17 января 2019 в 18:43

Байер: «Наша задача - сделать отходы из столицы официально нелегальными»

Фото: Владимир Чучадеев
Врио вице-губернатора Александр Байер, курирующий вопросы ЖКХ, провел прямой эфир у коллег с телеканала «Губения33». «ВВ» тоже участвовали во встрече. Среди многих обсуждавшихся тем сегодня публикуем мнение Байера по самой злободневной теме - мусорной реформе и перспективам нового порядка обращения с ТКО.

Почему в области отложили реформу?

Мусорная реформа во Владимирской области отложена по нескольким причинам. Основная и формальная - 28 декабря 2018 года в адрес губернатора Владимира Сипягина поступило письмо из ООО «Владэкотехпром» (региональный оператор), где было сказано: региональный оператор не в состоянии выполнять свои обязанности. Этому предшествовала отмена Управлением ФАС по Владимирской области в июле, сентябре и декабре конкурсов по выбору мусороперевозчиков, которые объявлял регоператор. В результате договор с единым региональным мусорным оператором, ООО «Владэкотехпромом», был расторгнут.

За несколько дней до этого, 25 декабря, президент Путин подписал корректировки к закона о мусорной реформе в той части, которая касалась переходного периода. При объективной неспособности регоператора исполнять свои функции была дана возможность еще год продолжить реформирование.

Губернатор воспользовался этим правом. Подготовленная в течение двух предыдущих лет реформа отрасли, которая должна изменить подход к утилизации твердых бытовых отходов, а также строительных и промышленных отходов, в области не случилась.

- На мой взгляд, причины две, говорит Байер. - Первая: крайне слабая территориальная схема. Недовольство существующих компаний на этом рынке связано с несоответствием ее реальности. По словам одного из перевозчиков, которые нам еще предстоит проверить, точки мусорообразования расходятся с действительностью. Поэтому территориальную схему необходимо проверять, сверять и реформировать.

Вторая причина: несмотря на то, что территориальная схема разделена на три кластера (западный, центральный и южный), по странному стечению обстоятельств региональный оператор на трех кластерах был выбран один, хотя их могло быть три. В результате возник риск диктата монополиста, ограниченного во многих решениях. Я сторонник того, чтобы не складывать все яйца в одну корзину. Существует три кластера, должно быть три региональных оператора. И тогда реформа в регионе будет обречена на успех.

У нас нет времени для фрустраций. Уже в первом квартале мы должны иметь согласованный план корректировки территориальной схемы. Затем пройдут публичные слушания всех наших начинаний. Они должны быть одобрены населением. А потом - конкурсный отбор региональных операторов по всем кластерам территориальной схемы.

Как будут решать вопросы утилизации мусора?

По существующей схеме, в области предусмотрено содержание 9 мусорных полигонов, создание сортировочных станций и экотехнопарков по переработке ТКО.

Опыт других регионов показывает, что в течение первого года появляются все пункты перегрузки мусора, в течение двух лет — сортировки. Три года нужно для создания экотехнопарков.

- Сейчас по существующей схеме кое-где не хватает сортировок, перегрузок мусора. Перегруженный, но не сортированный мусор возить далеко от мегаполисов неэффективно, - считает Байер.

Что касается экотехнопарков, то за ними будущее. У нас большие надежды связаны с созданием федерального оператора, который должен построить, по предварительным планам, свыше 100 экотехнопарков по стране. Мы будем прикладывать все усилия, чтобы войти в эту программу федерального оператора.

Что касается требований к экотехнопаркам, то необходимо понимать, что их много быть не может. Это очень дорогое удовольствие. Их необходимо серьезно загрузить, направить большой поток мусора. Экотехнопарки с загрузкой менее 100 тысяч тонн мусора в год не строятся. Среднее значение мусорного потока таких сооружений — 200 тысяч тонн. А во Владимирской области общий объем мусора - 500 тысяч тонн. Таким образом у нас может быть два, максимум три экотехнопарка по кластерам, чтобы сократить логистическое плечо доставки. По нынешней территориальной схеме оно в области в среднем - 54 километра. А средняя по России — порядка 80 км. Мусор кататься по области будет, чтобы загрузить экотехнопарки, но возить его будут не по улицам муниципалитетов. Мусор должен быть отсортирован перед перевозкой и спрессован, что снизит стоимость транспортировки. Поэтому будущие региональные операторы обречены на успех.

Когда в регион перестанут возить московский мусор?

