27 марта 2019 в 21:04

Как сохранить Владимирское Ополье?

Фото: Владимир Чучадеев
Владимирское Ополье - очаг плодородия в зоне Нечерноземья, обрамленный ценнейшими историческими памятниками. Удивительный дар природы и многовекового человеческого труда. Как его сохранить? Как рационально использовать? Вопросы о судьбе Ополья зазвучали в общественном пространстве после «Открытого письма деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций губернатору Владимирской области, губернатору Ивановской области, Законодательному Собранию Владимирской области, Ивановской областной Думе». Гражданская инициатива навела на размышления...

Беспокойство деятелей

Так о чем же письмо (любой желающий легко найдет его в Интернете), всколыхнувшее социум? Остановимся на реперных точках.

Текст обращения начинается так: «Владимирское Ополье на грани гибели. Причиной тому – бездумные, безответственные решения чиновников всех уровней по нерациональному использованию уникальных северных черноземов».

Очевидно, что письмо навеяно борьбой с дымовскими сельхозпроектами. Сначала Вадим Дымов планировал разместить свинокомплекс в Тарбаеве Суздальского района, но негативная реакция граждан на проект якобы (чтобы ни говорили, но истинную причину знает лишь инвестор. - Прим. авт.) заставила бизнесмена обратить свой взор на соседний регион, и теперь разводить свиней он будет на территории Гаврилово-Посадского района Ивановской области. В Тарбаеве же вскоре может появиться комплекс по разведению крупного рогатого скота. Инвестором сельхозпредприятия станет этот же предприниматель.

Гипотетический (пока есть только намерения) переезд свинокомплекса к ивановцам, судя по всему, также не устраивает общественников: «Владимирское Ополье, расположенное не только на территории Суздальского и Юрьев-Польского районов Владимирской области, но и на территории Гаврилово-Посадского района Ивановской области - это уникальный природный феномен, представляющий, прежде всего, природно-историческую ценность».

Составители отрытого письма считают, что «эти земли можно использовать, главным образом, под пашни либо небольшие фермерские хозяйства». Так в письме представлено желаемое будущее сельского хозяйства в Ополье - никакого «крупняка»! Иначе не сохранить «уникальный ареал ценнейших серых лесных почв, так называемых «северных черноземов», которые наши предки более тысячелетия возделывали и сохраняли».

«Требовательная» часть обращения

Что предлагают общественники? И даже не предлагают, а требуют (именно этот глагол используют активные граждане).

Тут, пожалуй, надо по пунктам... Итак, требуют:

- присвоения землям Владимирского Ополья статуса особо охраняемой природной территории регионального значения;

- направления запроса в прокуратуру Ивановской области о законности строительства компанией Дымова В.Г. свиноводческого комплекса на 2500 свиноматок (60000 голов скота) вблизи поселка Петровский Ивановской области;

- приостановления выдачи разрешений на строительство крупных животноводческих комплексов на территории Владимирского Ополья до рассмотрения вопроса о присвоении Ополью статуса особо охраняемой природной территории регионального значения.

Под обращением указаны имена известных деятелей музейного дела, истории, краеведения, культуры. Сообщается и о том, что инициативу поддержали некоторые представители науки, непосредственно занимающиеся экологией и сельским хозяйством.

Нет смысла спорить о «фактуре» письма. Например, о реальной глубине гумусного слоя в Ополье. Или даже о границах Ополья, которые также трактуются по-разному. Или о том, что нереально быстро заменить крупные (а какие, кстати, считать крупными?) животноводческие хозяйства фермерскими.

Сфокусируемся на первом пункте требований. Пожалуй, именно этот вопрос можно назвать главным - о создании особо охраняемой природной территории (ООПТ) регионального значения, которая «поглотит» все Ополье. Что это значит на практике? Каковы будут последствия? А они будут, не сомневайтесь: за статус придется «расплачиваться». Кому? Да, местным жителям в первую очередь.

Мнения старожилов

Те, кто живет в селах и деревнях Ополья, подписи под отрытым письмом не ставили, но тоже думают о судьбе этих удивительных земель. У них также есть свое мнение.

Уроженец села Ратислово Юрьев-Польского района 82-летний Валерий Борисович Воронин Ополье с детства знает именно как край животноводства.

