Напомним, что Законодательное Собрание 27 июня приняло данный законопроект сразу в двух чтениях. Он обязывает главу региона согласовывать через областных законотворцев распределение субсидий муниципалитетам. Оно было инициировано фракцией «Единой России». Владимир Сипягин данный закон отклонил.
Однако 16 июля в ходе заседания комитета по бюджетной и налоговой политике ЗакСобрания при повторном рассмотрении изменений в региональный закон «О межбюджетных отношениях» депутаты решили рекомендовать Законодательному Собранию преодолеть вето губернатора на ранее принятый ими закон о межбюджетных отношениях во Владимирской области.
Официальный представитель администрации области в Законодательном Собрании, врио вице-губернатора Аркадий Боцан-Харченко предостерёг депутатов от поспешности в принятии спорного законопроекта, аргументируя это риском «пробуксовки» региона в реализации национальных проектов Президента, но не был услышан большинством.
В распространенном сегодня официальном заявлении пресс-службы АВО подчеркивается, что закон нуждается в серьёзной доработке. Этот факт признают сами депутаты Законодательного Собрания. Недостаток принятого ЗС и неподписанного губернатором закона состоит в том, что в нём не прописаны правила распределения субсидий городам и районам области: как будто государственный бюджет – это мешок денег, из которого депутаты хотят раздавать муниципалитетам средства по своему желанию!
Между тем, распространённое в депутатском корпусе мнение о том, что областная администрация сейчас распределяет субсидии по своему усмотрению, является глубоким заблуждением. Субсидии во Владимирской области распределяются исходя не из симпатий к тому или иному муниципалитету, а в соответствии с правилами, закреплёнными нормативным актом. Сейчас таковым является постановление администрации области, основанное на критериях, установленных федеральным центром.
Однако в законе, принятом Законодательным Собранием и не подписанном губернатором, не прописаны ни правила, ни критерии распределения бюджетных средств. Закон, лишённый таких правил и критериев, открывает широчайшее поле для закулисных и подковёрных договорённостей, для «перетягивания одеяла» теми, кто сможет громче заявить о себе, для возникновения лоббизма и в итоге – коррупции.
Наконец, и это главное, с таким законом жители области будут лишены возможности понимать, по какому принципу распределяются бюджетные деньги, поступающие в регион в рамках реализации национальных проектов.
Возвращая закон об изменениях в областной закон «О межбюджетных отношениях» в Законодательное Собрание без подписи, губернатор в письме на имя Владимира Киселёва указал на этот явный пробел и предложил создать согласительную комиссию по доработке этого закона. Кроме того, Владимир Сипягин предложил готовые формулировки, которые было бы разумным согласовать «на берегу».
По результатам работы комиссии согласованный вариант может быть принят сразу в двух чтениях на одном из ближайших заседаний Законодательного Собрания и в кратчайшие сроки подписан губернатором, что позволит без проблем вписаться в бюджетный процесс.
Бюджет – не самая подходящая тема для политического противостояния. В этой сфере вопросы должны решаться путём конструктивной взаимной работы, обмена мнениями (как это было в предшествующие годы).
Принятие этого закона в июне до получения заключения губернатора и намерение преодолеть вето в июле без учёта предложений главы региона нарушает сложившийся режим конструктивного взаимодействия. В результате закладывается «фундамент» проблемы, от которой могут пострадать простые люди.
Прозвучавшие со стороны некоторых депутатов предложения принять закон в отклонённой губернатором редакции, а затем вносить изменения в уже вступивший в силу закон, является крайне неудачной идеей, примером правового нигилизма и «законодательной чехарды». В нынешней ситуации не имеет никакого смысла спешить принимать закон с коррупциогенными «дырами». Такой закон можно сравнить с «потёмкинским» сооружением, лишённым фундамента, а многочисленные доработки – с пристройками, лишь утяжеляющими, а не исправляющими критические недоделки в его первоначальной конструкции.
Предложение любой ценой «продавить» недоделанный закон, а затем изменять его уже после вступления в силу находится в прямом противоречии с позицией Президента России Владимира Путина, который предостерегает от принятия некачественных законов.
Выступая на IX Всероссийском конгрессе судей в 2016 году, глава государства говорил о наличии «угроз в процессе правоприменения» из-за того, что «наше правовое поле меняется очень быстро, может быть, слишком быстро и порой несистемно». Предельно точная характеристика озвучиваемым сейчас планам – принять заведомо «сырой» закон с тем, чтобы сразу начать вносить в него изменения.
Этим депутатам стоило бы прислушаться к Президенту, который акцентировал внимание на том, что «стабильность и предсказуемость законов – общая для всех цель и гарантия качества национальной юрисдикции». Владимир Путин последовательно отстаивает данную позицию. Выступая в декабре 2018 года на встрече с руководством Совета Федерации, Государственной Думы и профильных комитетов двух палат Федерального Собрания РФ, Президент подчеркивал, что «количество законодательных актов не является основным показателем, гораздо важнее их качество и системность, соответствие ожиданиям, насущным запросам людей и, конечно, коренным задачам развития страны».
Игнорирование этих основополагающих требований главы государства стало бы большой ошибкой при принятии важного регионального закона. Губернатор Владимир Сипягин видит своей задачей не допустить «законотворческой чехарды» и в интересах жителей области принять качественно проработанный и согласованный с прокуратурой закон об изменениях в областной закон «О межбюджетных отношениях».
Читайте также: Дмитрий Медведев поручил регионам верстать нацпроекты-2020