4 декабря 2019 в 11:00

А если взглянуть на трассировку М12 не только из деревни Гридино?

Фото: Александр Известков
Судя по новостным заголовкам последних дней, деревня Гридино Судогодского района окончательно стала эпицентром протестов против проекта трассировки скоростной автодороги М12 «Москва - Казань». Действительно, можно понять гридинцев! Ведь они видят на карте красную черту будущего автобана, которую кто-то провел прямо через их деревню. Ну, а если все-таки посмотреть на трассировку М12 не только из Гридина и соседних деревень, а из Коврова, Камешкова, Вязников, Владимира?

Трудности инфраструктурного проекта

Попробуем исходить из того, что дорога М12 может и пригодиться, а не только помешать сотням тысяч жителей Владимирского региона. Тогда стоит подумать, как нам будет удобнее выезжать на суперсовременный автобан международного значения.

...Волна сочувствия невольно поднимается, когда видишь и слушаешь людей на митинге в Гридине. Кажется, прямо по домам, по школе (или около школы) пройдет платное шоссе… У кого не дрогнет сердце, когда твою деревню пополам «разрежут» автобаном! Или под снос пойдет твой дом. Действительно, изменится местный образ жизни.

Но большие дорожные стройки в регионе уже случались: появились же как-то и железные дороги, и автомобильные. К сожалению, при строительстве новой дороги через местности, где много деревень и садовых участков, неизбежно какие-то из них «зацепит». Да и любой крупный инфраструктурный проект с этими издержками связан.

И все-таки Владимирская область явно испытывает недостаток транспортной и другой инфраструктуры. Современная быстрая дорога нужна. Это, кстати, признавали и митинговавшие в Гридине. Но при этом требуют: «Только не через нашу деревню».

Многие возмущенные вопросы гридинцев и их соседей сняла бы информация о размере компенсации за землю и строения.

Помню, как тревожно смотрели на геологоразведчиков жители сел Суздальского района, когда планировался маршрут высокоскоростной железнодорожной магистрали к северу от Владимира. И там сел немало. И тоже люди спрашивали о компенсации. А информации так и не было.

Об этом напомнил глава администрации Петушинского района Сергей Великоцкий, который на недавнем совещании под председательством врио вице-губернатора Александра Байера задавал вопрос представителю «Автодора», сколько будет полагаться людям за имущество, которое потребуется отдать под дорогу. Так и говорил глава: «Назовите суммы, и тогда митингов, возможно, не будет». Но проектировщики сумм не назвали, только обещали исходить из рыночных цен по закону. Жаль. Более точный «порядок цифр» о плате за дома и участки на пути автобана был бы хорошим конструктивным аргументом сейчас.

А если взять южнее

Один из альтернативных вариантов трассировки был предложен от инициативной группы жителей: провести трассу М12 южнее ЗАТО «Радужный». И Байер даже обещал этот вариант изучить. Хотя проектировщиков на южном направлении напугали особо охраняемыми природными территориями и протестами экологов.

Но в любом случае при южном варианте трассировки, даже если дороге удастся пройти через экологические экспертизы и леса, надо будет решать проблему с местом пересечения автобана М12 и сложившейся системы дорог Владимирского региона.

В том варианте, который прочертили проектировщики (пока через Гридино), новый автобан пройдет между Радужным и Владимиром. И выехать на него можно будет с использованием нового обхода Бараков. Который так долго строили и, наконец, построили.

Тогда от Владимира до этой современной развязки и заезда на М12 можно было бы быстро добраться по прекрасному шоссе категории 1-б в четыре полосы.

При южном варианте трассы автобана, который предлагает инициативная группа жителей, придется переносить развязку с выездом на М12 в сторону Судогды на 15-20 км. Причем проезжать этот дополнительный отрезок нужно будет по извилистой двухполосной муромской дороге категории 2. Путь до автобана из Владимира окажется в два, а то и в три раза дальше, причем придется следовать далеко на восток, в противоположную от Москвы сторону. Ясно, что добираться до М12 из Коврова, Вязников, Камешкова, Владимирской агломерации станет крайне неудобно.

Конечно, будет еще выезд на М12 вблизи Лакинска. Но ближе он лишь для жителей западной оконечности Владимира и близлежащих районов.

