Один из центральных вопросов, который активно обсуждался, - компетенция учителя будущего, его профессиональный уровень.
-Мы должны от формальной «обязаловки» прийти к качественному непрерывному образованию каждого учителя, - прокомментировала современные тенденции проекта «Учитель будущего» проректор ВИРО Галина Чикунова. – Эксклюзивные программы будут реализовывать в специальных центрах сопровождения и оценки профессионального мастерства. Их задача – понять каждого педагога, выяснить, в чем он испытывает дефицит знаний, и помочь.
Галина Чикунова. Фото Ирины Игнатовой
Таких центров во Владимирской области будет три (в каждом регионе это зависит от числа учителей). С 2021 года пойдет их финансирование из федерального бюджета. Кроме того, будет усилена методическая служба в муниципальных образованиях.
Проект «Учитель будущего» поставил всеобщую задачу – к 2024 году в систему профессионального роста должны быть включены 50% педагогов.
Неоднозначную реакцию учительской аудитории вызвала информация о проекте Правительства РФ, в котором предлагается ввести новые должности: ведущего и старшего учителя, и по две категории в каждой из них. Предполагается, что ведущий учитель будет выполнять роль наставника и интегратора. Проект обсуждается на федеральном сайте ЕФОМ.РФ.
На рассмотрении сегодня и новая модель аттестации педагогов. Речь идет об обязательной сдаче экзамена в виде тестирования по предмету. Предлагается и введение экзамена для выпускников педагогических вузов – на вход в профессию. То есть учителя в школу «не примут» без экзамена!
Модель аттестации уже апробируется в 11 регионах России, в том числе нашими соседями в Нижнем Новгороде, Рязани и Ярославле. Регион-33 участия не принимает – год назад экзамены в качестве эксперимента писали лишь математики области. Однако к концу 2020 года новая система аттестации войдет уже в штатный режим.
- Мы должны говорить с коллегами о молодых педагогах, какая для них создается среда, - нацелила Галина Чикунова. – Чтобы они не уходили из школы после первой четверти! На вопрос, почему они увольняются, молодые люди первой причиной называют нездоровый психологический климат в коллективе.
А вот хорошая работа с молодыми специалистами дает свои плоды. В 2019 году шесть начинающих педагогов стали участниками областного конкурса профессионального мастерства «Педагог года». Однако не все районы участвуют в подобных конкурсах. И не везде молодых учителей опекают.
Проект «Учитель будущего» также предполагает подготовку хороших руководителей для школ и детских садов. В нашей области создана резервная группа таких кадров, правда пока она небольшая.
- Раньше выпускника вуза смело могли поставить директором школы, а сейчас нет. И может быть, это ошибка, надо больше доверять молодым, - считает проректор Галина Чикунова.
О чем же еще говорили учителя и директора школ Владимирской области на образовательном саммите?
Лилия Фомина, директор Косинской школы Юрьев-Польского района:
- У нас проблемы с подбором кадров. Молодых принимаем с удовольствием. Помогаем во всем, чем только можем. Лелеем! Но если находит человек более привлекательный вариант, то уходит. Не могу сказать, что у нас на селе плохая зарплата у учителей, сложности чаще возникают во взаимоотношениях с детьми, родителями. Не всегда молодые педагоги могут выдержать предлагаемую нагрузку. Ведь в сельской школе очень большая подготовка. Один учитель на все параллели. Одна из выпускниц педколледжа, мама четверых детей Наталья Кузнецова пришла к нам в школу учителем начальных классов. Год отработала с удовольствием. Мы рады такому пополнению!
Татьяна Жилина, директор Стародворской сельской школы:
- Мы с коллегами проводили сегодня мастер-класс. Рассказывали о школьном краеведческом проекте «Пять шагов к успеху». Проект посвящен 1000-летию Суздаля, которое мы будем отмечать в 2024 году. Задача – чтобы каждый ребенок хорошо знал свой город, гордился им и умел провести экскурсию так, чтобы любой гость мог влюбиться в Суздаль. Именно на традициях воспитывается бережное отношение к малой Родине, культурно-нравственные позиции. На пленарном заседании нас озадачили новыми позициями в образовании. Повышение профессионального роста, работа с молодыми кадрами. Мы приветствуем молодежь, потому что каждый приносит свою изюминку в школу и увлекает детей тем, что умеет сам.
Людмила Хубиева, учитель химии Петушинской школы №1, лауреат конкурса «Учитель года 2019» в номинации «Учитель-мастер»:
- Сама сегодня проводила мастер-класс по созданию личностного потенциала у ребенка. Каждый ученик должен найти себя! Ему нужно в этом помочь. И смотрела опыт коллег из Ковровской школы №11 по профессиональной подготовке. Очень интересно! Они начинают работать с детьми со второго по 11-й классы, у них отлажены связи с колледжами, вузами и предприятиями. Коллега была на мастер-классе Симской школы, где речь шла об индивидуальной образовательной траектории. Это нам интересно, потому что у нас открыта региональная инновационная площадка « Формальное и неформальное образование». Наша школа новая, с очень хорошей материальной базой, работать приятно!
Наталья Мироедова, директор школы №2 Гусь-Хрустального:
- Мы создаем все условия для талантливых педагогов, в числе которых мой коллега Алексей Ксенофонтов. У нас очень много молодых преподавателей, за каждым закреплен наставник, а школа работает в режиме «полного дня» – с 8 утра до 8 вечера. И даже в каникулы учителя не знают отдыха! У нас кроме проекта Яндекс - лицея организованы классы углубленного изучения информатики и математики. Функционирует муниципальная инновационная площадка по интеллектуальному развитию. Заключены партнерские договоры с ВШЭ и МИФИ. Радуемся, что наши выпускники ежегодно получают высокий балл на ЕГЭ, побеждают в предметных олимпиадах и поступают в самые престижные вузы страны. К примеру, единственный в области 100-бальный результат экзамена по математике в этом году у Светы Акимовой, уже студентки МГУ.
Альбина Петрухина, директор Бавленской школы им. Героя Советского Союза Павла Рачкова Кольчугинского района:
- Нашим педагогам Татьяне Корючкиной, Наталья Князевой и Красноперовой Ольге сегодня вручили памятную медаль «За вклад в подготовку и проведение XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи и диплом, подписанный президентом страны Владимиром Путиным.
На саммите мы вместе с учениками рассказали о своем опыте по развитию Российского движения школьников (РДШ). Это раскрывает огромные возможности для развития детей. Наши ребята были на всех слетах в Москве и Санкт-Петербурге. У нас работает победитель всероссийского конкурса «Учитель года» историк Ирина Малыгина. Виртуальный проект школьного музея, который она ведет с детьми, отмечен наградами на всероссийском уровне. Кроме того, на базе нашей небольшой сельской школы скоро откроется центр цифрового профиля «Точка роста». Сделан ремонт, поступает интерактивное оборудование и мебель.
Сергей Курасов, учитель истории Владимирской школы №15:
- Нам показали опыт, который можно переложить на собственную практику. Чувствовался позитивный настрой, единение выступающих и зала. Муромские педагоги выступили с попыткой заглянуть в школы будущего. Они презентовали, к примеру, атлас новых профессий, а также лото и другие игры для развития профессиональных навыков у людей в возрасте от 13 до 40 лет. Очень интересно!
Читайте также: Владимирским учителям ищут возможность помочь материально