29 января 2020 в 13:15

Вячеслав Картухин: «В конституционных инициативах наш Президент проявил политическую мудрость»

Фото: пресс-служба РАНХиГС
Заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, директор Владимирского филиала РАНХиГС, кандидат юридических наук Вячеслав Картухин прокомментировал законопроект о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.

Вячеслав Картухин: «Наш Президент, предложив в Послании свои инициативы по совершенствованию Конституции России, в очередной раз продемонстрировал свою силу как мудрый политический деятель мирового масштаба.

Думаю, на принятие Президентом решений о Конституции повлияло несколько факторов. С одной стороны, это сложнейшая международная обстановка. Идет демонтаж сложившихся отношений на международной арене по итогам Второй Мировой войны, прежде всего при активном участии США и Европейского Союза, навязывание так называемого однополярного мира. Второй фактор, связанный с первым, - внутренний. В том числе это непростая ситуация в стране,связанная со снижением уровня доходов населения. Президент посчитал необходимым переформатировать всю политическую систему. Причем, это переформатирование - не в сторону создания авторитарной власти, а в направлении такого распределения полномочий, которое усиливает так называемый принцип сдержек и противовесов.

В случае принятия предложенных поправок, усиливается роль Государственной Думы. И здесь мы должны вспомнить, что аналогичный подход был предложен в Законодательном Собрании Владимирской области, - чтобы кандидатуры заместителей губернатора согласовывались с Заксобранием. Такой тренд продвигается теперь на федеральном уровне. Все это направлено на то, чтобы сделать процесс прихода людей на такие ключевые должности более прозрачным, более открытым. И повысить уровень ответственности всех ветвей власти за то, что происходит в стране. Ответственность получается как бы субсидиарная. Если этот подход будет принят, то он повлияет и на роль политических партий, и на само формирование состава Госдумы.

Важный вопрос связан с конституционным закреплением статуса Государственного совета. В свое время Совет Федерации формировался из губернаторов и председателей ЗС регионов. И в тот период Совет Федерации играл очень важную роль во всей структуре. Когда каждый губернатор был членом Совфеда, его возможности с точки зрения продвижения интересов региона на федеральном уровне были значительно выше, чем сейчас.

И решение Президента повысить статус Государственного совета, несомненно, усилит позиции губернаторов. Так у них будет больше возможностей, чтобы отстаивать интересы региона в Правительстве России. То, что Государственный совет станет конституционным органом власти, на мой взгляд, положительно отразится на всех процессах управления. Я с Госсоветом связываю в перспективе глобальные изменения во власти. Соответственно, появление этой структуры, которая будет реально влиять на положение всех дел в стране, повысит эффективность принимаемых решений. По сути Госсовет будет определять стратегию социально-экономического развития страны. Председатель Госсовета и Президент будут учитывать мнение этого органа, в который войдет все руководство страны и ее регионов.

Если вернуться к системе международного права, то сегодня выстроена таким образом, что решения, которые принимаются в отношении той или иной страны, отдельных граждан, юридических лиц, могут в корне расходиться с внутренним законодательством страны. И более того, опыт последних лет показывает, что решения международных организаций часто политизированы.

Когда международные договора затрагивают вопросы национальной безопасности, по сути являются вмешательством во внутренние дела страны, то, безусловно, такие нормы не должны превалировать над Конституцией этой страны.

Надо четко понимать, что эта инициатива - не прихоть Владимира Владимировича Путина, а ответ на сложившуюся ситуацию с нормами международного права. Решение отдавать приоритет Конституции не означает пренебрежения международным правом во всех случаях подряд. Будет рассматриваться индивидуально каждый международный акт на предмет того, посягает ли он на интересы государства и гражданина.

Пока в действующей Конституции России приоритет закреплен за нормами международного права.

Также по инициативе Президента повышается роль Конституционного Суда, статус его значительно усиливается, потому что расширяется круг его возможностей с точки зрения конституционного контроля за принимаемыми законами. Кроме усиления принципа сдержек и противовесов, эта инициатива носит и антикоррупционный характер.

Надо также понимать, что российская система законодательства полностью «нанизана» на конституционные нормы, и поэтому любые изменения Конституции повлекут за собой вопросы, связанные со всей совокупностью федерального законодательства и законов субъектов Федерации. Стоит сложная задача все это увязать. Поэтому мы и видим маститых юристов во главе работы над конституционными поправками ведущих правоведов страны - Павла Владимировича Крашенинникова и Талию Ярулловну Хабриеву. Оба они, кстати, в разные годы стали лауреатами Премии имени Михаила Сперанского, вручаемой во Владимире за выдающийся вклад в разработку российского законодательства».

Ранее предложенные Президентом поправки поддержал член Совета Федерации от Владимирской области Александр Пронюшкин. Комментарии сенатора - в материале по ссылке.

Читайте также: Прокуроров попросили усилить внимание к реализации нацпроектов

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:32 На улицах Владимира полиция провела масштабный рейд
Вместе со стражами порядка в минувшие выходные патрулирование осуществляли госавтоинспекторы, инспекторы по делам несовершеннолетних, участковые, а также общественники и студенты-волонтеры, сообщает пресс-служба УМВД Рос…
вчера в 17:50 Парламенты Владимирской области и Беларуси заключили соглашение о сотрудничестве
Оно было подписано в Витебске в рамках XI форума регионов Беларуси и России. Владимирская область и Могилевский областной Совет депутатов договорились о обмене опытом.