15 марта 2019 в 15:01

Покровские заложники «Росавтодора»

Фото: Владимир Чучадеев
Старинный владимирский тракт, когда-то давший импульс развитию Покрова, теперь превратился в монстра, убивающего город. Сверхинтенсивный дорожный трафик стал угрозой для покровчан. А когда «Росавтодор» взялся за "повышение безопасности движения", то под угрозой оказалась и экономика города.

Федеральная трасса М-7 разрезает Покров пополам, отделяя "спальный район" от другой части города, в которой находятся и основные предприятия, и детсады, и школы, и другие объекты социальной инфраструктуры. Поэтому пересекать "дорогу смерти" покровчанам приходится по нескольку раз в день. С риском для жизни. Ведь эта автострада, по данным Минтранса, - вторая по загруженности и интенсивности трафика в РФ. По ней за сутки проезжает 70 тысяч автомобилей. 70% трафика - грузовой транспорт. Частые ДТП стали настоящим бедствием для города. А трафик растет год от года. Единственный разумный, "человеко-ориентированный" выход - вынос транзитных потоков за черту города. Об этом говорили уже 20 лет назад. И даже начинали проектировать объезд. Но тогда на это не нашлось денег.

Сегодня, судя по активности дорожного строительства, деньги у федеральных дорожников есть. Возрос и спрос с них государством за обеспечение безопасности на дорогах. Однако из-за отсутствия государственного подхода у Росавтодора даже эта позитивная ситуация обернулась во вред людям.

Вместо того чтобы наконец приступить к строительству объезда, федералы решили практически наглухо изолировать трассу от города. В их планах (частично уже реализованных) - организация безостановочного транспортного потока по центру Покрова. Для чего они собирались убрать все светофоры, заменив их надземными переходами. То, что эти конструкции неудобны для мамочек с колясками, стариков, инвалидов и по факту «запрут» их в спальном районе, лишив доступа к социально-культурной инфраструктуре, дорожников не волнует. Насколько они безопасны, тоже вопрос. Во Владимире такую конструкцию чуть не свалило ветром. Да и в Покрове, похоже, вопросами безопасности надземных переходов не особенно заморачиваются.

Фото Владимира Чучадеева

- Прямо перед моим автосервисом поставили временный надземный переход. Он незастекленный, его заметает так, что пользоваться им нельзя. Зато вчера дети с него, как с горки, катались, - поведал предприниматель Игорь Сенин.

Вынос разворотных колец далеко за границы города заставит экстренные службы наматывать километраж и увеличит время прибытия на место вызова. Но это тоже, похоже, дорожников не беспокоит. Ну и что, что скорая или пожарные не успеют прибыть вовремя? Эти смерти в ведомственную отчетность дорожников не войдут, значит, все нормально. Зато на трассе не будет ни пробок, ни ДТП. То, что интенсивные автомобильные выбросы в центре города нисколько не улучшают его экологию и продолжат отравлять покровчан, также никаких эмоций у руководства трассы М-7, видимо, не вызывает. А весьма странное отношение дорожников к городским предпринимателям и вовсе наводит на мысли, что ориентируются они не только на ведомственную статистику, но и на чей-то личный интерес. Возможно, в этом и кроется причина, по которой вместо лоббирования строительства объезда уполномоченные «Автодора» принялись кошмарить покровских предпринимателей.

Фото Владимира Чучадеева

В 2015 году горожан всколыхнула информация о готовящейся реконструкции отрезка М-7, проходящего через центр Покрова. У всех на глазах был пример Лакинска, где трассу наглухо огородили шумозащитными щитами.

- Из-за особенностей планировки Покрова для нашего города такое – смерти подобно, - убежден Вячеслав Рогов, 20 лет являвшийся мэром Покрова и столько же лет занимавший пост вице-президента Ассоциации малых и средних городов Конгресса муниципальных образований РФ, и входившего в состав делегации от РФ в Конгресс местных и региональных властей Совета Европы. - Общественность стала обращаться в органы власти. Но волну народного недовольства сняли посулами скорого строительства объездной дороги с выводом транзита и обещаниями учесть мнения покровчан при реконструкции дороги в черте города. В том числе обещали не перекрывать дорогу. Люди успокоились. Стали ждать проекта для согласования, того самого, в котором все пожелания жителей учтены.

