- Александр Михайлович, что сейчас происходит в вашем ведомстве?
- Что сейчас происходит: очень бурный, очень динамичный этап развития Госавтоинспекции, которому способствовали, прежде всего, указы президента о национальных проектах. В национальном проекте «Качественные и безопасные автодороги» есть блок «Безопасность дорожного движения». Перед Госавтоинспекцией стоит сложная, многоступенчатая задача по уменьшению как смертности на дорогах, так и общей аварийности. Конечно же, не только перед ГИБДД стоит эта задача, ведь безопасность на дороге не замыкается только на нашей работе: в общей сложности задействовано 15 федеральных структур, ведомств и министерств. Помимо ГИБДД это и МЧС, и медицина, и Росстандарт, и дорожное строительство и т.п. Я работаю в ГИБДД почти 35 лет, и скажу честно: с каждым годом уровень внимания к обеспечению условий для безопасности дорожного движения растет.
- Какие задачи ставит национальный проект?
- К 2024 году необходимо снизить смертность в ДТП в три с половиной раза, а к 2030 году мы должны находиться в фазе «стремление к нулевой аварийности». На реализацию этих планов выделены серьезные средства. Есть областной проект, он уже прошел согласование в Минтрансе, в котором указано поэтапное решение задач, поставленных национальным проектом. Одной из функций ГИБДД в этой работе является контроль соответствия расходования денежных средств местам реконструкции автомобильных дорог. Другими словами, те участки дорог, которые будут реконструироваться в этом году на территории всей Владимирской области — это результат нашей совместной работы с коллегами из департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации региона. Были наши предложения по первоочередным задачам, были предложения областных коллег, а в результате совместной работы мы пришли к созданию готового проекта. Также в этом блоке принимают участие областные структуры образования и здравоохранения: будет закупаться новое оборудование для медицинского освидетельствования, будет усилена работа по пропаганде и профилактике безопасности дорожного движения в детских дошкольных и школьных учреждениях. Эта работа проводилась и раньше, но одно дело — работа на энтузиазме, и совсем другое дело — когда на это выделяются приличные финансовые средства, как из федерального, так и из регионального бюджетов. Кроме того, федеральным центром поставлены жесткие требования по отчетной документации при расходовании денежных средств. Каждый рубль будет под контролем.
- Расскажите о первоочередных задачах?
- В первую очередь — ликвидация очагов аварийности. На сегодняшний день у нас четко прописаны меры, которые будут приняты к каждому участку дорожной сети с зафиксированной аварийностью. У такой-то школы мы ставим лежачие полицейские и светофор с кнопкой вызова, у такой-то школы строим островок безопасности. Для каждого очага аварийности — своя программа по его ликвидации. И это не отдельные меры, вроде нанесения новой разметки, это комплексные решения для каждого рассматриваемого случая. В этой работе с департаментом транспорта и дорожного хозяйства мы изучали передовой опыт в обеспечении безопасности дорожного движения как российских регионов, так и других государств. И мы уверены, что принимаемые меры позволят качественно улучшить ситуацию на дорогах нашей области.
Следующий блок — автоматическая фото- и видео- фиксация. Вы наверное сами видели, что наши граждане, бывает, критически относятся к комплексам фиксации нарушений, считают, что это делается только с целью зарабатывания денег. Дело в том, что когда только вводили автоматизированные комплексы, то это было отдано на «откуп» субъектам Российской Федерации, не было какой-то единой чёткой системы. Где-то, как у нас в регионе, вся система фиксации нарушений построена за счет областного бюджета. У нас коммерческие структуры не работали и не работают. В других субъектах не было денег в бюджете, поэтому они пригласили коммерсантов — инвесторов, которые вложили свои деньги, а когда стали поступать штрафы — большую часть этих штрафов они брали себе. Поэтому если у ГИБДД стоит главная задача — ликвидировать очаги аварийности, то у коммерческих структур, разумеется — получить максимальную прибыль. Оттуда и все эти перегибы в работе, оттуда и недовольство водителей. На сегодняшний день у нас в регионе 29 стационарных камер и 21 переносная. Сейчас еще 38 камер установлено на федеральной трассе М7 в границах Владимирской области, их установили федеральные дорожники. Сейчас идёт передача этих камер на баланс администрации Владимирской области. Уже проведены тестовые испытания, и в принципе, как только документы будут в порядке, все камеры заработают. Плюс ко всему сейчас область закупает ещё 10 мобильных комплексов фиксации: это уже будут многоцелевые комплексы, которые будут фиксировать не только превышение скорости, но и проезд на красный сигнал светофора, заезд за стоп-линию, а также непропуск пешеходов.