- Проблема в том, - сказал Байер, - что в нынешней территориальной схеме региона, которая утверждена на федеральном уровне, присутствует возможность привоза в область московского мусора объемом чуть менее 100 тысяч тонн в год. При коррекции схемы он будет исключен из оборота. Наша задача - сделать весь московский мусор юридически нелегальным. Тогда все виды экологического контроля Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры будут иметь полное юридическое право не допустить московский мусор в регион. В том числе в Александровский район на полигон в Машково.

Сейчас у надзорных органов нет оснований помешать московскому мусору попадать на территорию Владимирской области. На лицензированные мусорные полигоны, свалки, которыми владеют частные лица, мусор можно вести хоть с Кольского полуострова.

Я не в курсе никаких договоренностей губернатора Владимира Сипягина с главой Москвы Сергеем Собяниным о транспортировке мусора из столицы к нам. Их нет.

Будут ли привлекаться частные инвестиции в областную мусорную отрасль?

- Рынок показал, что есть немало желающих вложиться в развитие отрасли переработки и сортировки мусора, - говорит Байер. - Но инвестор - капиталист. Ему нужна возвратность инвестиций. Он не хочет заходить в рисковые проекты. Без введения понятия коммунального платежа, без появления регионального оператора зазывать или ждать инвестора, на мой взгляд - дело гиблое. Но даже если он появится, то риски он будет компенсировать ценой. И мы обречены иметь очень дорогих инвесторов, которые нашему населению не нужны. Поэтому нам необходимо упорядочить саму отрасль. А инвесторы — это дело наживное.

Построить за 300-500 миллионов экотехнопарк и получить пустые ворота из-за незаинтересованности перевозчиков, которым выгоднее свалить мусор под березу, чем везти к ним, мало кто отважится. Поэтому зачастую сами региональные операторы становятся инвесторами. Закон это позволяет. Лучше них никто не знает риски на конкретной территории и морфологию мусора. В городе преобладает упаковка, и это большие затраты для сортировки и переработки, чем предполагает органика, которую «производят» в сельской местности.

Каково будущее Марьинского мусорного полигона?

- Он присутствует на территориальной схеме. По нему есть полярные мнения, и при разработке новой схемы будем с ним заниматься.

Полигоны, которые существуют, должны продолжать работать на первом этапе. Иначе наступит коллапс. Это 2-2,5 года. А дальше они будут консервироваться, за это время должны быть ведены в строй современные полигоны с первичной переработкой, запуститься экотехнопарки. Я думаю, что это правильная стратегия.

КСТАТИ

В числе прочих вопросов Александр Байер прокомментировал информацию о предполагаемом конфликте между ним и генеральным директором «Владимиртеплогаза» Сергеем Пиголкиным, которому Байер якобы предложил написать заявление об увольнении по собственному желанию, аргументируя это тем, что новой команде «Белого дома» нужны новые люди на таких постах.

Байер подтвердил: такой разговор имел место, однако суть его грубо перевернули. На протяжении всего декабря АВО плотно работала с «Владимиртеплогазом» по вопросу закрытия задолженностей. По словам Байера, речь идет о колоссальных долгах по газу и электроэнергии в сотни миллионов рублей. Деятельность теплоснабжающей организации уже трижды рассматривалась на межведомственной комиссии.

- Уже после праздников я разговаривал с генеральным директором и объяснил ему, что, по сути дела, так не пойдет, такая работа нам не нужна. Попросил его написать заявление. Он сказал, что не согласен. Поэтому увольнения никакого не было. Он генеральный директор компании и он достоин работы.

Байер напомнил, что летом прошлого года у «Владимиртеплогаза» сменился акционер. Теперь контрольный пакет имеет АВО. И ответственность, лежащая на «Белом доме», носит уже иной характер. Фактически работу теплоснабжающей организации контролирует областной департамент ЖКХ.

При этом Байер добавил:

- Увидев все то, что написали об этом в прессе, я считаю, что, наверное, я с ним (Пиголкиным) исчерпал отношения после этого. Понимаете? Вот здесь личное появилось. Его не было, но оно появилось. Пока все.

Читайте также: Сбор и утилизация отходов: опыт муниципалитетов Израиля

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
22 минуты назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…
37 минут назад Комитету семей воинов Отечества во Владимирской области исполнилось два года
Первый заместитель губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов 21 ноября встретился с активом регионального отделения Комитета семей воинов Отечества. Во время мероприятия участники озвучили свои вопросы. Все обращен…