В нашей области 2815 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и 1503 ребенка-инвалида. Из них около 2000 воспитываются и обучаются в специальных образовательных учреждениях - школах-интернатах. Они в приоритетном порядке будут оснащаться оборудованием, которое поможет ребятам овладеть технологическими навыками, навыками труда.
Ольга Беляева, директор областного департамента здравоохранения, дала общую картину, рассказав о созданной в регионе многоуровневой системе обучения детей-инвалидов, которая ежегодно дополняется.
Ольга Александровна акцентировала внимание на работе по подготовке педагогических кадров для работы с особенными детьми. В прошлом году 631 педагог общеобразовательных и специализированных школ области прошел подготовку для работы с детьми с ОВЗ и инвалидами.
Прошлый год стал обнадеживающим для родителей, у которых растет ребенок-аутист. В регионе открылись три класса для таких детей.
- Детям созданы индивидуальные условия, маленькая наполняемость класса - по 6 человек, и уже есть результаты. Родители рады, видя успехи ребят. У нас есть случай, когда начал разговаривать 9-летний мальчик, - рассказала она.
Об опыте работы с особенными детьми подробно рассказала директор Ковровской школы №24 Лариса Воробьева. Образовательное учреждение имеет статус инновационной площадки по созданию безбарьерной среды. Здесь обучаются ребята с нарушением зрения, речи, с задержкой психического развития. В общей сложности 38 детей-инвалидов, из них в классах возрастной нормы – 8 человек.
Таких учреждений в регионе пока немного. Но опыт именно этой школы заслуживает и внимания, и изучения. Тут планомерно идут по двум основным направлениям для организации обучения детей-инвалидов.
Во-первых, здесь значительно продвинулись в создании безбарьерной среды: начиная от строительства пандусов и расширения дверных проемов до обустройства подъемников и туалетов. А во-вторых, накопили значительное число разработок для организации учебного процесса с особенными детьми и их адаптации в школьную среду. В этой школе работает педагог-тьютор, сопровождающий особенных детей на всем протяжении обучения, их персональный наставник и помощник. В школах области такие специалисты - в дефиците.
Марина Чекунова обратила внимание на этот факт. На ее взгляд, подготовка квалифицированных кадров для работы с детьми-инвалидами – одна из основных задач на перспективу. И варианты ее решения уже есть у руководства областного департамента образования, директоров школ. Есть и средства в рамках нацпроекта для обучения педагогов лучшим практикам.
А вот со второй проблемой, стоящей на пути особенных детей, мечтающих учиться, справиться будет сложнее. Речь идет о неготовности общества воспринимать детей-инвалидов рядом с обычными сверстниками в образовательных учреждениях.
Присутствующие на заседании общественники и специалисты, работающие в сфере инклюзивного образования, привели примеры успеха особенных детей (об одном из них «ВВ» рассказывали: см. Фонд Светланы Медведевой нашел лауреата в Вязниках). Они уверены, что путь создания безбарьерной среды поможет выявить новые таланты среди особенных ребят.
На заседании также были заслушаны результаты проведения медико-социальной экспертизы по итогам 2018 года и определен план работы на нынешний год. Марина Чекунова предложила дополнить его острыми и злободневными темами.
- Продумывайте предложения для обсуждения, чтобы наши заседания были интересными и эффективными. Помните, что мы работаем по принципу: сказал – сделал, - заметила она.
Читайте также: «Инклюзивное образование начинается с головы педагога»