- Как вы относитесь к инициативе отдельных депутатов Госдумы о запрете мобильных комплексов фиксации нарушений ПДД?
- Практика показывает, что установка стационарного комплекса ликвидирует очаг аварийности на участке автодороги (что уже хорошо), но со временем эффективность данного комплекса снижается. У многих водителей имеются различные гаджеты вроде навигаторов, либо приложения в смартфонах, которые позволяют предупреждать о камере на дороге. В случае с мобильным комплексом этого не происходит. Но, чтобы вы понимали, расстановка мобильных комплексов не происходит хаотично, а идет в соответствии со строгой схемой. Ежемесячно мы пересматриваем эту схему, вносим корректировки, устанавливаем мобильные комплексы на местах с повышенной аварийностью. Эффект от передвижных комплексов более ощутим с точки зрения безопасности дорожного движения. К слову, наш регламент позволяет устанавливать приборы автоматической фиксации с использованием «искусственных сооружений», но чтобы не раздражать население, мы так не делаем. Хотя если говорить честно, водителей вообще не должно интересовать, стоит камера или не стоит. Задача водителей — соблюдать разрешенную скорость движения и не нарушать ПДД. Кроме того, мы используем в нашей работе и муляжи радаров. Муляжи внешне похожи на камеры фото видео фиксации, внутри у них установлена микросхема, которая передаёт сигнал, схожий с радаром, чтобы водители с «антирадарами» воспринимали их как настоящие комплексы. И это тоже повышает безопасность движения.
- Какие изменения планируются в работе ГИБДД?
- Первое серьезное нововведение — Госавтоинспекции возвращают полномочия по техническому осмотру автобусов. Федеральный закон уже подписан, мы сейчас ждём постановления правительства, которое будет регламентировать порядок нашего участия. Полномочия по техосмотру в своё время у нас были изъяты, но правительство решило вернуться к старому. Практика показывает, что зачастую выходят работать на линию и старые автобусы, и переделанные, и переконструированные, бывает и резина лысая, огнетушителей даже нет. Теперь перед нами будет поставлена задача исправить эту ситуацию. В настоящий момент мы занимаемся необходимыми оргштатными мероприятиями. Основная нагрузка ляжет на Владимир, Александров, Гусь-Хрустальный и Ковров, где наибольшее количество общественного транспорта.
Следующее нововведение — в рамках национального проекта выделены солидные денежные средства на модернизацию самой службы Госавтоинспекции. Например, уже в этом году мы ждем нескольких десятков патрульных автомобилей, которые будут полностью укомплектованы современным оборудованием: новыми радиостанциями, приборами измерения светопропускаемости стёкол, анализаторами алкоголя и наркотиков. Также будут переданы различные технические приборы: как для измерения дорожной составляющей, так и для проведения техосмотров автобусов. Например, к нам поступят приборы, определяющие уровень освещенности улицы или участка дороги в любое время суток.
- На какие нарушения ГИБДД обращает особое внимание?
