московского мусора. И Байер говорит, что это единственный способ сделать завоз чужих отходов нелегальным, после чего ввозить такой «горе-импорт» можно будет только если появится соответствующее межрегиональное соглашение. Байер не исключает, что бланк такого соглашения уже где-то существует, но говорит, что не уверен, есть ли в стране губернатор, который был бы готов его подписать... При этом эксперт отметил: подходы к межрегиональным перемещениям мусора — это все-таки федеральный уровень решений.
Ранее мы писали: Байер: «Наша задача - сделать отходы из столицы официально нелегальными»
Сомнения в том, будет ли работа региональных операторов рентабельной без московского потока мусора, врио вице-губернатора поспешил развеять: дескать, полмиллиона тонн владимирских отходов — достаточно для ударной работы. Ну а потенциальные инвесторы сами просчитают свою экономику. При этом власти региона выступают за то, чтобы регоператоров было не меньше трех: «Один оператор не дает маневра региону» - и предсказывают, что конкурс будет «жарким». Но! «Выбирать будем опытных инвесторов. Нам не нужны те, кто приходит попробовать».
Тему взаимоотношений с жителями населенных пунктов, которые могут быть недовольны выбором мест размещения мусорных объектов (особенно полигонов), Байер назвал самой сложной. Но заверил, что общественные слушания, обсуждения с людьми будут проводиться обязательно. Даже этот совет в Александрове — открытый. Пояснил, что в России мусорная проблема многие годы не решалась, а теперь нам надо наверстывать упущенное. «Власть сейчас пытается найти национальное поведение в плане обращения с отходами. Когда мы эту идею найдем, я думаю, и жители тему отпустят. Но пока нам нужно договариваться о компромиссах».
Кстати, нелегальные свалки, на ликвидацию которых бюджет ежегодно тратит миллионы, с региональными операторами должны кануть в Лету. Накопленный экологический ущерб в регионах будут ликвидировать в рамках федерального проекта. А вот «новые» свалки у обочин и в лесу станут заботой регоператоров: по нормам, им со старта работы будет даваться 14 дней на то, чтобы разобраться с нелегальным мусором на курируемой территории. Либо выписать предписание тому, кто намусорил, об уборке, либо (если виновный не найден) убрать все самим, а уже затем продолжить поиски.
Читайте также: В Александровском районе нелегально сжигали медицинские отходы