Единодушие фракций
Как пояснил зампред ЗС Вячеслав Картухин, сделано это по многочисленным просьбам владимирцев, родившихся в предвоенные годы. Именно с ними, активистами ветеранских организаций со всей области, идеологи законопроекта сейчас как раз обсуждают рамочный документ.
Всего в регионе около 101 тысячи человек подпадают под категорию «Дети войны», но 90% из них получают поддержку по закону «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий» и т.п.
Алексей Конышев, первый заместитель секретаря регионального отделения «ЕР», говорит, что цель — прежде всего оказать поддержку людям, которые вообще никаких льгот не получают.
- Мы прекрасно понимаем, что в основном воевали взрослые. Но во многих случаях дети тоже помогали им - и на фронте, и в тылу. Вставали к станкам, работали в поле, - сказал Владимир Киселёв, председатель Законодательного Cобрания Владимирской области. - Детям тогда было намного тяжелее, чем взрослым. Поэтому мы долгое время пытались принять этот закон, впервые начав его разрабатывать в 2012 году совместно с общественной организацией «Дети войны». Масса причин помешала принять этот закон, то финансирования нет, то кризис. Сейчас депутаты практически всех фракций выступают «за» этот закон.
Единороссы рассчитывают вынести законопроект на сессию ЗС уже в июле, а сейчас выражают надежду, что остальные четыре фракции в областном парламенте их поддержат. Собственно, как сказал спикер, КПРФ, «Справедливая Россия» и КПСС тоже выступают «за» принятие такого закона и сами обращались по этому поводу к председателю Законодательного Cобрания Владимиру Киселёву. Так что по оптимистичному прогнозу закон вступит в силу с 1 января 2020 года.
Картухин пояснил, почему важно принять его как можно скорее, пусть даже в первоначальной редакции нет речи о гарантированных выплатах или льготах:
- Главное — определить статус, кто же такие «Дети войны». В регионах разные подходы к этому вопросу. Часто берут период рождения от 01.01 2028 года по 3 сентября 1945 года. В нашем законопроекте предложено считать «Детьми войны» тех, кому на 3 сентября 1945 года еще не исполнилось 18 лет. Определив статус, уже можно работать над законом дальше, вносить в него поправки. Разумеется, необходимо предусмотреть меры социальной поддержки «Детей войны».
Сложно, но можно
Идеологи законопроекта признают все сложности процесса — «Владимирская область дотационный регион», «ее возможности не так велики», но «кое-что сделать можно». Например, дать «Детям войны» первоочередное право пользоваться услугами государственных больниц, государственных учреждений культуры, а также право на приоритетное рассмотрение их обращений в учреждениях социального обслуживания. По мнению Картухина, в этой части даже деньги не понадобятся — достаточно адекватной организационной работы департаментов здравоохранения и социальной защиты АВО.
Что касается конкретных финансовых льгот, то здесь единороссы не спешат с гарантиями по объективной причине — чтобы такие льготы пообещать, деньги на них еще нужно предусмотреть в бюджете. Заранее. Поэтому, дескать, пока не просчитали, не хотим наобещать несбыточного. Как заметил Роман Кавинов, еще один зампред ЗС, «хочется всем всё дать, но нужно сначала понять источники финансирования». Поэтому пока в законе «очень сдержанные формулировки».
Однако в формате идеи на перспективу разработчики уже сейчас надеются внедрить в итоге единовременную выплату «Детям войны» ко Дню Победы (по указу губернатора) и 25%-ную скидку на оплату услуг ЖКХ. Коммуналку — как раз для тех 10 тысяч человек, у кого пока нет никаких льгот.
Потенциальные затраты бюджета на единовременную выплату и компенсацию коммунальной скидки пока не просчитывались. Хотя порядок цифр в принципе понятен. Если, например, назначить выплату в размере 5 тысяч рублей на человека, то только на 10 тысяч человек расход составит 50 млн рублей. Впрочем, в регионах размер этих выплат «раз в год» очень разнится. Например, Орловская область и Бурятия платят всего по 500 рублей, республика Саха (Якутия) и Самарская область — по тысяче, Мордовия – 1,5 тысячи, Иркутская область — 2 тысячи. И только Ставропольский край выплачивает по 5 тысяч рублей.
Что касается льготы на услуги ЖКХ - если взять за минимальный платеж сумму в 3 тысячи рублей, то 25%-ная скидка с этой суммы для 10 тысяч владимирцев бюджету региона будет обходиться в 90 млн рублей в год. На реплику о таких примерных расходах Картухин сказал «ВВ», что некоторые регионы тратят и куда большие суммы на «Детей войны».
- Проработаем. На мой взгляд, это реалистичные затраты. Просто нужно понять, из каких статей их брать. Если всё реально, то будем настаивать на этих льготах, - заявил Вячеслав Юрьевич.
Читайте также: «Дети войны» во Владимирской области получат прибавку к пенсии?
Рекомендовано «поскрести по сусекам»
Единороссы обменялись номерами телефонов с активистами ветеранских организаций, попросив их в течение недели передать им свои предложения по улучшению законопроекта о «Детях войны», пока сами законодатели занимаются «шлифовкой формулировок».
Некоторые люди уже сейчас просто благодарят разработчиков: «Спасибо, что повернулись к нам лицом». Другие демонстрируют апофеоз альтруизма: одна из приехавших на встречу с депутатами женщин попросила поддержать в законе не всех подряд («Мне не надо, мне за 80, и пенсия хорошая»), а тех «Детей войны», у кого пенсии маленькие.
Общественник из Мурома Владимир Бобрыка попросил нардепов помочь ветеранскому госпиталю в Пенкино в Камешковском районе, где очередь — по 300-400 человек в каждое отделение. Дескать, госпиталь — единственное учреждение, принимающее очень пожилых пациентов, но это не уберегает его от сокращения финансирования, «проверок и придирок». Бобрыка сказал, что новый главврач госпиталя изо всех сил старается спасти учреждение и бьется за то, чтобы открыть там корпус для пациентов «от 80 и старше».
Председатель владимирского городского совета пенсионеров и инвалидов Василий Никитенко свои предложения к законопроекту вслух читать не стал — передал письмом. Но дал наказ не находить причин для непринятия закона. Сказал, что «Дети войны» не на Луне живут и понимают все сложности: что область дотационная, что промышленность «лежит на боку» («Вон сколько заводов за последние годы закрылось!»):
- Но даже это не даёт оснований не помогать этим людям! Поскребите по сусекам, изыщите возможности для льгот. Не надо формулировок «может быть установлена льгота». В законе «может быть» быть не должно. Да, это затратно. Но самому молодому ребенку войны сейчас 74 года. Не примете закон — они могут уйти из жизни, так и не дождавшись никаких льгот, лишь с гордым удостоверением «Дитя войны»...
Цифры и факты
101 352 жителя Владимирской области подпадают под категорию «Дети войны». Из них 91 119 получают федеральные и областные меры социальной поддержки: ветераны, инвалиды, репрессированные, чернобыльцы, лица, имеющие длительный стаж работы. В самой незащищенной группе без каких либо мер поддержки оказались 10 233 человека.
Читайте также: Дети войны: истории и судьбы