Не дождались. «Второе пришествие» «Автодора» в Покров произошло неожиданно, что называется, «без объявления войны». В начале зимы 2018 года «Автодор» разослал уведомления владельцам объектов придорожного сервиса о начале дорожных работ. И они начались без всякого обсуждения с горожанами.

Хотя Градостроительный кодекс обязывает согласовывать проекты реконструкции и строительства всех линейных объектов с муниципалитетами, по чьей территории эти объекты проходят. «Росавтодор» этот пункт федерального законодательства решил обойти, переименовав реконструкцию в капремонт.

Александр Тиндиков. Фото Владимира Чучадеева

- По факту же то, что мы видим – именно реконструкция дороги. Идет расширение трассы, новое обустройство полос отвода, изменение подъездов к жилой застройке и объектам придорожного сервиса, создание разворотных петель. То есть меняется конфигурация трассы, - считает депутат Петушинского райсовета Александр Тиндиков.

Странная спешка, потому что, как утверждают местные, с самим ремонтом строители не спешат: в выходные вообще никто не работает, а в будни один экскаватор. При этом перекрыто три километра по одной из полос. В выходные пробки на дороге вообще огромные.

В разосланных «Автодором» уведомлениях предпринимателям было предложено получить ТУ на примыкание объектов к дороге, оплатить проект и работы по обустройству съездов. Были указаны и рекомендованные проектные организации. Расценки бизнесменов ужаснули. Для заправок суммы начинались от 25 млн рублей, для объектов малого бизнеса – от 12 млн рублей. Большинству бизнесменов такие деньги было просто негде взять даже под угрозой перекрытия подъездов к предприятию.

Возмущает людей и явная несправедливость требований дорожников. Ведь они уже потратились на строительство ранее существовавших подъездов. Причем все согласования и разрешительную документацию выдавал тот же «Автодор».

Что же изменилось?

- В 2007 году полосы отвода, а земля эта находилась в госсобственности, перешли в собственность Росавтодора, при этом границы полос отвода были изменены без согласия с городом. Мы отказались согласовывать и утверждать такую схему, по которой не только придорожный бизнес попадал в сложное положение. По схеме межевания 2007 года граница полос отвода проходит практически по фасадам зданий полиции и городского музея. А это исторические памятники, стоящие на областном учете. Да и у всех зданий в исторической части города – та же ситуация. Даже для тротуаров не осталось места на этой схеме. Мы не могли такое утвердить. Но тогдашний глава района согласовал новое межевание без учета мнения жителей и властей Покрова, - пояснил Рогов.

То, что была нарушена процедура оформления права собственности на землю, давало возможность для оспаривания в суде законности новых границ. Но тогда «Росавтодор» не давал поводов. В придорожной зоне ничего не менялось. А сейчас, возможно, упущены сроки для подачи иска.

Впрочем, и в сложившихся обстоятельствах «Росавтодор» обязан компенсировать расходы предприятий придорожного сервиса на строительство новых подъездов и вынужденный простой во время работ, ведь их причиной стала деятельность «Автодора». По закону расходы на компенсации должны быть заложены в смету. В городе бытует подозрение, что о компенсациях, возможно, удалось договориться только предприятиям, являющимся частью международного сетевого бизнеса, и заправкам федеральных сетей. Потому что даже те из них, кому уже перекрыли съезды, шума не поднимают. Хотя, возможно, для большого бизнеса озвученные дорожниками суммы и временная приостановка работы и не являются неподъемными. И все же и в этом «благородном семействе» не так все гладко. Рассказывают о конфликте с дорожниками управляющего одной из заправочных станций.