- Первый актуальный момент — нарушения, связанные с вождением автомобилей в нетрезвом виде. Предпринимаемые меры позволили за шесть месяцев 2019 года снизить количество ДТП с участием пьяных водителей на 40 процентов по сравнению с прошлым годом. Мы очень активно работаем по предупреждению, уделяем внимание отдаленным районам области. Каждую неделю несколько экипажей областной роты обязательно выезжают в районы со сложной оперативной обстановкой, помогают нашим местным коллегам.
Вторая проблема, которой мы уделяем особое внимание — детский травматизм и детская смертность на дорогах. Я в шоке, когда родители покупают своим 10, 11, 12-летним детям мотоциклы, скутеры, мопеды. Мне интересно: о чём они думают вообще? С наступлением летнего периода у нас нет ни одной недели, чтобы ГИБДД не выезжали на аварию с подростками на мотоциклах. Начинаем разбираться, оказывается, родители купили. Недавний случай в Камешковском районе: учащимся восьмого класса родители купили мотоциклы. Дети решили покататься, всем ведь надо показать свою браваду, проехать как-то ближе друг к другу. В итоге не проехали, два мотоцикла столкнулись. Трое детей в больнице, но слава Богу, что живы. Мотоциклы не зарегистрированы, номеров нет, прав ни у кого нет.
- В таких ситуациях предусмотрена ответственность родителей?
- Безусловно. По каждому подобному ДТП обязательно проводится проверка. Во-первых, подключаем ПДН (отдел полиции по делам несовершеннолетних — Прим. ред.), штрафуем родителей за нахождение детей на улице в ночное время. В обязательном порядке участковый подключается, узнаёт, чей это мотоцикл, почему без номеров? Ведь родитель, который покупает мотоцикл ребенку и умышленно передаёт ему право управления, зная, что у ребенка нет водительского удостоверения, подпадает под ответственность по статье «Передача управления ТС лицу, не имеющему права управления», там штраф 30 тысяч рублей. Ну и в обязательном порядке мы информируем школу, либо образовательное учреждение. Наша задача не только выписать штрафы, а попытаться убедить в недопустимости таких действий. Насколько это получается сделать — не берусь судить. Из положительных примеров: в последние годы снизилось количество водителей, пренебрегающих правилами безопасности при перевозке детей. Рейдовые мероприятия, когда сразу несколько экипажей ГИБДД устраивают сплошные проверки автомобильного потока неподалеку от образовательных учреждений, приносят свои результаты: в большинстве случаев водители во Владимирской области перевозят детей в удерживающих устройствах. Хочется надеется, что этому способствуют не штрафы, а понимание рисков беспечного поведения самими родителями.
- Александр Михайлович, что бы Вы хотели сказать сотрудникам ГИБДД в профессиональный праздник?
- В первую очередь, хотелось бы обратиться к нашим ветеранам. Мы обязательно каждый год собираемся вместе, им очень интересно принимать участие в нашей работе, узнавать о каких-то нововведениях, что происходит в службе. Ветеранам — только здоровья. Ну и чтобы они нас не забывали, чтобы работала система наставничества. Часто к нам приходят новые сотрудники именно по рекомендации ветеранов: их родственники, соседи, знакомые. Нашим действующим сотрудникам я хочу пожелать в первую очередь терпения, потому что сегодня им приходится решать очень много сложных задач, а спрос с сотрудников — очень жесткий. Желаю им понимания, ради чего мы служим: ради безопасности людей, ради сохранения их жизней. Напряжение, недосыпание, возможные конфликтные ситуации делают эту работу очень непростой. Но в наш день, День ГАИ, хочется пожелать хранителям порядка на дорогах терпения, понимания и крепкого здоровья! Пусть непогода вам будет нипочем, и пусть во всем сопутствует удача! Желаю вам использовать по максимуму все возможности, которые у нас сегодня есть. Коллеги, желаю вам успехов, чтобы ваши семьи, ваши родные и близкие помогали по службе. Вместе мы выполним все задачи, которые нам ставит государство.
Редакция «ВВ» присоединяется к поздравлениям и желает сотрудникам ГИБДД удачи во всех начинаниях и повышения по службе!