Украинский кризис ‑ при всем своем негативе ‑ принес кое-что позитивное: небывалый всплеск патриотических настроений в России. Гордиться своей страной, своим регионом становится хорошим трендом.
К счастью, все кризисы имеют свойство заканчиваться, но, по-моему, тренд на патриотизм мы просто обязаны сохранить даже потом - в отсутствие внешних угроз и больших проблем. Благо богатая история нашей страны, достижения ее граждан дают множество поводов гордиться тем фактом, что мы ‑ россияне.
Я провела небольшой опрос. Просила людей назвать по два-три фактора, которыми мы в РФ можем безоговорочно гордиться. Одно называли все без исключения ‑ достижения СССР и его правопреемницы России в космосе. Мы построили лучшие, самые выносливые и, как показало время, надежные корабли. Мы первые вывели на орбиту космическую станцию. И ‑ да, именно наш человек, Юрий Гагарин, первым в истории человечества полетел в космос. Так что космос - одна из важнейших духовных скреп нашего народа. И, судя по всему, в Общественной палате Владимирской области это отлично понимают, планируя подписать соглашение о сотрудничестве с Центром подготовки космонавтов имени Гагарина в Звездном городке. Туда и отправилась делегация ОП во главе с председателем одной из комиссий Палаты, деканом факультета управления Владимирского филиала РАНХиГС Сергеем Цветковым. Здесь был передан на согласование базовый проект соглашения. Кроме того, владимирцы участвовали в межрегиональном семинаре по обмену опытом в сфере патриотического воспитания молодежи и, конечно, осмотрели все самые значимые части экспозиции Центра - копию станции «Мир» в космоцентре с реально побывавшим в космосе спускаемым аппаратом, тренажеры комплекса «Союз», интерактивные тренажеры, огромную гидролабораторию, большую центрифугу...
Многое удивило. Например, «Мир». Станция гораздо меньше, чем я ее себе представляла. Но все равно потрясает, как люди почти 30 лет назад сумели все это великолепие доставить на орбиту и уже там собрать в единое целое. Причем, это целое прекрасно отработало 15 лет. Или вот, например, многоместные «Союзы»: кто не видел, тот представить себе не может, насколько спускаемые аппараты в них, напичканные всевозможной техникой, тесные и неудобные. А туда надо еще в громоздких скафандрах забраться ‑ в темноте и в невесомости. Сотрудники космоцентра на мой шок («Это как же космонавты по два дня на спуске в таком «затыке» сидят!») рассмеялись: «А вы думали, звание Героя им просто так дают?»
Местные рассказали нам забавную историю о том, как у них в ЦПК тренировался скандально известный бизнесмен Сергей Полонский, пожелавший одно время полететь в космос в качестве коммерческого туриста. Передумал он, посидев в спускаемом отсеке «Союза» - дескать, врачи ему не разрешают отправляться в такие условия, это ногам повредит. Не исключено, конечно, что и правда врачи запретили. Но в ЦПК посмеиваются, предполагая:
- Наверное, струхнул.
Кстати, помимо собственно полета и соответствующего риска для жизни геройствовать космонавтам, на мой взгляд, приходится практически на всех этапах, начиная с процесса подготовки. Про скафандры я уже сказала - они больше безопасные, чем удобные. Как и ложементы - их разрабатывают под телосложение каждого конкретного космонавта, чтобы при сильнейшей тряске он, буквально привязанный к жесткому ложементу, слившийся с ним в одно целое, не получил никаких серьезных травм.
Проверка реакции на перегрузки на центрифуге тоже - то еще испытание. При этом, кажется, даже в мелочах облегчать задачу кандидатам в космонавты долгое время было не принято. Скажем, в зале, где расположены тренажеры «Союза», красуется еще и специальное вращающееся кресло для тренировок вестибулярного аппарата. Именно на этом «экспонате» когда-то тренировались и Алексей Леонов, и Георгий Гречко, и Валерий Корзун... Так вот, почему сиденье у этого кресла - доска доской, я так и не поняла. Как тренировке вестибулярного аппарата могла помешать набивка сиденья поролоном, чтобы хотя бы сидеть человеку было бы удобно? Разве что силу духа так воспитывать: неудобно - а все равно терпи.
Сотрудники космоцентра объяснили нам, почему «Союзы» создавались определенных размеров: оказывается, размер отсеков подогнан под стандартные железнодорожные вагоны. Возили-то их и возят по железной дороге. Только «Буран» на космодром доставлялся по воздуху. А во времена начала космической гонки между СССР и США важно было ничего из своих достижений до поры не показать конкуренту. Обеим сторонам хотелось во всем быть первыми. Так что нестандартные вагоны исключались - их бы быстро заметили. Тактика сработала ‑ во всем, кроме прилунения, СССР стал первым.
...Встречали и сопровождали нас в Центре заместитель начальника ЦПК по кадровой и социальной работе Александр Павловский и заместитель начальника ЦПК по подготовке космонавтов, командир отряда космонавтов Роскосмоса, Герой РФ, сам знаменитый космонавт, проведший в открытом космосе больше 22 часов, Валерий Корзун. Именно он подробно рассказал о работе ЦПК с детьми и молодежью на примере познавательных программ Космоцентра, поездок космонавтов в детские образовательные учреждения, встреч со школьниками в Центре в ходе экскурсий. Видя воочию настоящих космонавтов, дети понимают, что живут в великой стране и что невозможного - нет.
- Космонавты ‑ пример профессионализма, отваги, мужества, силы духа и верности долгу, - заметил в свою очередь Сергей Цветков. Он подробно рассказал, что филиал Академии активно сотрудничает с ЦПК в сфере молодежной политики. Благо во Владимирском филиале учились и продолжают учиться в общей сложности 14 космонавтов.
...Космосом я бредила с детства и попасть в ЦПК мечтала всегда. Мечта благодаря региональной Общественной палате сбылась. Впечатления ‑ замечательные. Всем советую побывать в Звездном. Я теперь фанат ЦПК и «болею» за него. Так что государство, по-моему, просто обязано финансировать Центр подготовки космонавтов лучше, чем делало это до сих пор. Нет ‑ в ЦПК нам никто ни на что не жаловался. Но есть вещи, которые было трудно не заметить. Вроде помещений, где не было ремонта со дня основания Центра. Если уж страна находит средства на новые современные здания для разных ведомств, то сделать настоящий hi-tech в ЦПК - тем более необходимо. Это объект, постоянно принимающий действительно великих людей. И внимание к ЦПК точно принесет больше пользы, чем любая пропаганда по ТВ. Ведь ЦПК - отличное, ни с чем не сравнимое место для ненавязчивого, но беспредельно убедительного прививания патриотических настроений. Причем не только детям. Потому что там есть главное ‑ там работают потрясающие люди, которые действительно любят то, что делают.
Вы бы слышали, с каким благоговением, скажем, директор музея ЦПК Наталья Таланова рассказывает о героях-космонавтах. Причем ей не надо конспектов - она знает этих людей и все их биографии помнит наизусть!
Люди в ЦПК - они все такие.