- В годы моей юности в каждом доме была корова и другой скот, - вспоминает Валерий Борисович. - Так что кроме колхозного по утрам собиралось и большое стадо из подворий. В селе у нас колхоз в 90-е годы развалился. Поля заросли. Недавно в селе закрылась школа. Хорошо хоть работает интернат, дает рабочие места. А так скоро останутся одни дачники... Хочется верить, что сельское хозяйство снова поднимется. Иначе последние, кто может работать из местных жителей, уедут в города. Сегодня у людей в селе почти не осталось скота. А в моей памяти Ополье - это луга, где пасутся коровы, овцы, козы...

Староста села Кидекша Суздальского района Сергей Геннадьевич Копылов по специальности зоотехник. В прошлом работал в крупном животноводстве (начальником комплекса на 2 тысячи голов), а сегодня ведет серьезное подсобное хозяйство.

Сергей Копылов справа.

- Я считаю, что это странно - превращать все Ополье в особо охраняемую природную территорию, - говорит Копылов. - Мы все понимаем, что Ополье - особая зона, которая должна защищаться. Но как людям здесь жить без того же животноводства, где им работать? Может быть, и надо очень крупные свинокомплексы строить. Но животноводческое производство в районах Ополья есть и должно быть.

У нас поблизости уже имеется охраняемая территория - пойма, где Каменка впадает в Нерль. И по Нерли - еще одно заповедное место, за нашей церковью Бориса и Глеба. Траву-то там никто не скашивает. И нашему районному зоотехнику приходится искать людей, кто бы там скосил.

Если сделать все Ополье заповедной зоной, то земли зарастут бурьяном. Это, между прочим, опасно: были случаи, что люди костерок забыли погасить, и полыхнуло все...

ООПТ в Ополье уже есть!

Начальник ГБУ «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области» Ольга Канищева, реагируя на предложение присвоить землям Владимирского Ополья статус особо охраняемой природной территории, первым делом, как и староста Кидекши, напомнила о том, что, оказывается, ООПТ уже немало и в целом по региону, и конкретно в Ополье.

- Сегодня общая площадь охраняемых природных территорий уже занимает 12 % территории Владимирской области, что является очень высоким показателем. Десять ООПТ площадью 4550 гектаров созданы во Владимирском Ополье, - сказала Ольга Канищева. - Можно по-человечески понять тревогу за сохранение живописных уголков Ополья. Но ведь многие из этих наших с вами любимых мест уже входят в состав существующих государственных природных заказников, таких как «Суздальская вода», «Чистая вода», «Ильинский луг», «Ольгина мыза», «Барский лес», «Оболенский лес» и многих других. Проектируется новый заказник «Небыловский» в Юрьев-Польском районе площадью 553 гектара.

Важно, что для придания статуса охраняемой природной территории от инициаторов ее создания требуется определение уникальности, особой ценности объектов природы, которые предлагается взять под охрану.

И еще одним важнейшим условием создания ООПТ является экономическая целесообразность. А ведь мы говорим об Ополье с его ценными для сельского хозяйства землями. Нужно весомое экономическое обоснование, с указанием затрат, в том числе в установленных законом случаях компенсации убытков, которые возникают в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности. А в Ополье эти убытки, прямые и косвенные, будут огромными.

Все-таки, беспокоясь о судьбе родной природы, не стоит выходить за грань экономической разумности и превращать обширные земли Ополья в ООПТ. Сама идея ООПТ в том, что этот статус придается нетронутым, девственным местам. А Владимирское Ополье — это территория многовекового ведения сельского хозяйства. Уверена, что строго исполняя законодательство об охране природы и памятников истории, мы сможем обеспечить разумный баланс между хозяйственной деятельностью и сохранением Владимирского Ополья.

Сельское хозяйство тоже пора спасать!

С авторами письма не согласен председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии Законодательного Собрания Владимирской области Павел Антов. Кстати, по его сведениям, Ополье - это около 400 тыс. га в Суздальском, Юрьев-Польском, Собинском и Александровском районах. И в границах Ополья уже функционируют десять ООПТ.

- Речь идет о территории, где расположены серые лесные почвы, самые плодородные почвы на территории Владимирской области и сельскохозяйственное производство дает максимальную отдачу, - сказал депутат и бизнесмен. - Около 60 % пахотных земель Ополья используются для заготовки кормов. Сегодня многие земли в силу экономических и социальных проблем не обрабатываются, находятся в запустении, зарастают древесно-кустарниковой растительностью. И было бы преступлением отнимать у земледельцев лучшие пашни и пастбища в нашей Нечерноземной зоне. Если мы хотим питаться отечественными, а не импортными продуктами, то должны оказывать поддержку людям, желающим заниматься сельским хозяйством. Необходимо любыми способами стимулировать в Ополье сельскохозяйственное производство. Зачем отбивать желание кормить страну у тех, кто продолжает или пытается начать свое дело на земле?

