Странствующий митрополит
В те времена глав Русской православной церкви — митрополитов Киевских - назначал константинопольский патриарх. До падения Константинополя и появления своих русских патриархов было еще очень далеко.
Когда и где родился митрополит Максим, доподлинно неизвестно. Но летописи сообщают, что он был греком, в 1283 году назначен митрополитом Киевским вместо скончавшегося Кирилла.
На Руси было нестабильно. Князья продолжали междоусобные войны, но уже с участием татаро-монголов, которые установили политический контроль над большинством русских земель. При такой обстановке митрополиту как центральной фигуре невозможно было просто сидеть в своей резиденции. Вот владыка и разъезжал по стране. Достаточно вспомнить, что предшественник Максима митрополит Кирилл умер, находясь в Переславле-Залесском.
Реальная политическая и военная сила сместилась с юга на северо-восток. Киев был уже не тот. Хотя, судя по всему, Максим сначала планировал по обычаю базироваться именно там. Сразу после прибытия к новому месту службы митрополит отправился на переговоры в Золотую Орду к хану Туда-Менгу, ведь кроме всего прочего глава русской церкви был порученцем византийского иерарха и императора.
Исторический факт: ханы в целом уважительно относились к православной церкви. Она была освобождена от уплаты дани, в том числе и этим, считают ученые, объясняется расцвет монастырей в то время. Кстати, в столице Орды Сарае действовала православная епархия, охватывающая даже земли кочевников на востоке.
Во град Богородицы
Урегулировав отношения с ханом, митрополит Максим вернулся в Киев. Там он в 1284 году объявил сбор русских епископов, но решение уехать из Киева уже зрело. Есть данные, что сначала владыка направился в Брянск, а уже потом во Владимир. К этому времени ордынский хан назначал великого князя Владимирского как самого главного из князей на Руси. Хотя на верховенство претендовали и Переславль, и Тверь.
По всей видимости, именно политические причины сподвигли Максима на переезд. Историк Соловьев также пришел к этому выводу: «Максим сделал решительный, окончательный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы совершенно отлили с юга на север, и… Киев потерял прежнее значение и благосостояние».
Но летописец думал иначе. Дескать, митрополит больше не желал терпеть в Киеве притеснения со стороны татаро-монголов. Но кто от татарского вмешательства был застрахован во Владимире?
Изменение 300-летней традиции пребывания митрополичьей резиденции можно было оправдать только знамением свыше. И оно случилось!
Митрополиту Максиму, как гласит его житие, уже во Владимире «во время сна явилась Богородица и похвалила его за решение перевести кафедру в Ее град». Как тут не вспомнить о видении Андрея Боголюбского, после которого Владимир и стали называть городом Богородицы.
В знак особого покровительства Дева Мария подарила владыке Максиму омофор (плат, который часто изображается на иконах Божьей Матери - Прим. авт.). Проснувшись, митрополит обнаружил этот омофор в своих руках.
Владимирский князь Андрей Александрович, сын Невского, велел изготовить для омофора золотой ковчег. И тот будто бы хранился в Успенском соборе вплоть до нападения на Владимир татарского отряда Талыча в 1411 году. По преданию, тогда омофор где-то спрятал ключарь собора Патрикей, от которого враги так и не дознались про тайники с реликвиями (киноверсия этих событий показана в фильме Тарковского «Андрей Рублев» - Прим. авт.).
В память о чудесном видении митрополита была написана икона - Богоматерь Максимовская. Она считается чудотворной.
Дела и слова Максима
Итак в 1299-м митрополит Максим переселился «с клиросом и с всем житием своим» во Владимир. Владимирскую епархию он возглавил сам, а местного епископа Симона перевел в Ростов Великий. С той поры до XVIII века Владимирская епархия входила в Митрополичью, затем Патриаршую, а еще позже Синодальную область.
Из важнейших дел митрополита Максима современникам особо запомнилось, что в 1300 году он лично возвел в Новгороде в сан архиепископа очень почитаемого там святителя Феоктиста.
Именно владыка Максим создал нынешнюю систему постов для православных. Кроме Великого поста установил Апостольский (Петров), Успенский и Рождественский посты и утвердил условия соблюдения постных дней по средам и пятницам.
Максим особо призывал паству к церковным, венчанным бракам, которыми, видимо, в эпоху потрясений многие пренебрегали. «Пишу и о том, чтобы вы, чада мои принимали жен от святой Соборной и Апостольской Церкви, жена для спасения человеческого. Если же держите их в блуде, без венчания: что за помощь тебе? Нет, упрашивай и понуждай их, пусть, стары ли или молодые оне, венчаются в церкви», - настаивал митрополит в своем сочинении «Правила о постах и хранении брака».
В 1301 году состоялась еще одна дальняя и знаковая поездка, но уже далеко на юг - митрополит Максим побывал в Константинополе на патриаршем соборе.
Но это все дела религиозные. А было и участие владыки Максима в делах мирских. Митрополит то ли не уловил зарождающегося московского тренда российской государственности, то ли почему-то был не согласен с возвышением Москвы. А жесткую борьбу за ханский ярлык на великое княжение Владимирское тогда вели московский князь Юрий Данилович и тверской князь Михаил Ярославич (позже канонизированный). Митрополит поддержал тверского претендента и сам посадил на великокняжеский престол Михаила Ярославича во Владимире в 1304 году.
В 1305 году митрополит Киевский и Владимирский Максим скончался и был с почестями похоронен в Успенском соборе. Позже он был канонизирован в лике святителей и вошел в Собор владимирских святых.
После смерти Максима владимирский период пребывания митрополичьей кафедры во Владимире продолжался недолго. Следующим митрополитом стал волынский игумен Петр. Новый митрополит пусть не сразу, но поддержал москвичей. Михаил Тверской после победы над московско-татарским войском был вызван в Орду и там убит в 1318 году. А в 1325 году митрополит Петр перевел свою резиденцию в Москву «по просьбе» Ивана Калиты.
…Двадцать шесть лет митрополиты Русской церкви жили во Владимире и отсюда вели правление. Максим своим переездом из Киева завершил то, что начал Андрей Боголюбский в XII веке. Центр русской государственности и православия закрепился на северо-востоке. Прошли века - изменилось все, но знаковое событие более чем 700-летней давности аукается и сегодня: последствия отъезда Киевского митрополита во Владимир стали аргументом в церковных спорах между Москвой, Киевом и константинопольским патриархом по поводу подчинения православной церкви на Украине.