Значит, выезд на новый автобан с обхода Бараков со всех точек зрения гораздо удобнее для большинства владимирцев, а также через южный обход Владимира - для ковровчан, вязниковцев, камешковцев.

А это затрагивает интересы примерно полумиллиона жителей области. Давайте взвесим: интересы сотен тысяч и сотен? Тяжелый выбор, но надо подходить к нему разумно.

«Как соблюсти интересы людей при строительстве М12»? Вновь и вновь звучит этот вопрос в СМИ в связи с проектом автобана.

Понятно, что всегда каждый думает только о своей хате, независимо от того, с краю она или не с краю. Но интересы сотен тысяч жителей области, наверное, все-таки должны быть в приоритете.

Остается соблюсти интересы деревенских жителей, дома и участки которых пересечет автотрасса, с помощью достойной денежной компенсации, о чем мы уже говорили. Но, повторим, нужно знать о суммах компенсации уже сейчас.

Исторический пример

Как тут не вспомнить стародавнее строительство Московско - Нижегородской железной дороги через Владимир в 1858-1861 годах! Той самой «железки», которая отрезала центр города от Клязьмы и лишила его набережной.

Само собой, что на пути железной дороги вдоль Клязьмы в то время были строения и участки владимирцев.

В итоге генерал Чевкин, руководивший строительством, стал по инициативе жителей города почетным гражданином Владимира. Почему же? В значительной мере потому, что владимирцы получили хорошие выплаты за изъятое для нужд железной дороги имущество.

Кстати, обсуждали ведь тогда, в XIX веке, возможность проложить железную дорогу к северу от Владимира. Однако в северном варианте станция «Владимир» оказалась бы в районе села Доброго, а не близко к центру города. И сегодня раздаются голоса за то, чтобы автобан М12 прошел к северу от Владимира. Но надо осознать, что это лишь мечты, с которыми нужно расстаться. Потому что М12 в проекте недаром «ныряет» от Владимира на юго-восток и проходит по югу Нижегородской области, поближе к Арзамасу и Сарову, - таково геополитическое решение федерального центра, вызванное соображениями необходимости развития всех территорий страны.

А если все-таки через пойму?

Итак, при прокладке южнее Радужного новая трасса удалится от Владимира и северо-восточной развитой и густонаселенной части области. В случае пересечения Гридина и близости к дороге других селений тоже есть недовольные.

Но ведь был еще вариант трассировки через пойму Клязьмы, в обход деревень. Однако защитники поймы, те же гридинцы в том числе, своими протестами и вынудили проектировщиков направить трассировку через населенные пункты. «Но пасаран, - пишут они в соцсети, - только не через уникальную речную пойму!»

Вот и отодвинули трассу от реки в сторону деревень.

Так что надо отдавать себе отчет в том, что Гридино оказалось на будущей трассе именно потому, что проектировщики не хотели связываться с протестами экологической общественности. Остался путь через деревни. Тоже нельзя? Тогда где же прокладывать? Отказываться от международной трассы, которая могла бы принести и пользу, неразумно.

Или все-таки надо рассмотреть снова, пока не поздно, вариант возвращения автодороги в пойму? Конечно, надо учесть все природные обстоятельства: какие зоны в пойме подтапливаются, какие ценные объекты повредит дорога.

Но пока видно, что при трассировке между Владимиром и Радужным автобан будет доступнее и заезд на него удобнее для множества жителей региона.

Ранее мы сообщали: Жители деревни Гридино обратились за помощью к Путину

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
24 минуты назад Владимирская таможня за год взыскала штрафов на 7,3 млн рублей
В ведомстве подвели итоги уходящего года. За 11 месяцев 2024 года сотрудники Владимирской таможни возбудили 1869 дел об административных правонарушениях. Общая сумма взысканных штрафов составила 7 млн 305 тыс. рублей.
час назад «Итоги года с Владимиром Путиным»: взгляд журналиста
Прямая линия Президента России, совмещенная с его пресс-конференцией, 19 декабря стала важнейшим в году диалогом главы государства с народом и главным событием в сфере масс-медиа. Владимирским журналистам удалось участв…