Несмотря на возраст пьесы (больше 160 лет), благодаря своей характерности спектакль смотрится очень свежо. Как вечная притча о любви и нелюбви, о преданности и предательстве, о богатстве и бедности, об искренности и лживости — и о том, чего всем нам стоит каждый день делать между ними выбор, не всегда понимая, какой будет правильным. Но посмотреть на эти метания со стороны явно полезно, ведь в каких-то доводах персонажей можно услышать себя. А еще понять, почему, ожидая от людей одного, в ответ на свои слова или поступки мы получаем совсем другое.
У Астрахана вышла очень яркая, гротескная и веселая постановка. Сказываются режиссерская аккуратность при обращении с классиком, умение чувствовать запрос времени и профессиональное чутье на верный подбор актеров. Сразу скажу: артисты хороши все, но Галина Фатхутдинова и Анатолий Шалухин действительно особенно мощно «зажгли» в образах маменьки Кукушкиной и недалекого подлизы Белогубова. Собственно, большая часть зрительского смеха на показе — заслуга именно этой пары актеров.
Но все-таки «Доходное место» - актерски равнозначный спектакль — без главного героя, потому что главных много, но симпатизировать, если честно, никому из персонажей, кроме собачки (да-да, в актерском ансамбле здесь задействован милейший померанцевый шпиц Джеки), не хочется (как и у Островского, впрочем). Особенно идеалисту Жадову в отличном исполнении Александра Аладышева. И я объясню, почему.
Жадов во владимирском спектакле — изначально этакий дядин баловень, которому позволено троллить и осмеивать родственных подчиненных и пренебрегать службой. Он не жил бедно, поэтому бедности не боится, о практической стороне жизни не думает и легко идет ва-банк в ответ на дядюшкин ультиматум: «Женишься против моей воли — лишу поддержки». Женился, залихватски заявив: сам проживу. Впрочем, надо отдать ему должное: попробовав, почем фунт лиха, парень не сдался. Пахал, «как раб на галерах». И тут-то бы самое время начать его уважать. Но уважать его хочется ровно до того момента, как он заявляет жене: «Ты должна делить со мной горе и радость...». Она, может, и должна, но почему ты даже не пытаешься придумать, как ее порадовать? Ведь за твои принципы она тоже платит. Может, даже больше, потому что не готовилась к такому.
Жена Жадова Полина (Наталья Демидова), молоденькая, как сама признает, дурочка, в браке заточенная в тесной, облезлой избушке с горелыми сковородками и шустрыми тараканами, мужа любит, но мечтает о шляпках, на которые у нее нет денег, и слушает науськивания матери и сестры, внушающих девчушке, что «должен» как раз муж. И вот когда взаимные требования в этой паре чуть не пережевывают их взаимную любовь, становится не по себе от мысли: что — правда, все решают деньги? Или их отсутствие?
Но нет — решает любовь. Так в свое время решил Островский. А спустя 160 с лишним лет с ним согласился Астрахан. Жадов и Полина - оба поняли, что любить — это, значит, прежде всего желать отдавать, поэтому они оба пошли навстречу друг другу. Во всяком случае, я хочу так думать. Конечный вариант — им пришлось довольствоваться тем, что есть, потому что доходное место так и не обломилось - был бы слишком депрессивным.
Но дошел (если дошел) смысл любви только до них двоих. Остальных персонажей спектакля с их неугасимым порывом «брать-брать-брать» остановит, кажется, только контрольный выстрел в голову... Тот самый дядюшка Вышневский (Юрий Круценко) комично домогается молоденькой жены (Анна Лузгина), которая его не любит. Пытается заваливать ее подарками и взывает к усыпанной бриллиантами и нарядами совести. А та морщит носик, шуршит шелками и обнимает собачку, временами сочувствуя племяннику и зля супруга равнодушием. Прихвостень Вышневского Юсов (народный артист России Николай Горохов), долго страдавший от подколок Жадова, привечает бездарного, но подобострастного Белогубова (Анатолий Шалухин) — дескать, тупой, смешной, неловкий, но свой и верный. Дает ему место столоначальника с возможностью брать взятки (и сам берет), после чего Белогубов женится на даме своего сердца — практичной очаровашке Юленьке (Анна Зайцева), сестрице той самой дурочки Полины. А уж Юля, верная заветам ушлой мамаши, быстро ставит супружеские отношения на товарно-денежные рельсы: ласка за подарки. При этом муж только рад жить по такой простой схеме без высоких материй: рядит милую, как куколку, а с чиновничьих попоек приносит ей шоколадки и пирожные. Именно такие браки, увы, нередко устойчивее тех, что «по любви», замечали? Так что в этом спектакле все ох как актуально.
Но все-таки Островский был идеалистом: всю эту камарилью во главе с Вышневским в финале ждет фиаско — в их, практичных, представлениях, пока идеалист со своей прелестной любящей дурочкой гордо уходит «в закат» с репликой: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Как думаете, дождется?
Читайте также: Дмитрий Астрахан: «Не смотрите свысока на «Дом2» - лучше анализируйте»