Круглогодичная тема
Обычно зимой во Владимирской области тема дорожной разметки уходит под снег и лед до весны. Но бесснежный декабрь словно подчеркнул очевидное: асфальт на виду, а разметка на нем либо «тает на глазах», либо уже пропала.
На проспекте Ленина - на площадях Победы и Садовой - людям за рулем трудно выбрать правильный ряд: на повороте со Студеной горы на проспект Ленина вообще разметки нет, даже разделительной полосы. То же самое на сложном перекрестке улиц Студеная гора, Дворянская и Дзержинского у храма Михаила Архангела.
На перекрестке улиц Мира и Большой Нижегородской у «Автоприбора» водители тоже не могут точно вписаться в нужный ряд на повороте из-за стертых линий. На площади Ленина приходится совершать непростые маневры, а без разметки это сложно.
Еще одним сложным перекрестком, где невидимая разметка создает сложные ситуации, является пересечение проспекта Ленина и улицы Диктора Левитана. На улице Батурина после поворота с улицы Луначарского по направлению к рынку совсем нет разделительной полосы, так что непонятно, здесь должна быть сплошная или прерывистая... По нашим наблюдениям, проще сказать, где разметка есть, чем перечислить улицы, на которых ее нет.
Слово - водителям
Опытный водитель Леонид отмечает:
- Даже мне непросто без разметки ездить. Хорошо, что мы, местные, знаем особенности движения в городе. А тем, кто редко или вообще впервые едет по Владимиру, очень трудно правильно выбрать ряд. Порой, если разметки нет, выручают дорожные знаки, которые указывают направление движения, но такие знаки есть не везде.
Ольга не так давно села за руль, основные ее маршруты к дому пролегают через проспект Ленина:
- Если мы возьмем проспект Ленина от площади Победы до гостиницы «Заря», то по нему идут две сплошные линии, - говорит начинающая автомобилистка. - И развернуться можно только на перекрестках, на площади Победы и на Садовой. Без разметки многим непонятно, куда ехать, ведь надо заранее перестраиваться. Даже на знакомом для меня перекрестке проспекта Ленина и улицы Диктора Левитана иногородние машины, обычно с московскими номерами, двигаясь прямо, встают в левую полосу и создают пробку. Потом начинают выезжать из левой полосы в среднюю. В городе много таких казусов, понятных только владимирцам. А надо, чтобы всем участникам движения было понятно, куда ехать.
Недавно сдававшая экзамены на права Ольга замечает, что многие их нарушают в связи с плохой разметкой:
- Все чаще вижу, что водители разворачиваются через две сплошные. Вот только их не видно. Фактически-то разметки нет. И если проблескивает местами какая-то разделительная полоса, то непонятно, сплошная она или прерывистая.
Но переместимся по городу восточнее. Светлана Савельева часто ездит за рулем в Доброе. Одним из опасных считает перекресток перед «Автоприбором» (поворот на «Точмаш»):
- Разметка полностью стерта уже давно. Водители поворачивают с улицы Мира на большую Нижегородскую и не могут правильно выбрать положение на дороге, переезжают на соседние полосы на повороте, подрезают друг друга. Все усложнятся в темное время суток, которое у нас осенью и зимой длится очень долго. Разметка в городе должна быть яркой и светоотражающей.
По данным «Народного контроля»
Председатель регионального отделения общественной организации «Народный контроль», главный редактор «АвтоГазеты» Сергей Федяев тоже отмечает, что во Владимире с дорожной разметкой все плохо.
«Народный контроль» ведет мониторинг участков дорог, которые ремонтируются по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» («ВВ» писали об этих рейдах). Распространенное замечание к завершенным работам в 2019 году — это именно отсутствие дорожной разметки. А ведь речь идет о свежем ремонте!