- Он сначала согласился с теми расценками, что предложили ему «уполномоченные» «Автодором» проектировщики. А потом нашел компанию, не включенную в список рекомендованных, но готовую те же работы выполнить в два-три раза дешевле, и расторг первый контракт. В результате ему перекрыли подъезды к предприятию в наказание за строптивость, - рассказывают горожане.

Такие действия «Росавтодора», а также фокусы с документацией и наводят на мысли, что вовсе не интересами обеспечения безопасности на дорогах руководствуются дорожники.

- На запрос о выдаче ТУ на примыкание получил из «Росавтодора» ответ, что на участках, где расположены наши предприятия, согласно сведениям из Росреестра о виде их разрешенного использования, не предполагается размещение каких-либо объектов дорожного сервиса. Хотя все документы у меня в порядке, а они в ответе указывают кадастровые номера, которые не принадлежат организации, и участки, снятые с государственного учета, - недоумевает юрист ООО "Покровский Мельник" и ООО "Доктор Пилюлькин" Виктор Шаталов. - Наше кафе и соседний автосервис закрывают забором от дороги. При этом на карте «Росавтодора» вместо кафе на проекте указан огород, хотя кафе существует с 2001 года.

- А у меня кафе, построенное в 1995 году, после межевания 2007 года оказалось прямо в полосе отвода, - сетует владелица кафе «У Наташи» Наталья Андреева. - Хорошо, что я межевание провела в 1996 году, а в 2001-м оформила право собственности на землю, иначе, наверное, могли бы просто все снести. Несмотря на то, что есть все разрешительные документы. Оформлено соглашение с дорогой на въезд и выезд. Согласованы техусловия на примыкание к дороге. В акте госприемки участвовали представители «Автодора», их подписи есть на документах.

Хотя, если закроют подъезды, для кафе это будет почти равноценно сносу. А тех сумм, что хотят за новое «разрешение» и съезды дорожники, у бизнесвумен просто нет.

Наталья Андреева. Фото Владимира Чучадеева

- Там, где у меня съезд и выезд к кафе, уровень дороги по проекту поднимается от 40 см до полутора метров, а около заправки до 1,4 метра, при этом не предусматривают новых съездов, мы все должны снова за свой счет делать, - говорит Наталья Дмитриевна.

Владелец ресторанно-гостиничного комплекса «Подворье» тоже испытал шок от аппетитов дорожников.

- Формально это не «Автодор», они только определяют подрядчика, а суммы уже называет этот подрядчик. Если деньги не дали, перекапывают съезды, а если дали, то сразу же появляется проект, уже готовый. И это очень настораживает, как и то, что суммы выполнения работы сильно варьируются, - поделился сомнениями Александр Тиндиков. - С нас вместе с владельцем АЗС «РосТех», что рядом с гостиницей (т.к. нам согласован въезд через АЗС) сначала просили 40 млн, второй раз уже озвучивали сумму в 24 млн. Но для нас и это непосильно. Хозяину АЗС «РосТех» пришлось продать заправку «Татнефти». Они готовы были взять на себя оплату проекта и работ. И сегодня, как слышал, речь идет уже о 13 млн.

Пока же шли все эти переговоры, подъезд к ресторану дорожники перекопали. Хотя производственной надобности в этом не было. Никаких работ около «Подворья» мы не заметили.

Какова же реальная стоимость работ, если расценки на них могут свободно меняться? И почему уполномоченные «Автодором» подрядчики так поступают? Ведь если, как положено по закону, в сметной документации предусмотрены компенсации предпринимателям, то федеральная структура должна рачительно относиться к государственным деньгам. А складывается впечатление, что «Росавтодор» заинтересован в получении определенными фирмами как можно более крупных сумм с бизнесменов любыми средствами. Даже через уничтожение бизнеса «неплатежеспособных». Отчего так?

Придорожным сервисом в Покрове занимается два десятка предприятий. Они дают работу более тысячи жителей города. Это очень серьезные цифры с учетом того, что все трудоспособное городское население около 7 тысяч.

