Защитить областным законом последние островки зелени в городах региона общественность пытается вот уже 10 лет.
В 2009 году в план законотворческой деятельности облпарламента вносился пункт о разработке такого законопроекта. Помешало строительное лобби.
В феврале 2015 года против застройки зеленых зон выступила Общественная палата региона. И опять встал вопрос об областном законе. Тогда активные горожане из объединения "Зеленый Владимир" решили не ждать милости властей, а разработать документ самостоятельно. Изучили опыт других регионов, заручились поддержкой экспертов и на основании аналогичного закона, действующего в Санкт-Петербурге, подготовили проект закона Владимирской области.
Прежде чем отдать его в ЗС, законопроект вынесли на публичное обсуждение. Получили более 2 тысяч отзывов, в том числе от Законодательного Собрания Владимирской области, управления экологии и охраны окружающей среды мэрии Владимира, горадминистрации Коврова и горсовета Гусь-Хрустального. Откликнулись некоммерческие организации «Опора России», «Юристы за гражданское общество», эксперт при уполномоченном по правам человека в РФ, а также сотни граждан.
С учетом замечаний документ был доработан и в июле передан в ЗС. Рабочую группу возглавлял нынешний губернатор, а в тот момент председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии Владимир Сипягин. Тогда проект закона, написанный общественниками, был раскритикован. Со стороны юридической службы ЗС были замечания по поводу противоречий с федеральным законодательством. А эколог Галина Есякова назвала законопроект плагиатом, мало пригодным для нашего региона. "Зеленый Владимир", состоявший из горожан разных профессий, попросил помощи опытных законотворцев в работе над документом, но на этом все и закончилось.
Максим Шевченко внес в ЗС проект, основанный на законе, принятом в Нижегородской области. Он закрепляет в региональном законодательстве многие действующие общероссийские нормы, и в то же время содержит ряд новых ограничений, направленных на сохранение зеленого каркаса городов.
Например, пункт 5 статьи 9 гласит: "Озелененные территории общего пользования Владимирской области в соответствии с федеральным законодательством относятся к земельным участкам общего пользования и приватизации не подлежат".
Законопроектом предусмотрено ведение областного зеленого реестра. Эту работу должен будет выполнять уполномоченный орган.
Право принятия решений о вырубке зеленых насаждений отдается экспертам-профессионалам. Их выводы подлежат публикации на сайте ЗС. В предыдущей версии законопроекта эта роль отводилась комиссиям, в составе которых должно было быть не менее 50 % представителей общественности.
Жители могут осуществлять общественный контроль в этой сфере и патронирование озелененных территорий, могут создавать фонды для финансирования охранных мероприятий, имеют право на участие в подготовке решений и получении информации. В прошлой версии законопроекта роль общественности была шире.
Законопроект прописывает источники финансирования мероприятий по охране озелененных территорий. Государственные областные программы финансируются из областного бюджета. Озелененные территории ограниченного пользования финансируются за счет собственника объекта недвижимости, при котором они создаются. Озеленением и благоустройством парков, скверов и бульваров должен заниматься муниципалитет за счет бюджета и других источников, не противоречащих закону.
Если законодательная инициатива Максима Шевченко будет поддержана его коллегами в ЗС, общественности Владимира станет проще противостоять застройке зеленых зон.
Примечательно, что желание вернуться к обсуждению "зеленого" закона высказал и губернатор Владимир Сипягин во время Арт-субботника 22 июля, когда в парке у ДТЮ появились лавочки.
Ранее мы сообщали: В парке "Дружба" во Владимире появилась аллея позора