Сергей Федяев. Фото Александра Известкова
- В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году во Владимире проведен ремонт на 18 участках городских дорог, - говорит Сергей Федяев. - И только на 7 объектах мы увидели, что на завершающем этапе более или менее дорожная разметка выполнена - на улицах Безыменского, Комиссарова, Мира, Энергетиков, на проспектах Строителей и Суздальском, бульваре Художника Иванова. На других объектах она отсутствует. Яркий пример – улица Студеная гора. Там развязка очень сложная, с поворотом, есть разворотная петля. Объекты сдавались в сентябре, а разметки там уже в ноябре не было видно!
И вот примеры других точек на картах городских дорог Владимира по данным «Народного контроля», где в рамках нацпроекта ремонт в прошлом году сделали, а разметки нет: по Октябрьскому проспекту сверху до ул. Мира; на улице Гастелло, от д. 11 до д. 8а; на улице Тракторной от проспекта Строителей до д. 58; на улице Чайковского от проспекта Ленина до ул. Даргомыжского; на улице Большой Нижегородской, от д. 95 до д. 91; на ул. Северной и т.д.
- Нормативная, яркая дорожная разметка – это лишь одна из нескольких составляющих безопасности на дорогах, - подчеркивает лидер регионального отделения «Народного контроля». - Сегодня к тому, что касается дорожной разметки, освещения, ограждений, обустройства пешеходных переходов, у нас остается много вопросов. Но ведь можно все сделать правильно! Недавно мы ездили по теме контроля качества горючего на автозаправках в Меленки — и там я увидел настоящую пластиковую разметку, которая и сейчас прекрасно заметна. А не как у нас во Владимире. А работ по нацпроекту в Меленках не было! Я это объясняю правильным подходом чиновников к планированию работ вместе с ГИБДД.
Чем же можно объяснить такую разницу в подходах к организации дорожных работ?
- Чиновникам по нацпроекту нужно отчитаться, прежде всего, за километры нормативных дорог. А что касается элементов безопасности – это, по их мнению, вторично, - говорит Федяев. - Несмотря на то, что само название нацпроекта подчеркивает приоритет безопасности. Дело еще в том, что федеральные деньги по нацпроекту выделяются именно на замену дорожного полотна. Если заказчик в лице городской администрации планирует менять дорожное полотно, укреплять обочины, то они должны заранее посмотреть, где нужна замена бордюра, где нужно обустройство дорожного перехода, где улучшить освещение, за счет чего и как будет выполнена разметка. Чиновники должны предусмотреть средства и на это. На 2020 год объекты по нацпроекту во Владимире уже определены. И уже сегодня чиновники должны синхронизировать по ним все виды работ.
По итогам своих рейдов в 2019 году активисты «Народного контроля» в обращениях к мэрии настаивают на целом ряде улучшений и исправлений.
Например, что надо убирать опасный пешеходный переход на проспекте Ленина у поворота на Ставровскую, привести в норму устройство перехода у школы № 43. На улице Диктора Левитана у корпуса авиамеханического колледжа необходим нерегулируемый пешеходный переход рядом с автобусной остановкой. Без него подростки перебегают через дорогу в неположенном месте…
- Мы хотим добиться того, чтобы в рамках нацпроекта пешеходные переходы вблизи учебных заведений соответствовали всем требованиям ГОСТа, - уточняет Сергей Федяев.
Перекресток улиц Нижняя и Верхняя Дуброва - еще один очаг аварийности во Владимире. Общественники предлагают по нацпроекту создать там круговое движение в две полосы. Кстати, часть замечаний и предложений «Народного контроля» (на Северной, Безыменского, Диктора Левитана и других) мэрия учла. Но вопросов осталось много.
Например, на улице Безыменского и Суздальском проспекте отмечено скопление воды прямо на ярко размеченной зебре на отремонтированном участке дороги. То есть разметка есть, а пройти по ней в сырую погоду нельзя из-за огромной лужи, скапливающейся из-за понижения уровня асфальтового покрытия. Это проявится весной или в оттепель. Таких адресов неблагополучия на дорогах еще немало.