Что им делать, если закроются их предприятия? Уезжать на заработки в Москву, оставляя детей без надзора? А молодежи и вовсе после учебы не возвращаться в родной город, который становится непригодным для нормальной жизни и проблемным с точки зрения трудоустройства? Тем более что дорожные нововведения негативно отразятся и на некоторых крупных предприятиях, работающих на удалении от трассы. Проект «Автодора» в его сегодняшнем варианте отрезает и въезд большегрузов в промзону. Значит, и там вполне прогнозируемо падение доходов из-за ухудшения логистики, и сокращение персонала.

- Почему автодорога не признает те разрешения, которые сама выдала? – негодует Вячеслав Рогов. - Придорожный бизнес дает и работу людям, и зарплаты, это большая составляющая муниципальной экономики, и важная часть социального благополучия города. Эти предприятия создают имидж города, комплекс туристических услуг. В 2000 году мы приняли Стратегию развития города. Попали в тридцатку лучших стратегий РФ. В этом документе два главных направления - развитие туризма и коммунальной инфраструктуры. Там же прописали привлечение предпринимателей в сферу обслуживания туристов. Создали единственный музей шоколада в России, завлекли туристов. И бизнес нам поверил, стал вкладываться в туристический сервис. Это создало "экономическую подушку безопасности" в городе. Это еще и наши спонсоры, помогающие городским объектам культуры. Если в Покрове не станет придорожного сервиса, то бюджет региона может этого и не заметить, а мы перемены к худшему ощутим сразу. То, что сегодня пытается сделать «Росавтодор» в Покрове, закрыв подъезды ко всем объектам туриндустрии, поставит крест на перспективах нашего туристического развития, да и экономику в целом подкосит.

Город, где не будет работы, не будет нормального бюджета и благоустройства, удобной среды обитания, а «главной достопримечательностью» станет огороженная и загазованная автострада, туристам вряд ли будет интересен. Да и вряд ли самим покровчанам захочется оставаться жить в таком городе. Вот и получается, что сегодня Покров оказался в заложниках у «Автодора», и если отношение дорожников к городу не поменяется, то перспективы у него печальные.

Горожане с такими перспективами мириться не желают.

Независимые депутаты райсовета с представителями общественности создали инициативную группу по подготовке обращения к президенту. Сейчас вовсю идет сбор подписей под обращением. За две недели его подписали более 4,5 тысячи горожан – почти половина от списочного числа избирателей. Положительный опыт уже есть - в феврале этого года Общественная палата РФ отреагировала на обращение граждан района по похожей проблеме, связанной с проектированием ВСМ «Москва - Казань», а теперь встала на сторону покровчан, проведя в городе выездную общественную проверку двух комиссий - Комиссии по строительству, ЖКХ и дорогам и Комиссии по безопасности. Комиссия предложила помочь Владимирской области решить на федеральном уровне вопрос со строительством объездной дороги вокруг Покрова, а по вопросу ВСМ обратилась с предложением к Президенту РФ В.В.Путину о пересмотре проекта с учетом пожеланий граждан, предприятий и муниципалитета.

Эффект от вмешательства общественников уже виден. Дорожники пообещали сделать развязку и открыть проезд большегрузов в промзону, а горожан заверили, что светофоры убирать не станут, то есть можно будет перейти с одной стороны центральной улицы на другую, не карабкаясь по надземным переходам. А машинам экстренных служб для этого не придется выезжать за город.

Правда, в 2015 году дорожники уже обещали учесть все эти пожелания. А потом наглядно продемонстрировали, что «обещать» - не значит «делать».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
53 минуты назад В Камешкове постепенно приводят в порядок изношенную дорожную инфраструктуру
В 2024 году по просьбам жителей города Камешково по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ремонтировали дорожную инфраструктуру. Центральным событием стал капремонт путепровода над железной дорогой, соединяющего дв…
сегодня в 14:06 В Вязниковском районе появилась ещё одна современная детская площадка
Современный комбинированный комплекс для детей установили в деревне Октябрьская в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Владимирской области». Стоимость проекта составила 2,86 млн. ру…