Естественно, нельзя допускать, чтобы под сельхозпроизводителей маскировались те, кто занимается какой-то иной деятельностью. У нас достаточно возможностей, чтобы обеспечить сохранение природных и исторических ландшафтов, развитие агротуризма одновременно с развитием сельского хозяйства в Ополье. Во многих странах мира идут именно этим путем.

Сегодня у нас надо создавать, скорее, «особо охраняемые территории» отечественного аграрного дела, чтобы его не потерять...

Спасет ли статус?

Председатель областной организации Всероссийского общества защиты природы Галина Есякова отреагировала на инициативу так:

- Я согласна с тем, что нам нужно сохранить черноземы Владимирского Ополья, сберечь его агроландшафт. И предложение о создании ООПТ на территории Суздальского и Юрьев-Польского районов, я как эколог должна бы поддержать, при условии, что эта территория отвечает целям и задачам ООПТ. Но при возможном создании ООПТ на данных территориях будут достаточно серьезные ограничения в их использовании. Надо учитывать тот факт, что в Ополье очень много сел и деревень. Жители привыкли вести подсобное хозяйство. И когда они увидят, сколько ограничений накладывает на них статус ООПТ, мы получим протесты, социальную напряженность и обратный поток требований — за отмену такого статуса.

Из-за опасений о неправильном и вредном использовании земель все чаще активисты предлагают ввести статус ООПТ, а по сути, загнать себя в жесткие условия жизни в таких территориях. Нам все-таки надо думать и о том, как мы будем жить (и экономически развивать регион!) на годы вперед. При условии сохранения природы, конечно.

Люди старшего поколения, которые выросли в деревне, с детства привыкли к тому, что там пахнет навозом и парным молоком. Раньше в каждом из сотен дворов любого села была корова. А если сейчас, например, фермер захочет завести 20 коров, это разве нанесет такой уж ущерб природе Ополья? Наоборот, это станет признаком возрождения деревни, экономического развития.

Вместе с тем к черноземам Ополья должно быть особое отношение. На землях сельскохозяйственного назначения сегодня сложилась напряженная экологическая ситуация, которая требует безотлагательного решения. И оценка экологического состояния земель, и пути их использования - это одна из наиболее актуальных проблем в сельском хозяйстве.

Необходима программа, которая будет содержать комплекс мероприятий щадящего, рационального земледелия, оценки экологического состояния земли и других негативных факторов. У нас есть научно-исследовательские институты, которые занимаются такими вопросами.

Настало время разработать специальную программу по сохранению Владимирского Ополья, по которой все будут знать, какие допустимы режимы землепользования, каковы условия для ведения животноводства. Я, кстати, тоже была против создания крупного свинокомплекса близ Суздаля. А где-то по такой программе можно установить особый режим пользования, прописать создание зон экологического земледелия…

Существуют опасения и в том, что кто-то на землях Ополья попытается вести строительство жилых домов. Но в соответствии с законодательством на землях сельхозназначения это запрещено. Важнейшая задача сельскохозяйственного производства на черноземных почвах - правильное использование их высокого потенциального плодородия, предохранение гумусового слоя от разрушения.

Без простых ответов

Вот такие разные мнения существуют о судьбе Ополья. Трудно сказать, услышат ли и поймут ли друг друга обладатели разных точек зрения.

И все-таки как, спасая земли Ополья, не загубить нормальный образ жизни людей, которые там живут, а не только приезжают погостить? Вопрос остается. И простого ответа нет.

Читайте также: Карта будущего нацпарка в Селивановском районе опубликована для обсуждения

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:02 В аварии на трассе М-7 «Волга» в Вязниковском районе пострадал водитель
Днем в воскресенье, 24 ноября, около часа дня произошла авария на 292 километре трассы М-7 «Волга» в Вязниковском районе. Водитель фургона «Газель Некст» по какой-то причине протаранил грузовик «Газон Некст».
вчера в 17:09 Андрей Лебедев из Гусь-Хрустального разрушает стереотипы о цыганах
Молодой лидер цыганской общины Гусь-Хрустального Андрей Лебедев своим примером и образом жизни своей семьи стремится разрушать негативные стереотипы, которые еще бытуют в наши дни о цыганах. При этом Андрей гордится свои…