Мэрия просит финансирования
Мы обратились в пресс-службу администрации города Владимира за комментариями по поводу ситуации с горизонтальной разметкой во Владимире. И вот что нам ответили:
«Устройство дорожной разметки на территории города Владимира осуществляется в соответствии с ГОСТом 32953, ГОСТом 51256, ГОСТом Р 52289. Разметка выполняется эмалью и термопластиком. Все используемые материалы соответствуют техническим требованиям по ГОСТам 32830 и 51256, что подтверждается паспортами качества при поставке товара, а также проводимой экспертизой.
В соответствии с ГОСТами 51256, 32953 функциональная долговечность разметки, выполненной термопластиками, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от толщины слоя нанесения, функциональная долговечность разметки, выполненной эмалями, - не менее 3 месяцев. Понятно, что разметку, нанесенную эмалью, приходится обновлять гораздо чаще. Проводить же работы по нанесению и подновлению разметки возможно только при определенных погодных условиях. В частности, в зимнее время эти работы выполнять нельзя.
Безусловно, термопластики гораздо долговечнее эмалей в использовании. И все же, учитывая колоссальную разницу в стоимости материалов, МКУ «Центрууправления городскими дорогами» (ЦУГД) приходится в большинстве случаев использовать эмали. Совокупный объем устройства дорожной разметки составляет 42000 квадратных метров (с учетом пешеходных переходов). Расход эмали – 0,65 кг/м2, термопластика – от 6 до 8 кг/м2. Стоимость: эмаль – 95-120 руб./кг, термопластик – 65-70 руб./кг.
Потребность для разового устройства горизонтальной разметки:
- эмалями – 27 300 кг х 120 руб. = 3 276 000;
- термопластиком – 252 000 кг х 65 = 16 380 000.
Поэтому с учетом крайне ограниченного в 2019 году финансирования работ из областного дорожного фонда МКУ «ЦУГД» применялся термопластик только для устройства разметки пешеходных переходов. Естественно, что администрация города заинтересована в том, чтобы дорожная разметка была как можно более долговечной, удобной и видной автомобилистам круглый год. Ведь речь идет, в первую очередь, о безопасности дорожного движения. При условии увеличения ассигнований в г. Владимире будет осуществляться поэтапный переход на повсеместное использование более долговечного материала».
Похоже, мэрия ожидаемо «переводит стрелки» на областное финансирование: ответ выглядит как выставленный кому-то счет. В остальном - снова вопросы. Почему средств не хватило именно на разметку? Нельзя ли было нанести ее хотя бы на самых сложных перекрестках и развязках, а не ждать поступления всей суммы? Да и в целом, в 3,3 млн рублей за ВСЁ обновление разметки хотя бы эмалями выглядит не столь уж неподъемной для города с запланированными доходами бюджета-2020 больше 8 млрд! А получается, что пока дорожный фонд не переведет указанные суммы, дорожной разметкой мэрия особо не занимается?
Дороги во мгле
При подготовке репортажа о проблемах с разметкой мы услышали много жалоб водителей и на слабую освещенность улиц города. Вот лишь некоторые мнения автомобилистов:
- Вечером по Владимиру еду часто только по приборам, почти вслепую – не видно ни пешеходов, ни бледной разметки, если она сохранилась.
- Из-за неярких светодиодных фонарей улицы очень темные, - вторит другой автолюбитель.
Люди клянут светодиодные фонари, которые светят слишком бледно. Кстати, в минувшие выходные активисты «Народного контроля» провели рейды по пешеходным переходам с измерениями уровня освещенности на дорогах, отремонтированных в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» во Владимире. При этом общественники вооружились специальным прибором - люксметром.
- Результаты неутешительные, - говорит Сергей Федяев. - Мы проинспектировали 51 пешеходный переход. Из них более 50% не соответствуют нормативным требованиям по освещенности. К примеру, на перекрестке одной из главных городских магистралей - Суздальского проспекта с улицей Куйбышева - не работает 15 светильников. Пешеходы пересекают Суздальский проспект в полумраке, ведь освещенность тут составляет всего 7,08 лк, что в два раза меньше требований ГОСТа.
Читайте также: Транспортный коллапс на ул. Диктора Левитана: мэрия бездействует