Как рассказала директор департамента цен и тарифов администрации Владимирской области Мария Новосёлова, решение о новых тарифах было принято 4 июля на заседании правления департамента, а сами эти тарифы являются «предельными». На рассмотрение департамента перевозчиками были заявлены как экономически обоснованные тарифы в размере 33,72 рубля за поездку в автобусе и 27,48 рубля – в троллейбусе.
Установленные тарифы прошли оценку их доступности для населения. При этом в департаменте цен и тарифов исходили из средней заработной платы, количества поездок в городском транспорте (согласно стандарту Минтранса по социальному обслуживанию населения, оно ограничивается 60 поездками в месяц при расчете тарифов) и минимальной доли расходов населения на транспортные услуги. Во Владимирской области она составляет 4 процента от средней заработной платы, хотя, по методике Минтранса, она может доходить до 7 процентов.
Главной причиной нынешнего роста тарифов Мария Новосёлова назвала снижение пассажирооборота на 16,5 процентов на автобусных маршрутах и на 10,6 процентов – на троллейбусных по сравнению с прошлым годом. Хотя среднее число пассажиров на одном рейсе немного увеличилось (с 43,1 до 43,3 человек), число рейсов уменьшается: в прошлом году их было 1 млн 104 тысячи, а в этом году запланировано немногим более 917 тысяч. Уменьшается и количество автобусов, выходящих на линию: с 225 в 2017 году до 194 в этом году. Снижение пассажирооборота стало трендом за последние несколько лет. По сути, это означает, что граждане все меньше пользуются общественным транспортом.
Если в прошлом году стоимость дизельного топлива при расчете тарифа учитывалась в размере 36,89 рубля, то сейчас – 46,07 рубля за литр. Примерно на 25 процентов выросла и цена на газомоторное топливо (с 11,66 рубля до 14,54 рубля). Незначительное влияние на рост тарифов оказал рост НДС и внедрение с 1 июля этого года автоматизированной оплаты проезда на территории г. Владимира в рамках исполнения федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники» (расходы на закупку валидаторов и оплату услуг провайдеров).
По словам Новосёловой, тарифы на общественный транспорт могли бы достигнуть и 29 рублей, если бы во Владимире не было автобусов, работающих на газомоторном топливе. Но сейчас 54 процента пробега городских автобусов приходится на газомоторный транспорт.
«Конечно, – согласилась Мария Новосёлова, – увеличение тарифов не способствует росту пассажирооборота, но необходимо поддерживать ряд социальных маршрутов. От того, насколько муниципалитеты грамотно выстроят свою транспортную работу, зависит и экономическая доступность тарифов».
Вместе с тем, отметила директор департамента, во Владимире рынок пассажирских перевозок пока остается регулируемым, хотя федеральное законодательство предусматривает возможность сделать его свободным. В Коврове, например, цена проезда в общественном транспорте уже устанавливается самими перевозчиками, регулируются тарифы только на незначительную часть маршрутов, которые подлежат субсидированию. В Юрьев-Польском также уже перешли на свободное ценообразование на рынке пассажирских перевозок. Там билет на проезд в автобусе стоит 25 рублей.
Для сравнения: в Иванове стоимость проезда в автобусе с апреля этого года по регулируемому тарифу составляет 21 рубль, а в Костроме – 20 рублей.
Ранее Марина Новосёлова рассказала нашей редакции о введении в регионе единого норматива потребления коммунальных услуг.
Читайте также: Вокзалы Владимирской области не приспособлены для инвалидов